Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Дифтерия носа чаще всего встречается у маленьких детей. Обычно отмечается односторонний гнойный насморк с примесью крови, ребенок сопит, плохо берет грудь. При исследовании носа обычно на одной стороне носовой перегородки обнаруживается пленка, препятствующая нормальному дыханию. Выделения из носа содержат дифтерийные палочки, которые нередко инфицируют кожу верхней губы. При дифтерии носа температура часто остается нормальной, самочувствие ребенка мало нарушается. Если заболевание не распространяется на другие органы, оно протекает благоприятно. Ввиду того что самочувствие ребенка при дифтерии носа не изменяется, она может быть просмотрена. Большею роль здесь может сыграть воспитательница, знающая, что сукровичные выделения из одной ноздри могут быть признаком дифтерии. Ребенка необходимо удалить из группы, показать врачу и послать мазок из носа в лабораторию для исследования. Болезнь начинается с недомогания, повышения температуры, головной боли, потерн аппетита. Через несколько часов появляется боль в горле. В зеве отмечается отечность, краснота, вскоре образуются небольшие сероватые налеты. В тяжелых случаях они покрывают всю поверхность миндалин и могут захватывать язычок и даже мягкое небо. Отмечается увеличение и болезненность подчелюстных и шейных лимфатических узлов. Налеты плотно сидят на основании. При попытке спять их остается кровоточащая поверхность. Особенно тяжело протекает токсическая форма дифтерии зева. Ребенок вялый, бледный. Появляется отек зева и шейной клетчатки, сладковатый запах изо рта. Состояние ребенка тяжелое тоны сердца глухие. Пульс становится слабым. Дифтерия гортани (круп) — одна из наиболее тяжелых форм заболевания. Встречается чаще у детей в возрасте от 1 года до 5 лет. У ребенка сиплый голос, резкий сухой (лающий) кашель, затрудненное дыхание с удлиненным вдохом. Ребенок становится беспокойным, мечется. Затруднение дыхания все больше нарастает, развивается цианоз. При отсутствии своевременной медицинской помощи может наступить смертельный исход. Тяжесть заболевания объясняется интоксикацией и недостатком кислорода вследствие образования в гортани и трахее дифтерийных пленок, препятствующих свободному доступу воздуха. Дифтерийный круп развивается постепенно. Лающий кашель, нарастание одышки и затрудненного дыхания должны привлечь внимание врача; в таких случаях ребенка нужно срочно обследовать и оказать ему помощь. Основные осложнения касаются сердечно-сосудистой и нервной системы. Тяжелым осложнением является поражение сердечной мышцы — миокардит. Типичные осложнения дифтерии — параличи, чаще паралич небной занавески. Голос при этом делается гнусавым, нарушается глотание, часть пищи попадает в нос.


Острое инфекционное заболевание. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 6 лет. Возбудитель скарлатины — ?-гемолитический стрептококк группы А. Источник инфекции — заболевший человек. Механизм заражения — воздушно-капельный, также заражение происходит при соприкосновении, через другого человека, через предметы (игрушки, белье, предметы обихода). Проникнув в организм, стрептококк фиксируется в области миндалин. Бессимптомный период может быть до 11 дней. Потом внезапно появляется недомогание, температура тела повышается — иногда при скарлатине она больше 40 °С. Ребенок жалуется на головную боль, боль в горле, тошноту, открывается рвота, порой развиваются судороги. Ребенку больно глотать, он не может широко открыть рот. Опухают шейные и подчелюстные лимфатические железы. К концу первых суток заболевания на теле появляется сыпь, а именно: на шее, на груди, животе, в области паха, на конечностях. Сыпь — мелкоточечная розовая, часто зудящая. На фоне ярких высыпаний остается бледным носо-губный треугольник (характерный для скарлатины признак). При осмотре горла обнаруживаются признаки ангины; слизистая ротоглотки — ярко-красная; язык обложен. Все перечисленные признаки присутствуют несколько дней; примерно с 4-го дня состояние ребенка начинает улучшаться: спадает температура тела, высыпания бледнеют, явления ангины уменьшаются; очищается язык — на его поверхности хорошо видны малиново-красные сосочки. На 7-8-й день определяется легкое шелушение кожи, которое может быть от нескольких дней до нескольких недель. В зависимости от тяжести течения принято различать легкую форму скарлатины, средней тяжести и тяжелую. Значительно чаще встречается легкая форма, чем тяжелая. Возможные осложнения следующие: воспаление лимфатических узлов, отит, нефрит, ревматизм и т.д Лечение скарлатины Оценив состояние заболевшего ребенка, врач решит, можно ли его лечить на дому или необходимо стационарное лечение. В любом случае заболевший должен быть изолирован от окружающих не менее чем на 10 дней. Принципы лечения следующие: уход, за больным ребенком с соблюдением всех гигиенических правил; постельный режим не менее 7 дней; покой; полноценное питание, богатое витаминами; антибиотики в возрастных дозах; при тяжелой форме: переливание крови, введение антитоксической противоскарлатинозной сыворотки, вливание глюкозы, дача сердечных средств и т.д. Фитотерапия рекомендует: пить настой корней валерианы (5-8 г сушеного измельченного сырья залить стаканом холодной воды, настаивать в течение дня, процедить) по столовой ложке 3 раза в день до еды; пить настой корней петрушки (чайную ложку сушеного измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка настаивать час, процедить) по столовой ложке 3 раза в день. Может быть эффективен настой из следующего сбора: Цветки липы сердцелистной — 1 часть Листья малины обыкновенной — 1 часть Листья мяты перечной — 1 часть Листья шалфея лекарственного — 1 часть Трава зверобоя продырявленного — 1 часть Три столовые ложки сушеной смеси поместить в термос, залить 1 л кипятка, настаивать около часа, процедить. Принимать по стакану 3 раза в день. При ангинозных явлениях рекомендуется использовать сборы: Листья эвкалипта прутьевидного — 1 часть Листья березы обыкновенной — 1 часть Цветки календулы лекарственной — 1 часть Листья шалфея лекарственного — 1 часть Столовую ложку сушеной смеси поместить в термос, залить стаканом крутого кипятка, настаивать 1,5-2 ч, процедить. Полоскать горло 7-8 раз в день. кора дуба обыкновенного — 1 часть Веточки ели обыкновенной — 1-часть Листья березы обыкновенной — 1 часть Цветки календулы лекарственной — 1 часть Листья подорожника большого — 1 часть Столовую ложку сушеной смеси залить стаканом кипятка, кипятить на слабом огне 3-5 мин, настаивать не менее часа, процедить. Полоскать горло 4-5 раз в день. Народная медицина рекомендует: пить чай со зверобоем (цветки и листья) и липовым цветом несколько раз в день; есть лимон; полоскать горло настоем шалфея несколько раз в день; на увеличенные шейные лимфоузлы 2 раза в сутки ставить согревающий компресс — водочный или с камфарным маслом (при повышенной температуре тела компресс не ставить!), можно — просто с горячей водой, в которую добавлен уксус; пить клюквенный и брусничный соки.


Ангина - это инфекционное заболевание, при котором воспалительным изменениям подвергаются небные миндалины. Есть еще одно название у ангины - тонзиллит острый. Ангина - очень тяжелое заболевание всего организма, и чревата она серьезными осложнениями со стороны почек, сердца и суставов. Причины заболевания ангиной Возбудителем ангины у детей является стрептококк, реже - стафилококк или другие патогенные микробы. Инфекция проникает в полость рта с недоброкачественными продуктами, с воздухом, когда ребенок дышит ртом. Источником инфекции могут быть воспаленные придаточные пазухи носа, аденоидит, кариозные зубы. Ангина может возникнуть из-за плохого питания ребенка, плохих условий жизни, ослабленного организма вследствие частых простуд, от переохлаждения, усталости. Существует несколько видов ангин: катаральная, лакунарная, фолликулярная. Катаральная ангина самая не опасная. При ней воспаление охватывает только слизистую оболочку миндалины. При лакунарной ангине характерно более глубокое распространение воспалительного процесса - на лакуны, представляющие собой особые углубления в миндалинах. Фолликулярная ангина протекает тяжело, потому что воспалительные явления при ней отмечаются глубоко в паренхиме миндалин. При любой ангине – боль в горле и она усиливается при глотании. Быстро появляются симптомы общей интоксикации: головная боль, общая слабость, разбитость, иногда – тошнота, рвота. Поднимается высокая температура до 39-40?С. При осмотре горла можно обнаружить увеличенные, разрыхленные, покрасневшие небные миндалины. На слизистой оболочке миндалин, в лакунах - налеты. Эти налеты можно снять ватным тампоном или шпателем, слизистая оболочка под ними не кровоточит. Лимфатические узлы, расположенные поблизости( регионарные), подчелюстные, шейные и другие - увеличены, при ощупывании болезненны. У ребенка ангинозный голос. Изменяются анализы крови и мочи. Возможны осложнения при ангине: паратонзиллярный абсцесс, ревматизм, миокардит, нефрит. Лечение ангины у детей Нельзя самим даже пытаться вылечить ангину у ребенка. Если вы заподозрили, что у вашего ребенка ангина, надо немедленно вызвать врача. Врач назначит сульфаниламидные препараты, при тяжелом течении болезни - антибиотики. При ангине важен постельный режим, свежий воздух в помещении, богатое витаминами питание; блюда давать ребенку только жидкие или полужидкие, в теплом виде. Нельзя давать ребенку ничего сухого, твердого, острого, горячего, холодного. Очень полезно обильное теплое питье. При ангине проводится симптоматическое лечение - даются жаропонижающие средства, если нужно, обезболивающие. Необходимо принимать витамины, особенно, аскорбиновая кислота, витамин А, витамины группы В и другие. Надо делать ингаляции, полоскания растворами пищевой соды ( одна столовая ложка на стакан воды), фурациллина (1:5 000), морской соли ( 1-2 чайные ложки на стакан воды), раствором перекиси водорода ( 1 ст. ложка на стакан воды) и другие. Полоскать горло надо как можно чаще, по 15-20 полосканий в день, лучше чередовать различные средства для полосканий. Миндалины надо орошать интерфероном, 0,05%-ным раствором левамизола. Хорошо помогают таблетки для рассасывания: фарингосепт, фалиминт. При ангине у ребенка не рекомендуется делать согревающие компрессы на область проекций небных миндалин. При ангинах можно делать согревающие компрессы ( полуспиртовые, масляные, водочные) на увеличенные и болезненные шейные лимфатические узлы. Также рекомендуется частое полоскание горла разными растворами, теплое питье. Ангина очень заразная болезнь. Поэтому ребенок, заболевший ангиной, должен быть изолирован от других детей. У него должна быть отдельная посуда, грязную посуду надо тщательно мыть со щеткой и моющим средством, а потом стерилизуется кипячением. Ускорить выздоровление ребенка и избежать осложнений помогут следующие рекомендации: Несколько раз в день пить чай с лимоном, с малиной, с плодами ежевики; Использовать спиртовой раствор прополиса: небольшой кусочек твердого прополиса измельчить с помощью ножа, поместить в емкость и залить 40-50 граммами этилового спирта, настоять не менее суток при периодическом встряхивании, прополис экстрагируется в спирт, а воск осядет на дно. Через сутки спиртовой раствор прополиса с осадка слить. Хранить в прохладном месте можно бесконечно долго. Использование раствора: в полстакана теплой воды добавить 5-6 капель спиртового раствора прополиса, этим водно- спиртовым раствором прополиса надо полоскать горло при ангинах несколько раз в день. Чередовать с другими средствами; При ангинах можно несколько раз в день жевать по небольшому ( не более горошины) кусочку прополиса, лучше жевать темный прополис. Старшему ребенку при ангине давать держать во рту кружок лимона вместе с цедрой- два-три раза в день по нескольку минут, сок не глотать. Набежавшей слюной можно прополаскивать горло; Полоскать горло водой с медом. Приготовление средства: на полстакана теплой воды одну чайную ложку меда, размешать. Полоскать несколько раз в день, не проглатывая; Полоскать горло соком свежей свеклы. Приготовление сока: достаточное количество свежей свеклы надо измельчить на терке, потом отжать сок, использовать теплым. Старшему ребенку можно добавить на стакан свекольного сока одну ч.л. столового уксуса( не эссенцию); маленькому ребенку в сок для полосканий можно добавить чайную ложку меда, при полоскании сок не проглатывать; Полоскать горло отваром луковой шелухи; приготовление отвара: 1 ч.л. измельченной шелухи лука залить стаканом воды и кипятить на слабом огне 5-6 минут, потом настаивать, укутав, несколько часов, процедить; полоскать горло несколько раз в день; Полоскать горло соком каланхоэ. Приготовление средства: достаточное количество листьев пропустить через мясорубку, отжать сок, смешать его пополам с теплой водой Полоскать горло несколько раз в день; Использовать следующий сбор: листья подорожника большого, цветки календулы лекарственной, трава полыни горькой - все в равных количествах Приготовление отвара: 1 ст. л. Сухой измельченной смеси залить стаканом воды и кипятить на слабом огне около 15 минут, остудить, процедить Полоскать горло 5-6 раз в день; Принимать сироп из листьев алоэ древовидного. Приготовление сиропа: посуду до половины заполнить мелко порезанными листьями алоэ ( предварительно хорошо промытыми холодной водой) и насыпать доверху сахарного песка, горлышко посуды завязать марлей и настаивать в прохладном месте трое суток, процедить ( что останется отжать); принимать сироп ребенку по одной чайной ложке три раза в день до еды. Давать сироп до полного выздоровления ребенка; Пить настой плодов шиповника; приготовление настоя: 1 ст.л. сухих измельченных плодов залить стаканом крутого кипятка и настаивать под крышкой около часа, процедить. Пить в теплом виде по половине-одному стакану 2-3 раза вдень; Принимать свежий сок репчатого лука; приготовление сока: достаточное количество репчатого лука стереть в кашицу, отжать сок с помощью марли; старшему ребенку пить при ангине по половине- одной чайной ложке свежего сока 3-4 раза в день; Пить настой травы зверобоя продырявленного. Приготовление настоя: 1ч.л. сухих цветков и листьев зверобоя залить стаканом крутого кипятка и настаивать, хорошо укутав, 15-20 минут, процедить. Пить по половине-одному стакану в теплом виде 2-3 раза в день; Пить настой почек сосны обыкновенной; приготовление настоя: 1ст.л. почек сосны залить стаканом крутого кипятка и, хорошо укутав, настаивать до получаса, процедить. Принимать по полстакана 2-3 раза в день; Несколько раз в день пить слегка подогретый сок клюквы болотной; Несколько раз в день вдыхать носом и ртом испарения со свежеприготовленной кашицы лука или чеснока; Принимать кашицу из тертых яблок, тертого лука репчатого и меда; приготовление средства: все ингредиенты взять в равном количестве, смешать; принимать в теплом виде по 1-2ч.л. ложки 2-3 раза в день.


В детском возрасте ларингит может представлять большую опасность; особенно в первые годы жизни. Сопротивляемость детского организма слабая, поэтому симптомы нарастают быстро — спать ребенок ложился здоровым или с легким насморком, а ночью проснулся от сильного лающего кашля и затруднения дыхания, Именно затруднением дыхания и опасен ларингит; слизистая оболочка гортани отекает, просвет гортани резко сужается… В тяжелых случаях заболевания, если не принять срочных мер, у ребенка может наступить удушье. Тактика при ларингите Как только у ребенка появился характерный лающий кашель, нужно вызывать «скорую помощь». Пока машина «скорой помощи» находится в пути, можно несколько облегчить состояние ребенку. Следует открыть окно, чтобы в комнате был свежий воздух. Рядом с детской кроваткой развесить мокрые полотенца, чтобы увлажнить воздух. Можно поставить кипящий чайник на плитке или расставить кастрюли с только что кипевшей водой. Ребенок должен быть в положении сидя. Так ему легче будет дышать. Далее нужно постараться хоть немного успокоить ребенка. Ему трудно дышать, ему страшно, и он паникует. И это может только усугубить и без того тяжелое состояние, поскольку от возбуждения ребенок начинает дышать чаще. Нельзя оставлять больного ларингитом ребенка одного — особенно важно, чтобы он был под присмотром ночью. Либо пусть ребенок спит в комнате с родителями, либо в детской комнате пусть подежурит кто-нибудь из взрослых. Все назначения врача выполняются неукоснительно. В детской комнате пусть будет постоянно открыта форточка (во вдыхаемом заболевшим ребенком воздухе должно быть много кислорода), а в холодное время года нужно чаще проветривать. При ларингитах ребенок должен соблюдать голосовой режим. Нужно следить за тем, чтобы ребенок дышал исключительно носом — при носовом дыхании вдыхаемый воздух очищается, увлажняется и согревается. Помогает при ларингитах обильное теплое питье. Хорошо «смягчает горло» теплое молоко с растопленным сливочным маслом. Практика показывает, что полезны при этом заболевании закапывания растительных масел в нос в положении лежа на спине. Закапать достаточно 1-2 полные пипетки. Когда ребенок поднимется, масло стечет ниже по задней стенке носоглотки, ротоглотки и равномерно смажет слизистую оболочку. Под образовавшейся микропленочкой масла, как под защитой, слизистая оболочка легче справляется с воспалением. Как правило, неплохой эффект дают ингаляции. Если под рукой нет специального ингалятора (как пользоваться ингаляторами, указывается в инструкциях), можно использовать для ингаляции обычную кастрюлю. В домашних условиях можно делать ингаляции с фурациллином, пищевой содой, травами (настои или отвары ромашки, календулы, зверобоя, шалфея); причем лучше — чередовать. На донышко кастрюли наливается кипяток, добавляются 1-2 столовые ложки соды и ребенок, склонившийся над кастрюлей, накрывается одеялом. Маленькие дети могут делать ингаляцию вместе с кем-нибудь из родителей — накрыться одеялом вдвоем. Ребенок постарше может делать ингаляцию, используя чайник, — дышать через носик (в этом случае действующий раствор на дне чайника не должен быть слишком горячим). Для полоскания горла рекомендуется использовать следующие сборы: Листья шалфея лекарственного — 3 части Кора дуба обыкновенного — 3 части Корневища лапчатки прямостоячей — 3 части Плоды фенхеля обыкновенного — 1 часть Чайную ложку смеси залить стаканом воды комнатной температуры, настаивать 5 ч, затем кипятить 10 мин, процедить. Использовать в теплом виде — полоскать горло. Цветки ромашки аптечной — 1 часть Цветки календулы лекарственной — 1 часть Листья подорожника большого — 1 часть Столовую ложку сушеной смеси залить стаканом крутого кипятка, настаивать 2 ч (можно в термосе). Число полосканий — 6-8. Принимать ребенку рекомендуется настой из следующего сбора: Почки березы обыкновенной — 1 часть Плоды шиповника коричного — 1 часть Трава (и цветки) зверобоя продырявленного — 1 часть Трава чабреца обыкновенного — 1 часть Трава тысячелистника обыкновенного — 1 часть Цветки календулы лекарственной — 1 часть Листья черники обыкновенной — 1 часть Листья мать-и-мачехи обыкновенной — 1 часть 10-15 г сушеной измельченной смеси залить 2 стаканами крутого кипятка, кипятить 5 мин, настаивать не менее часа, процедить. Принимать по 40-50 мл 3 раза в день после еды.


Это воспаление поджелудочной железы, очень важного органа, отвечающего за переваривание пищи и выработку инсулина (гормона, утилизирующего сахар). Причинами острого панкреатита могут быть острые инфекции, реакция на прием лекарств, грубые нарушения диеты (прием большого количества жирной, острой, кислой пищи, экстрактивных веществ, находящихся в крепком бульоне), механическое повреждение железы (травма живота, камень желчного пузыря и др.). Отмечаются сильнейшие, вплоть до развития коллапса и обморока, боли в верхней половине живота, имеющие опоясывающий характер (по всей окружности тела), отдающие в спину и левую половину грудной клетки, тошнота, многократная неукротимая рвота, не приносящая облегчения, расстройства стула (чередование запора и поноса), напряжение мышц живота, лихорадка, прогрессирующее ухудшение общего состояния. Течение острого панкреатита исключительно тяжелое, и, если ребенку не оказать немедленную медицинскую помощь в условиях реанимационного отделения больницы, он может погибнуть. Хронический панкреатит обычно развивается вследствие острого или как осложнение сопутствующей патологии органов пищеварения (холецистита, желчекаменной болезни, гастродуоденита, язвенной болезни и др.). Обострения провоцируют погрешности в диете (жирная, жареная, кислая, чересчур сладкая пища), физическая и эмоциональная нагрузка, вирусные инфекции. Ребенка беспокоят приступообразные тупые ноющие или колющие боли в верхней половине живота, иногда опоясывающего характера, отдающие в спину, левую половину грудной клетки, левую руку и ногу, снижение аппетита, тошнота, рвота, вздутие живота, слюнотечение, чередование поносов и запоров, похудание. При длительно текущем процессе развивается хроническая интоксикация и витаминная недостаточность (сероватый оттенок, сухость и шелушение кожи, трещины в углах рта, синева под глазами, желтоватый оттенок склер, ощущение песка в глазах и т. д.). Больному с хроническим панкреатитом следует придерживаться диетического стола №5 по Певзнеру с повышенным содержанием белковых продуктов (мясо, рыба, молочные продукты), ограничением сахара, сладостей, свежих овощей и фруктов, соков. Запрещено употребление рыбных, мясных, грибных бульонов, сала и других твердых жиров. Показана пища в паровом, протертом, пюрированном, измельченном виде. Лечение хронического панкреатита включает диетическое питание, назначение ферментных и желчегонных препаратов, витаминов, физиотерапию, лечение травами, минеральной водой. Обострение хронического панкреатита лечится в больнице. Диагноз «панкреатит» может прозвучать и в отношении практически здорового ребенка. Однако не спешите пугаться, речь идет не о страшной патологии — остром панкреатите. Обычно врач имеет в виду вторичный панкреатит, или диспанкреатизм. Что такое диспанкреатизм? Диспанкреатизм, или вторичный реактивный панкреатит, — это недостаточность функции поджелудочной железы, возникающая в связи с другими заболеваниями (патология органов пищеварения, инфекции, в том числе ОРВИ и др.) или систематйческим нарушением питания. В организме происходят процессы, свидетельствующие о сниженном переваривании пищи: вздутие живота, метеоризм и связанная с ним боль в животе, отрыжка, расстройства стула. Функция поджелудочной железы при диспанкреатизме полностью восстанавливается после устранения раздражающего фактора (например, соблюдения более щадящей диеты, выздоровления от ОРВИ и т. д.).


Лихорадка — это повышение температуры тела в ответ на любые воспалительные и инфекционные процессы, а также другие патологические воздействия. В каких случаях следует снижать температуру? Порой родители боятся повышения температуры у ребенка и стараются любыми способами удержать ее на нормальных цифрах. Лихорадка — это защитный механизм борьбы организма с инфекцией и воспалением, способствующий быстрейшему выздоровлению. Необдуманно снижая даже незначительно повышенную температуру, можно усугубить длительность и тяжесть течения болезни. Температуру тела снижают: детям с хорошей переносимостью высокой температуры (ребенок бодр, активен, самочувствие удовлетворительное) — выше 38,5—39 °С; детям с плохим самочувствием, сильной головной болью, ознобом, вялостью и т. д. — выше 38 °С; детям до 2 месяцев — выше 38 °С; детям, у которых были судороги, перинатальная энцефалопатия и другие серьезные поражения центральной нервной, системы, почечная недостаточность и болезни сердца, — выше 37,5°С. Температуру тела не снижают: с высоких цифр до нормальных (достаточно снижения на 1-1,5 градуса); небольшую температуру (до 38 °С) у изначально здорового ребенка.. Виды лихорадки Различают два вида лихорадки — «белую» (или «бледную») и «красную» (или «розовую»). Прогностически более благоприятной считается «красная» лихорадка. Важно! Если при остром инфекционном заболевании у ребенка высокая лихорадка держится более 3 дней, необходимо проконсультироваться с врачом: возможно, к основному недугу присоединились осложнения, и помимо жаропонижающих ему необходимы другие дополнительные лекарства. Как снижать температуру при «красной» лихорадке? Раскрыть ребенка, напоить его водой или чаем той температуры, которой он захочет. Применить физические методы охлаждения. Положить на лоб ребенка тряпочку, смоченную холодной водой, или полиэтиленовый пакет со льдом. Обернуть больного влажной простыней, обдувая вентилятором. Обтереть кожу или сделать холодную солевую клизму (см. ниже). Дать жаропонижающий препарат внутрь. При отсутствии эффекта в течение 30-40 минут — снова дать жаропонижающий препарат внутрь. Обычно после всех вышеперечисленных мер температура снижается. Если же этого не произошло — вызовите «скорую помощь». Какие лекарства можно использовать для снижения высокой температуры у ребенка? В арсенале современных фармакологических средств существует огромный выбор жаропонижающих препаратов. Предпочтительнее использовать детские сиропы, суспензии или свечи. Последние показаны в тех случаях, когда через рот лекарство дать невозможно (рвота, тошнота, ребенок выплевывает или срыгивает лекарство). Можно использовать и таблетки, правильно рассчитав детскую дозировку. Некоторые жаропонижающие лекарства в педиатрической практике не используются, так как они токсичны и могут повредить здоровью малыша. Можно ли кормить ребенка с температурой? Кормить ребенка с температурой нужно в случае, если он сам этого захочет. Предпочтительны овощи и фрукты, овощной суп, каша на воде. Исключаются высококалорийные и жирные продукты. Желательно свести к минимуму прием животной пищи (мясо, яйца, рыбу, молочные продукты, кроме грудного молока или молочных смесей у младенцев). Рецепты потогонного чая при лихорадке Традиционно самыми лучшими потогонными и жаропонижающими средствами считаются малина и липа. Настой цветков липы, помимо этого, имеет противомикробные и противовоспалительные свойства. Смешать в равных весовых пропорциях сухие цветки и ягоды малины. 2 ст. л. смеси заварить в фарфоровом чайнике стаканом крутого кипятка, настоять 12-15 минут. Пить с медом, лучше липовым. 2 ст. л. сухих измельченных цветков липы залить в фарфоровом чайнике стаканом кипящей воды, настоять 8-10 минут. Пить с медом, лучше липовым, или малиновым вареньем. Взять ягоды малины, цветки липы, траву душицы — по одной части и листья мать-и-мачехи — 2 части. 1-2 ч. л. измельченной смеси трав заварить стаканом кипятка, настоять 15 минут, процедить. Настой пить горячим как чай, можно с медом или малиновым вареньем.


Изменения в сердце могут проявляться расстройствами сердечного ритма, повышением или понижением артериального давления, нередко выраженным увеличением разных отделов сердца. Эти отклонения бывают в любом возрасте, но чаще встречаются в пубертатном периоде, т. е. в годы полового созревания. У детей в этом периоде выражены раздражительность, повышенная потливость, нарушение сна, похолодание конечностей, головные боли, потемнение в глазах при наклоне головы или вставании, сердцебиение, экстрасистолип. Все эти отклонения, как правило, преходящи, не оставляют каких-либо изменений. Иногда у детей 12—14 лет можно обнаружить повышение или понижение артериального давления. Отклонения в показателях артериального давления чаще всего выявляются случайно, однако при специальном расспросе врачи у таких детей могут установить отдельные жалобы, характерные для этого состояния. Повышение артериального давления на 15—20 миллиметров ртутного столба и более, притом только максимального давления, бывает у подростков нестойким, обычно проходит через 3— 4 дня после отдыха. Понижение же максимального давления на 10—20 миллиметров ниже возрастной нормы характерно не только для подросткового возраста. Скорее оно свидетельствует о наличии болезни. Стойкое повышение и понижение показателей артериального давления может быть при гипертонической и гипотонической болезни, болезнях почек, нервной системы, эндокринных желез или врожденной аномалии развития отдельных органов и кровеносных сосудов. Появление функциональных изменений, граничащих между болезнью и состоянием практического здоровья детей, может наступить и после перенесенных инфекционных заболеваний, при наличии очагов инфекции, систематических нарушениях режима отдыха и сна, психоэмоциональных и физических, в том числе спортивных, перегрузках, курении, переедании, гипокинезии. Растущий организм нуждается в расходе накопленной энергии, физическом совершенствовании, выработке навыков саморегуляции психоэмоциональных и других жизненно важных реакций. Среди распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы детского возраста следует отметить ревматизм, миокардиты и врожденные пороки сердца.


Лечебная физическая культура при этом двигательном режиме применяется в форме утренней гимнастики, лечебной гимнастики и закаливающих процедур. В комплекс лечебной гимнастики широко вводят спортивные снаряды (мячи, булавы, палки, гимнастические стенки, скамейки и т. д.). Занятия проводят из исходного положения сидя и стоя с обязательными короткими паузами отдыха. Дозировка определяется в зависимости от общего состояния детей, возраста, двигательного режима. Общая продолжительность занятия лечебной гимнастикой возрастает до 30—35 мин. Необходимо настойчиво добиваться, чтобы физическая культура прочно вошла в быт детей, перенесших ревматизм. Важно только правильно определить формы, методы и дозировки физической нагрузки. Принятая при лечении ревматизма этапная система (больница, санаторий, поликлиника) должна быть распространена и на применение лечебной физической культуры. Преемственность лечебной физической культуры на всех этапах применения даст возможность использовать ее более широко в системе комплексного лечения и восстановления здоровья детей, больных ревматизмом. У детей дошкольного и школьного возраста наблюдаются пневмонии: крупозная, бронхопневмония, или очаговая, с поражением одного или нескольких сегментов легких, и интерстициальная, или межуточная. Бронхопневмония — самая частая форма пневмоний у детей дошкольного и школьного возраста. Широкое применение антибиотиков и химиотерапии дает возможность эффективно бороться с этим заболеванием. Однако врач всегда должен опасаться затяжных пневмоний с последующим переходом их в хроническую форму, трудно поддающуюся консервативному лечению. Тщательно проведенное лечение острой пневмонии с широким и ранним применением лечебной гимнастики предупреждает рецидив заболевания и переход его в хроническую форму. Лечебная гимнастика при острых пневмониях показана в стадии ее разрешения, непосредственно после снижения температуры при удовлетворительном общем состоянии больного. В ряде случаев, при отсутствии противопоказаний, лечебную гимнастику, особенно дыхательные упражнения и массаж, можно начать применять при установлении стойкой субфебрильной температуры в комплексе с медикаментозной и другой терапией. Применение лечебной гимнастики способствует ускорению разрешения воспалительных очагов, улучшению кровообращения в малом круге кровообращения, уменьшению дыхательной недостаточности, более быстрому рассасыванию воспалительных инфильтратов, предупреждению осложнений в виде слипчивых процессов, спаек, ателектаза и др. В зависимости от состояния больного лечебную гимнастику проводят в положениях лежа, сидя и стоя. Примерные физические упражнения для включения их в основную часть занятий лечебной гимнастикой. Упражнения из исходного положения лежа: обучение правильному дыханию (не форсируя вдоха). Упражнения в дистальных отделах конечностей для мелких групп. Поочередное сгибание рук в локтевых и плечевых суставах, ног в коленных и тазобедренных суставах, лежа на здоровом боку — поднимание выпрямленной руки вверх за голову и опускание ее. Дыхание при выполнении физических упражнений надо производить в соответствии с общепринятыми методическими положениями: при поднимании рук — вдох, при опускании — выдох; при приседаниях, наклонах туловища — выдох и т. д.


Зрение младенца Когда говорят, что радостные детские глаза отражают красоту мира, имеют в виду не только то, что ребенок находится в дружелюбной атмосфере, но и то, что у ребенка хорошее зрение. Уже на первом году жизни маленькие глазки младенца отчетливо воспринимают мир. А ультразвуковая диагностика подтверждает, что еще в утробе матери ребенок реагирует на визуальные изменения. Зрение младенца: Сразу после рождения глаза младенца смотрят отдельно, а через некоторое время маленькие глазки малыша уже четко воспринимают окружающую действительность. Это зависит от того, что полушария головного мозга начинают применять для действия оптического центра перекрещивающиеся пути координации, которые, в свою очередь, отвечают за зрение вдаль и вблизи. Восприятие всего окружающего маленьким ребенком в возрасте до года в первую очередь связано с окружающими его звуками. Вот поэтому-то, когда ребенок видит собаку, он характеризует ее звукоподражанием «гав-гав». ЗрениеЗрение В первый месяц жизни младенца наиболее важными впечатлениями являются тепло, чувство удовольствия и радости. Забота о ребенке – это не только уметь нежно за ним ухаживать, но и просто уметь помолчать с ребенком, дать ему возможность услышать тишину. Для этого нужно просто качать ребенка и чаще ему улыбаться. Дружелюбные лица, которые малыш видит перед собой, вызывают у него большой интерес. Он воспринимает их в первую очередь зрительно, а не на слух. Любопытство младенца является главной причиной его желания рассмотреть лица родителей вблизи. Ведь именно в первые недели жизни малыш сконцентрирован на визуальных впечатлениях. По этой самой причине мы должны окружить своего малыша яркими игрушками больших размеров.


Возбудитель болезни — фильтрующийся вирус. Инфекция передается от больного капельным путем. Наиболее восприимчивы дети от 5 до 15 лет; встречаются заболевания и в раннем возрасте. Инкубационный период длится от 11 до 23 дней. Больной уже заразен в последние дни этого периода. После перенесенного заболевания остается стойкий иммунитет. Заболевание начинается остро. Появляются боли во время жевания и припухают околоушные слюнные железы. Сначала припухает передняя доля железы впереди уха, потом задняя — за углом нижней челюсти; соответственно этому отекают мягкие ткани, кожа над опухолью не изменена. Температура часто повышена умеренно, но может подниматься до 40. Отмечается недомогание и головная боль. Поражение желез может быть с одной пли с обеих сторон. Иногда присоединяется воспаление подчелюстных желез. Наибольшее припухание желез отмечается к 4—5-му дню болезни, затем воспалительный процесс и опухоль желез уменьшаются. Продолжительность болезни 8—10 дней. Течение обычно благоприятное. У мальчиков наблюдается воспаление яичек (орхит); иногда воспаление оболочек мозга (серозный менингит). Течение в большинстве случаев благоприятное. Постельный режим на все время лихорадочного периода. Согревающий компресс или сухое тепло на железы. В случае болезненности при жевании и глотании рекомендуется жидкая и кашицеобразная пища. При выявлении больного паротитом в детском учреждении его необходимо немедленно изолировать на 9 дней от начала заболевания. При наличии осложнений изоляция удлиняется до полного выздоровления. В группе, где находится больной, объявляется карантин на 21 день с момента удаления больного. В детских помещениях после удаления больного производят влажную уборку и проветривание. Дети, контактировавшие с больным паротитом дома, не принимаются в ясли с 11-го по 21-й день от начала контакта.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика