Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
У детей, посещающих учреждения типа сад, могут встретиться различные заболевания прямой кишки: трещины, полипы, выпадение и др., характеризующиеся болью во время дефекации и выделением крови через задний проход. Наиболее распространенным является выпадение прямой кишки. Хотя это страдание хроническое, необходимость неотложной помощи возникает всякий раз, когда кишка выпадает. Выпадение возникает часто после перенесенных кишечных инфекций, но нередко причиной этого заболевания служит систематическое длительное сидение ребенка на горшке вследствие невнимательности персонала. Выпадение развивается постепенно; в запущенных случаях во время дефекации или при натуживанни во время плача и т. д. за пределы заднего прохода выходит до 4—5 см кишки. Ребенок с выпадением прямой кишки может и должен посещать сад. При этом воспитательница следит за тем, чтобы строго выполнялся режим, рекомендованный врачом. Основные элементы лечения следующие: если у ребенка имеются запоры, проводят борьбу с ними назначением соответствующей диеты по рекомендации педиатра; запрещается высаживать ребенка на горшок; акт дефекации он должен совершать стоя или в лежачем положении; при выпадении кишки берут марлевую салфетку, смоченную жидким вазелиновым маслом, накладывают ее на выпавшую кишку и осторожными движениями вправляют ее. Эту процедуру, следует производить как можно раньше с момента выпадения, иначе кишка отекает и вправить ее трудно.


Микробное гнойное поражение кожи — одно из самых частых заболеваний у детей, его научное название — пиодермия. Возбудителями пиодермии обычно являются стафилококки, или стрептококки. Гнойничковое поражение может быть как первичным, так и осложнением каких-либо кожных повреждений (травм, мацерации, экземы, нейродермита и др.). Важным фактором в развитии болезни служит не только обильное обсеменение кожи микробом, но и состояние иммунитета ребенка. При ослаблении организма и снижении иммунной защиты дети в большей степени подвержены гнойной инфекции. Особенно опасны пиодермии для новорожденных и детей грудного возраста. Еще не окрепший младенец может не справиться с массивной атакой микробов, ожидающей его во внешнем мире после выхода из стерильной среды материнской утробы. Стафилодермия, поражение кожи стафилококком, чаще встречаются у новорожденных и детей до года. Стафилококк обычно вызывает образование отграниченных очагов, гнойничков (пустул), расположенных в области волосяного фолликула, сальных и потовых желез, содержащих густой гной желто-зеленого цвета. Классическое проявление стафилодермии — фурункул, абсцесс. У грудничков распространено стафилококковое поражение кожи — везикулопустулез. У детей старше года преобладают стрептодермии, характеризующиеся поверхностным воспалением с наклонностью к периферическому росту и выделением жидкого прозрачного (серозного) или мутноватого (серозно-гнойного) содержимого. Стрептококковое импетиго — самая частая форма стрептодермии у детей. Нередко встречается сочетанное поражение кожи стафилококком и стрептококком, стрептостафилодермия.


Это воспалительное заболевание тканей, заполняющих пространство между корнем зуба и стенкой альвеолы. Возникновение периодонтита у детей связано с анатомической особенностью структуры периодонта в этом возрасте. Развиваются периодонтиты вследствие инфекции, распространяющейся со стороны зуба, его пульпы. Причиной периодонтита является нелеченый или неправильно леченый кариес, а иногда и травматическое повреждение зуба. Периодонтит одного зуба встречается редко: чаще поражаются 2 или 4 зуба. Особенно часто возникает периодонтит на верхней челюсти; у детей раннего возраста он является следствием циркулярного кариеса или травмы зубов. Различают острый и хронический периодонтит. Острый периодонтит протекает бурно, с четко выраженными симптомами. Ребенок плохо спит, становится вялым, жалуется на головную боль, теряет аппетит; общее состояние резко ухудшается. При осмотре обнаруживаются отек десны, припухлость мягких тканей и увеличение лимфатических подчелюстных узлов. У детей раннего возраста и особенно у ослабленных через 2—3 дня периодонтит может перейти во флегмону или остеомиелит. Ребенок может указать больной зуб. Хронический периодонтит встречается у детей чаще, чем острый. Причиной его является нелеченый пульпит. Он иногда годами протекает бессимптомно, но может в любой момент обостриться и явиться источником тяжелых патологических состояний. Кроме того, хронические воспалительные процессы в области корней молочных зубов могут привести к поражению зачатков постоянных зубов и нарушению их прорезывания. У детей часто возникает на десне (коже) свищ или образуется абсцесс. При обследовании детей в поликлинике врачи выявляют большое количество больных зубов, пораженных периодонтитом.


Защита здоровья детей Защита здоровья детей должна проводиться согласно нормам мирового здравоохранения. Эти нормы включают в себя обязательную вакцинацию детей, которая защищает их от различного рода тяжелых заболеваний. Но стоит родителям отказываться от проведения прививок, так как в нездоровье детей и в негативных реакциях детей, вплоть до смертельных исходов виноваты только они и их образ жизни. В случае смерти малыша от прививки родителям следует задуматься о том как они живут, что употребляют в пищу и как вообще относятся к своему здоровью и жизни. У нормальных, здоровых родителей, которые соблюдают все нормы жизни, всегда рождаются крепкие и здоровые дети, если не считать патологий при определенном стечении обстоятельств при беременности. Защищаем детское здоровье: Если вы ведете не совсем правильный образ жизни, зачем же тогда обвинять в болезни ребенка после прививки врачей и производителей вакцины - это закономерная реакция на ваше отношение к себе и будущему потомству. Защита здоровья детей проводится и в стерилизации людей, которые страдают психическими заболеваниями, ведут отвратительный образ жизни и страдают неизлечимыми болезнями. В этом случае, всея детская медицина направляет свои силы на лечение болезней у нормальных детей, которые быстро выздоравливают и в дальнейшем в состоянии родить сами здоровое потомство. Детское здоровьеДетское здоровье Ребенок должен расти в здоровом обществе, с нормальными культурными и человеческими отношениями, которые гарантируют его развитие как личности. Нашему обществу пора бы уже посмотреть в прошлое - во время, которое так ругают, то есть советское, было намного меньше больных детей. И все потому, что физическому воспитанию детей отдавалось больше внимания, детей закаляли, развивали и всячески поощряли их стремление к спорту. Сегодня мы видим пустые обещания построить спортивные комплексы, которые были бы доступны всем детям без исключения. Детей не парили до двух лет в памперсах, родители не облегчали себе жизнь, а старались как можно раньше привить малышу основные навыки жизни в обществе. Сейчас же во всем мире замечено заторможенное развитие детей, когда они от малейшей нагрузки устают, не понимают самых элементарных вещей и страдают от болезней, которые при нормальном развитии ребенка не должны у него быть. К примеру, инсульты уже посещают молодых двадцатилетних людей, а сердечные болезни в тяжелой форме бывают и у совсем маленьких детишек. Поэтому лучше всего периодически проходить обследование своего здоровья. например, в Ноухаумед. Врачи-профессионалы с многолетним стажем и опытом всегда подскажут Вам решение той или иной проблемы. Они назначат в случае необходимости адекватное лечение. Поэтому защита здоровья детей должна начинаться с семьи и продолжаться во всем обществе, где совместными усилиями люди должны решать накопившиеся годами проблемы со здоровьем наших детей.


Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят «неправильно». Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка. При косоглазии у детей снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию. Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной. Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом. При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг «исправляет» его восприятие. Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается. Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть: наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.); наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей; различные интоксикации (отравления) плода в период беременности; тяжелые инфекционные заболевания ребенка (например скарлатина, дифтерия и др.); неврологические болезни. Кроме того, толчком к возникновению косоглазия у ребенка (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), физическая или психическая травма. Лечение косоглазия у детей Существует более 20 различных типов косоглазия. Внешне все они проявляются отклонением зрительной оси от точки фиксации, но по своим причинным факторам и механизму развития, а также по глубине нарушений сильно друг от друга отличаются. Каждый тип косоглазия требует индивидуального подхода. К сожалению, даже среди медиков бытует мнение, что до 6-летнего возраста ребенку с косоглазием ничего делать не нужно и все само пройдет. Это величайшее заблуждение. Любое отклонение глаза в любом возрасте следует считать началом болезни. Если не предпринимать никаких мер, может произойти потеря остроты зрения, и тогда лечение потребует гораздо больше сил и времени, а в некоторых случаях изменения становятся необратимыми. Иногда косоглазие у ребенка бывает мнимым: из-за широкой переносицы новорожденного родители подозревают наличие этого дефекта зрения, а его на самом деле нет – это всего лишь иллюзия. У новорожденных глаза посажены очень близко, а переносица, в связи с особенностью их лицевого скелета, широкая. По мере формирования лицевого скелета расстояние между глазами увеличивается, а ширина переносицы уменьшается. Вот именно в таком случае все действительно с возрастом проходит и исправлять ничего не нужно, но определить, мнимое это косоглазие или реальное, может только врач. Любое подозрение на отклонение от нормы должно насторожить родителей и подвигнуть к скорейшему посещению детского офтальмолога. Сроки профилактического посещения офтальмолога на первом году жизни ребенка. Первый осмотр желателен сразу после родов. Надо сказать, что в роддомах не проводится осмотр офтальмологом всех малышей без исключения. Неонатолог роддома или участковый педиатр могут отнести малыша в группу риска, тогда ему назначат консультацию окулиста уже в роддоме или сразу после выписки. К группе риска относятся дети с отягощенной наследственностью по заболеваниям глаз (если у родителей таковые имеются), недоношенные новорожденные, дети, родившиеся при патологических родах, а также дети, родители которых имеют вредные привычки (алкоголизм, курение). Далее осмотр офтальмолога необходим малышу в возрасте двух месяцев, в полгода и в возрасте одного года. В эти сроки к окулисту направляют всех детей. Специалист выявит наличие или отсутствие у ребенка дальнозоркости (близорукости), остроту и характер зрения, угол косоглазия и при необходимости направит на консультацию к другим специалистам, например к невропатологу. Только после тщательного обследования может быть начато комплексное лечение косоглазия, включающее консервативную терапию и хирургическое лечение. К консервативной части лечения относят методы, направленные на повышение остроты зрения. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку необходимы очки. Иногда они полностью исправляют косоглазие. Однако одного ношения очков недостаточно. Очень важно научить ребенка объединять изображения с правого и левого глаза в один образ. Достигается это посредством комплекса лечебных мероприятий, проводимых курсами несколько раз в год. Лечение консервативное и проходит в игровой форме. Кроме этого, используется метод окклюзии – закрытие повязкой здорового глаза в течение определенного времени каждый день, для того чтобы ребенок приучался больше полагаться на слабый глаз. Следует особо отметить, что успех лечения косоглазия у детей зависит от правильно подобранной индивидуальной тактики лечения. Комплекс лечения часто предполагает применение как консервативного, так и, в большинстве случаев, хирургического пособия. При этом к операции не нужно относиться как к альтернативе консервативному лечению. Хирургия – это один из этапов лечения, место и время которого зависят от типа косоглазия и глубины поражения зрительной системы. До хирургического лечения и после него следует проводить консервативные терапевтические мероприятия, направленные на повышение остроты зрения, для восстановления связи между глазами и стереоскопического объемного зрительного восприятия – это достигается с помощью специальных упражнений. Применяют методики, позволяющие повысить функциональное состояние зрительной части коры головного мозга, заставить зрительные клетки коры работать в нормальном режиме и тем самым обеспечивать правильное и четкое зрительное восприятие. Эти методики носят стимулирующий характер. Занятия проводятся на специальных приборах в амбулаторных условиях курсами по 2–3 недели несколько раз в год. В ходе лечения на определенном этапе, при наличии высокой остроты зрения, восстановлении способности к слиянию двух образов с левого и правого глаза в единый зрительный образ, при наличии отклонения глаза, проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза. Операция направлена на восстановление правильного баланса между мышцами, приводящими в движение глазные яблоки (глазодвигательные мышцы). Важно понимать, что операция не заменяет терапевтические методики, а решает конкретную задачу, которую невозможно решить консервативно. Для решения вопроса о сроках проведения хирургического вмешательства имеет значение наличие у пациента достаточной остроты зрения. Чем раньше поставить глаза в симметричное положение при прямом взоре, тем лучше. Специальных ограничений по возрасту нет. При врожденном косоглазии важно закончить хирургический этап не позже 3 лет, при приобретенном – в зависимости от сроков достижения на консервативном этапе лечения хорошей остроты зрения и восстановления потенциальной способности к слиянию изображений с двух глаз в единый зрительный образ. Тактика хирургического лечения разрабатывается в зависимости от типа косоглазия. С точки зрения хирургии лечение постоянной формы косоглазия с большой величиной угла косоглазия, когда глаз отклонен значительно, не представляет большой трудности. Эффект таких операций очевиден для пациента. А для хирургов с определенной квалификацией не составит труда. Трудно оперировать косоглазие с непостоянными и малыми углами. В настоящее время разработаны технологии проведения разреза без применения режущего устройства (ножницы, скальпель, лазерные лучи). Ткани не рассекаются, а как бы раздвигаются высокочастотным потоком радиоволн, обеспечивая бескровное обнажение операционного поля. Техника операций при косоглазии микрохирургическая, применяется общее обезболивание со специфическим наркозом, позволяющим полностью расслабить глазодвигательные мышцы. В зависимости от объема операции длительность ее составляет от 20 минут до полутора часов. Ребенок выписывается домой на второй день после операции. При отсутствии вертикального компонента (когда глаз не смещен вверх или вниз), как правило, делается одна или две операции на одном и втором глазе, в зависимости от размеров глазного яблока и типа косоглазия. Чем раньше достигают симметричного положения глаза, тем благоприятнее перспектива излечения. К школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован. Если заниматься проблемой косоглазия комплексно, то излечение происходит в 97% случаев. Благодаря своевременно вылеченному заболеванию ребенок может нормально учиться, избавиться от психологических проблем из-за дефектов зрения, заниматься впоследствии любимым делом.


Расстройствами стула сопровождаются самые разнообразные патологические состояния у ребенка. Это нарушение режима питания, кишечные инфекции и острые отравления, паразитарная и глистная инвазия, ферментная недостаточность поджелудочной железы и кишечника (панкреатит, лактазная недостаточность, целиакия, муковисцидоз), пищевая аллергия, воспалительные заболевания кишечника (колит, дисбактериоз кишечника, болезнь Крона, неспецифический язвенный   колит),   гормональные   нарушения,   витаминная недостаточность, последствия операций на кишечнике, прием некоторых лекарств, стрессы и др. В зависимости от заболевания частый жидкий стул бывает различной частоты и характера: жидкий водянистый или кашицеобразный, с примесями слизи, гноя, крови, зелени, с резким запахом (тухлым, кислым и др.), жирный, блестящий, плохо отмывающийся от горшка и кожи ребенка, и не переваренный, пестрый, неоднородный, в котором видны кусочки пищи. Понос может быть связан с приемом определенной пищи (например, непереносимость молока). При инфекциях встречается пенистый стул (признак ротавирусной инфекции), окрашенный в различные цвета, например цвета болотной тины при салмонеллезе, в виде малинового желе при амебной дизентерии, белый при гепатите. Понос у ребенка может сопровождаться рвотой, болями в животе, повышением или снижением температуры тела и другими симптомами. Особенно страдают расстройствами стула дети грудного возраста. Частыми причинами поноса у детей могут быть нарушение санитарных и гигиенических норм (грязные руки, вода, плохо обработанные соски, бутылочки, игрушки и т. д.), режима питания (несоответствующий возрасту объем и состав пищи); непереносимость молока (лактазная недостаточность), белков злаковых (глютеновая энтеропатия); муковисцидоз; аллергия; дисбактериоз кишечника. В силу особенностей системы пищеварения детей раннего возраста грудной ребенок реагирует расстройством стула практически на любые раздражители: введение прикорма или переход на искусственное вскармливание, другую молочную смесь, инфекционно-воспалительные заболевания (ОРВИ, отит и др.), резкую смену климата, прорезывание зубов, даже эмоциональное напряжение в семье. С каждым жидким стулом взрослый ребенок теряет 100-200 мл жидкости, а грудной — 50-100 мл. Поэтому при частом жидком стуле у ребенка может развиться обезвоживание. Его признаки: жажда, сухость кожи и снижение ее эластичности, слабость, вялость, сонливость, отказ от еды и питья, у грудных детей возможно западение большого родничка. Важным диагностическим признаком является уменьшение количества мочи (она темная, концентрированная, выделяется небольшими порциями) и кратности мочеиспусканий (у грудных реже 10 раз в сутки, у старших менее 4-5 раз). Особенно опасно обезвоживание для грудных и детей раннего возраста, так как потеря жидкости относительно их веса значительна. Маленьким детям показана срочная госпитализация при появлении первых признаков обезвоживания. Патологические состояния и заболевания, сопровождающиеся поносом у детей. Понос, связанный с нарушением питания Причиной поноса у детей могут быть переедание, злоупотребление жирной и сладкой пищей, избыток овощей и фруктов в диете. Диарею провоцирует употребление большого количества непривычной разнообразной пищи в один прием и/или плохо совместимых продуктов (например, молоко с селедкой). Такая ситуация часто складывается после посещения гостей или кафе, обильной трапезы за праздничным столом. При переездах в другие города и страны у ребенка может развиться «диарея путешественников», обусловленная резкой сменой пищевого режима. Диарею, связанную с нарушениями питания, порой сопровождают боли в животе и рвота, общее состояние ребенка обычно не меняется. Восстановление функции кишечника происходит после нормализации режима питания. Для скорейшего выздоровления в некоторых случаях показано назначение ферментов (мезим форте, фестал и др.), анти-диарейных препаратов (лоперамид, имодиум), сорбентов (активированный уголь, смета и др.). У грудных детей острое расстройство пищеварения (диспепсия) зачастую является следствием несоответствия объема и состава пиши физиологическим возможностям организма ребенка. Причинами могут быть перекармливание, резкий перевод с грудного вскармливания на искусственное или переход на другую смесь, слишком быстрое введение прикормов, а также употребление продуктов, не соответствующих возрасту младенца. Диспепсии у грудных детей проявляются поносом, сильными срыгиваниями, рвотой, кишечными коликами. Выведение грудного ребенка из состояния диспепсии состоит в постепенном восстановлении нормального режима питания. После появления неприятных, симптомов диспепсии необходимо пропустить одно кормление, заменив его водой, ромашковым чаем или солевым раствором (регидрон, физраствор, 5% раствор глюкозы). Следующее кормление и все первые сутки желудочно-кишечного расстройства необходимо кормить ребенка грудным молоком или смесью в те же часы, что и обычно, но урезав объем кормления в 2 раза. Недостающий объем пищи восполняется теми же жидкостями (вода, солевой раствор и т. д.). Прикормы вводить пока нельзя. На вторые сутки ребенок получает уже до 1 /2 объема пищи, положенной ему по возрасту. За 3-4 дня объем пищи постепенно доводится до полного. С 5-го дня можно осторожно попробовать ввести прикормы, которые ребенок получал до болезни. Дополнительно врач может назначить ферментные препараты и сорбенты. Кишечная инфекция, пищевое отравление, ОРВИ Диарея при кишечных инфекциях и пищевом отравлении сопровождается рвотой, болями в животе, повышением температуры и ухудшением общего состояния (головная боль, слабость, вялость, снижение активности, сонливость и т. д.).  Также встречаются ОРВИ с диарейным синдромом, заболеванию сопутствуют катаральные симптомы (кашель, насморк, боли в горле и др.). Дисбактериоз кишечника, синдром раздраженного кишечника Дисбактериоз кишечника — качественное и/или количественное нарушение микрофлоры кишечника (микроорганизмов, проживающих в толстом кишечнике). Дисбактериоз и связанный с ним синдром раздраженного кишечника проявляются болями в животе распирающего характера, усиливающимися к вечеру, метеоризмом, расстройствами стула (поносами, запорами или их чередованием). При выраженном дисбактериозе стул разжиженный, непереваренный, с зеленью, неприятного запаха. Лактазная недостаточность Причиной заболевания служит недостаток или отсутствие в организме ребенка фермента лактазы, переваривающего молочный сахар, лактозу. Это состояние может быть врожденным и передаваться по наследству, а также являться следствием перенесенных кишечных инфекций, дисбактериоза кишечника, аллергии к белкам коровьего молока, приема некоторых лекарств (антибиотики, гормоны, жаропонижающие и др.). Непереносимость молочного сахара у младенцев часто бывает временной, проходящей, связанной с незрелостью кишечника малыша. Со временем ребенок взрослеет и такая лактозная недостаточность проходит. Обычно симптомы лактазной недостаточности появляются с первых дней жизни ребенка. Каждое кормление младенца сопровождается обильным, жидким пенистым стулом с кислым запахом. Также характерны кишечная колика, метеоризм, урчание в животе, частые срыгивания и рвота, плохая прибавка веса. Диагностическим критерием является наличие в кале ребенка углеводов (анализ кала на углеводы). Ведущим в лечении является исключение (или значительное ограничение) молока из пищевого рациона ребенка. Обычно на 2-4 день соблюдения безлактозной диеты ребенок успокаивается, у него купируются понос, рвота, кишечные колики, а с 4-5 дня начинает набирать вес. «Искусственникам» показаны молочные смеси, не содержащие лактозу (безлактозные) или с низким ее содержанием (низколактозные). Перевод на новую смесь осуществляется постепенно, в течение 2-3 дней, с постепенной заменой кормлений одной смеси на другую. Малышу, находящемуся на грудном вскармливании, показан фармакологический препарат: фермент лактаза (торговое название Лактраза). Его добавляют в каждое кормление. В случае непереносимости фермента или его неэффективности ребенка переводят на искусственную смесь, не содержащую лактозы. Несмотря на то что проблема лактазной недостаточности в большей степени актуальна для младенцев, непереносимостью молока могут страдать и старшие дети. Важно знать, что лактоза содержится не только в молоке и молочных продуктах, но и может присутствовать и в других продуктах и блюдах в «завуалированном» виде. Это хлеб, выпечка, кондитерские изделия, леденцы, кукурузные и пшеничные хлопья, супы быстрого приготовления, майонез, маргарин, готовые мясные блюда (котлеты), приправы и др. Поэтому всегда обращайте внимание на состав продукта. Как долго соблюдать безлактозную диету? Детям с врожденной недостаточностью фермента и наследственной непереносимостью молока необходимо соблюдать безлактозную диету пожизненно. При временной незрелости кишечника активность лактазы нормализуется примерно к году. У таких младенцев диету с ограничением молока рекомендуется оставить в течение первого года жизни с последующим постепенным введением в рацион молочных продуктов, начиная с кисломолочных, содержащих живую биокультуру (бификефир, биойогурт и др.). Если лактозная недостаточность явилась следствием перенесения кишечной инфекции, то для восстановления кишечника потребуется соблюдение диеты в течение нескольких месяцев. Глютеновая энтеропатия (целиакия) Это заболевание, связанное с непереносимостью белка злаковых — глютена. Он содержится в пшенице, ржи и овсе. Причинами могут быть врожденный генетический дефект (заболевание наследственной природы) или заболевания кишечника (лямблиоз, аскаридоз, кишечные инфекции и др.). Обычно болезнь начинается в конце первого года жизни, после введения в прикорм каш и хлеба. Клинически оно проявляется частым обильным пенистым стулом с неприятным запахом, снижением веса, задержкой роста, развитием витаминной, белковой, жировой недостаточности. В тяжелых случаях характерно значительное исхудание с выделяющимся на его фоне большим вздутым животом. В терапии ведущим является назначение безглютеновой диеты. Из рациона исключаются блюда, содержащие манную, овсяную, перловую, ячневую, пшеничную крупы, макаронные изделия, хлеб и все продукты и кондитерские изделия, содержащие пшеничную, ржаную, ячменную муку. При соблюдении строгой диеты понос у детей купируются в течение 2 недель, масса тела нормализуется в течение первого года, а рост — в течение 2 лет. Прогноз при соблюдении диеты и правильном лечении ребенка благоприятный. Муковисцидоз Это наследственное заболевание, сопровождающееся поражением желез. Чаще всего страдают пищеварительная и дыхательная системы. Характерно чередование упорных поносов и запоров (вплоть до кишечной непроходимости, требующей хирургической операции). Кал не переваренный, зловонный, блестящий на вид и жирный на ощупь, плохо отмывается от кожи ребенка и горшка. Диагноз подтверждается копрологическим исследованием и проведением специальной потовой пробы. Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит Ведущим симптомом этих заболеваний является появление жидкого стула с алой кровью, сопровождающегося болями в животе. Появление крови в стуле у ребенка может быть симптомом очень серьезных заболеваний и требует обязательного обращения к врачу с последующим обследованием толстого кишечника. Другие причины диарей Нередко диареей сопровождается пищевая аллергия. На мысль о ней может натолкнуть связь возникновения поноса с употреблением определенных продуктов. К диарее также приводят нарушение обмена магния и некоторые эндокринные заболевания, различные стрессовые ситуации, сильный страх, эмоциональное потрясение. Например, страх перед сдачей экзамена, ответственным выступлением, внезапный испуг. В народе такое состояние называют «медвежьей болезнью». Встречаются и другие, более редкие причины диарей у детей, здесь мы коснулись только самых распространенных. Не исключено, что именно они вызвали расстройство стула у вашего малыша. Поэтому при появлении поноса у ребенка обязательно обратитесь к врачу. Лечение острой диареи. Какую диету соблюдать? Диета зависит от патологии, вызвавшей диарею. Если причина болезни пока не известна или расстройство стула связано с погрешностями питания, кишечной инфекцией, пищевым отравлением, рекомендуется придерживаться определенных правил. Как восполнить потерю жидкости? Для предотвращения обезвоживания организма необходимо восполнение жидкости и солей, теряющихся при частом жидком стуле. Солевые растворы Регидрон, Глюкосолан, Цитроглюкосолан (они продаются в аптеке) растворяют в кипяченой воде по инструкции, указанной на пакетике. Количество жидкости назначается в зависимости от выраженности обезвоживания. Приблизительное количество жидкости приведено ниже: Дети до года: 130-170-200 мл на 1 кг веса ребенка в сутки. Дети 1-5 лет: 100-170 мл на кг веса ребенка в сутки. Дети 6-10 лет: 75-110 мл на кг веса ребенка в сутки. О том, что ребенок получает достаточное количество жидкости, свидетельствуют нормальные по объему порции мочи и регулярность мочеиспусканий. Помимо солевых растворов ребенок может пить кипяченую воду, чай, ромашковый чай, минеральную воду без газа, компот без сахара или с минимальным количеством сахара, фруктовые соки, разведенные пополам с водой, рисовый отвар. Рецепт питья при поносе: 250 мл сока грейпфрута или апельсина, щепотка поваренной соли, чайная ложка сахара. Какие лекарства можно давать ребенку? Из лекарств в лечении острой диареи используют сорбенты (энтеросгель, активированный уголь, полифепан, фильтрум, энтегнин, пекто, смекта и др.), при повышенном газообразовании и кишечной колике — эспумизан, саб-симплекс, дисфлотил, при боли и спазмах в животе — спазмолитики (но-шпа, папаверин, дюспаталин) и другие препараты по назначению врача. Антидиарейные «закрепляющие» препараты типа Имодиума или Лопедиума можно давать детям с 6 лет в случаях очень частого стула, изнуряющего ребенка. Они противопоказаны при дизентерии, метеоризме, колите, склонности к запорам. Рецепты «закрепляющих» травяных сборов. Смешать в равных частях плоды фенхеля, кору дуба, листья шалфея. 1 ст. л. сбора залить стаканом холодной воды. Настаивать при комнатной температуре 10 минут. Прокипятить 15 минут, процедить. Принимать по 1 стакану (доза взрослого) 3 раза в день до еды. Смешать по 4 части корневищ горца змеиного и цветков ромашки и по 5 частей листьев подорожника и плодов черники. 1 ст. л. сбора залить стаканом кипятка, кипятить на водяной бане 30 минут. Охладить 10 минут, процедить. Принимать по 1 /4 стакана (доза взрослого) 2 раза в день до еды. Смешать 3 части плодов черемухи и 2 части плодов черники. 1 ст. л. сбора залить стаканом кипятка. Кипятить 20 минут, процедить. Принимать по 1 /4-1 /2 стакана 3 раза в день. Диетическое питание при острой диарее Кормить ребенка следует по аппетиту: если он желает поесть, накормите, если не хочет, не заставляйте! Исключаются Жирная, жареная, копченая пища, соленья, газообразующие и усиливающие сокращение кишечника продукты (молоко, капуста, особенно квашеная, квашеные овощи, горах, фасоль, лук, помидоры, сладкие фрукты, виноград, свежие яблоки, огурцы, баклажаны, грибы, черный хлеб, свежая сдоба, сахар, квас). Рекомендуются Фрукты и овощи после термической обработки, свежих фрукты без кожицы, соки с мякотью; кисель; рисовый отвар; черника, груши, брусника, кизил, айва свежих или в виде компота; протертый овощной суп с рисом, сухарики из белого хлеба, каши на воде (рисовая, гречневая, овсяная); картофельное пюре на воде с растительным маслом; кисломолочные продукты; омлет. С осторожностью можно давать ребенку отварные мясо и рыбу, провернутые через мясорубку или в виде паровых котлет. Питание грудных детей Грудных детей на естественном вскармливании рекомендуется продолжать кормить грудным молоком, искусственников переводят на соевые, безлактозные или низколактозные смеси.


Острое течение рахита наблюдается чаще в первом полугодии жизни, особенно у недоношенных и у детей с быстро увеличивающейся массой тела. Острое течение характеризуется быстрым нарастанием симптомов, резко выраженными нервными явлениями и преобладанием процессов размягчения костей над процессами остеоидной гиперплазии, а также выраженным отклонением от нормы биохимических показателей крови (уменьшение фосфора, повышение щелочной фосфатазы). При остром течении начальный период быстро переходит в период разгара. Подострое течение рахита характеризуется медленным развитием заболевания, развитием преимущественно симптомов остеоидной гиперплазии; лобные и теменные бугры, «четки» на ребрах, утолщение эпифизов трубчатых костей, мышечная гипотония, анемия. Подострое течение отмечается у детей с гипотрофией, а также при развитии рахита во втором полугодии жизни ребенка, когда он получал витамин B в недостаточном количестве. Рецидивирующее течение рахита — смена периодов улучшения и ухудшения — может быть связано с изменениями условий внешней среды, наличием повторных заболеваний, недостаточным пользованием свежим воздухом, нерациональным питанием, В лечении рахита применяется комплекс мероприятий, направленных на устранение причины заболевания, гиповитаминоза и сопутствующих нарушений ряда органов и систем. Сложность и неясность многих сторон патогенеза рахита создают определенные трудности в обосновании лечебного действия физических упражнений. В условиях физических нагрузок жировой и углеводный обмен компенсаторно переключается на накопление и утилизацию янтарной кислоты, что в определенной степени препятствует снижению макроэргических веществ к мышцам. Нарушение баланса фосфора и кальция в сыворотке крови при физических нагрузках менее выражено. Лечебная гимнастика и массаж оказывают нормализующее влияние на нарушенные обменные процессы. Известно благоприятное влияние лечебной физической культуры на углеводный, белковый, жировой и минеральный обмен. При этом восстанавливается баланс основных нервных процессов, что улучшает замыкательную функцию коры головного мозга, облегчает образование новых связей. Улучшаются обменные процессы в скелетных мышцах, повышается их сократительная способность, уменьшается гипотония.


Контрацептивы Оральными контрацептивами называют таблетки с неодинаковым содержанием гормонов, которые нужно принимать ежедневно в определенной последовательности. Оральные контрацептивы  желательно принимать примерно в одинаковое время. В упаковке обычно находится 21 таблетка – одну таблетку в день. По завершению приема таблеток – в течение недели – наступает менструация, миновав которую, необходимо начать принимать следующую упаковку. Пропуск даже одной дневной порции может существенно отразиться на контрацептивном эффекте. В этом случае нужен прием противозачаточных таблеток с соблюдением инструкции, а также употребление дополнительных средств контрацепции (к примеру, барьерных). Оральные контрацептивы - это самые популярные методы контрацепции. Существует два вида оральной контрацепции: с содержанием только гормона гестагена – мини-пили и с содержанием двух разновидностей гормона (эстрогена и гестагена) – комбинированные оральные средства, (Ригевидон, Овидон и другие). Действие комбинированной оральной контрацепции заключается в задержке овуляции, благодаря чему готовая к оплодотворению яйцеклетка не может достигнуть брюшной полости; в изменении вязкости цервикального вещества, что затрудняет продвижение мужских половых клеток в матку. Оральные контрацептивы также препятствуют прикреплению оплодотворенной яйцеклетки к маточному эндометрию. Мини-пили действуют точно также, как и КОК, кроме того, что они ещё и тормозят процесс овуляции. Оральные контрацептивыОральные контрацептивы Среди КОК можно выделить три группы: однофазные, двухфазные, трехфазные. Первые характеризуются одинаковым количеством гормонов в таблетках в течение всего периода приема; двухфазные и трехфазные препараты характеризует количество эстрогена и прогестагена, которое периодически меняется. Не рекомендуется осуществлять самостоятельный выбор какой-либо орально контрацепции. Только опытный врач может правильно определить наиболее подходящие женщине оральные контрацептивы, учтя при этом множество факторов: возраст, индивидуальные особенности и привычки, наличие или отсутствие в ее анамнезе беременности, родов или абортов, нарушения менструального цикла, болезни, после которых применение ОК вредно и т.д. В число абсолютных противопоказаний к применению оральных контрацептивов входят: уже наступившая беременность, несколько разновидностей сердечно-сосудистых заболеваний, болезней эндокринного характера, масса болезней мочевыводящей системы и гормонозависимая опухоль.


Здоровье ребенка На сегодняшний день вырастить здорового ребёнка под силу каждому человеку. Здоровье своего ребёнка стоит на первом месте у каждого родителя. Медицинское наблюдение необходимо не только тем детям, которые родились с небольшими отклонениями, но и тем, которые были изначально здоровыми. Вести медицинское наблюдение необходимо над детьми как раннего развития, так и дошкольного возраста. Родители обязаны быть первыми помощниками при тех или иных проблемах, которые возникают у их ребёнка. А для этого они должны знать те особенности, которые имеются у наших детей. Это нужно, чтобы при любом экстренном случае оказаться рядом и принять верное решение в борьбе против той или иной болезни. Влияние окружающей среды, природные катастрофы, неблагоприятные условия для жизни ребёнка в семье или в других воспитательных центрах - всё это может повлиять на нормальный рост и развитие вашего чада. Здоровье и развитие ребенка от года до двух В период от одного года до полутора ребёнок становится небольшим исследователем. Все окружающие вещи становятся ему очень интересными. Прежде чем «принять» что-либо или нет, он будет досконально изучать ту или иную вещь. Ребёнок берёт предмет в руку, играет им, бросает на пол. Всё это имеет огромное значение для ребёнка: как падает предмет, какой звук он издаёт и т.д. Здоровье и развитие ребенка от 3 до 7 лет Здоровье ребенкаЗдоровье Вашего ребенка зависит от Вашей внимательности к нему! В период от трёх до семи лет мальчики и девочки очень похожи по своим физиологическим параметрам. От одного до пяти лет все размеры и параметры тела ребёнка увеличиваются постепенно. Зависимости от сезонов года в развитии не наблюдается. В среднем за год (от одного до пяти лет) дети поправляются на полтора – два килограмма, а рост увеличивается на четыре – пять сантиметров. Скорость увеличения роста ребёнка изменяется на шестом году его жизни. На протяжении четырёх лет (от 3 до 6) у ребёнка идёт формирование осанки, а также свода стопы. Скелет в этом возрасте ещё достаточно эластичен и любая ненужная для ребёнка нагрузка может привести к дальнейшему неправильному развитию позвоночника. При неправильном выборе обуви у ребёнка может развиться плоскостопие. Чтобы повысить выносливость и укрепить здоровье ваших детей, необходимо включить в дневное расписание обязательные прогулки и бывать на свежем воздухе с ними в течение нескольких часов в день. В противном случае иммунитет ребенка может быть ослаблен, он будет подвержен простудным заболеваниям, могут воспалиться аденоиды. Для снятия усталости и формирования правильной осанки детям рекомендуется делать небольшое количество физических упражнений. Здоровье ребёнка зависит в первую очередь от нас. Растите здоровое потомство!


Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей. Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи. В ткани мозга болевых рецепторов нет, поэтому мозг «болеть» не может. Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько. Частые причины головной боли у ребенка Сосудистая головная боль. Вегетососудистая дистония. Воспаление сосудов мозга. Врожденные пороки развития сосудов мозга. Повышение или снижение внутричерепного давления. Токсическое поражение головного мозга. Интоксикация при острых (ОРВИ, грипп, корь, ангина и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях. Отравление лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др. Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга, перелом костей черепа и др.). Мигрень, эпилепсия. Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит). Заболевания ЛОР-органов (насморк, синусит, отит и др.) и глаз. Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит). Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов. Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит). Некоторые пороки сердца и заболевания крови. Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.). Неврозы и другие причины. Клинические проявления головной боли Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, головокружением и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза. Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: артериального давления. Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, артериальное давление может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус. Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения режима дня, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе. Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полсти черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды). Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота, боли в животе, поносы или запоры, икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается. Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (достаточный сон, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение, закаливание, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.). Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога. Повышение или снижение внутричерепного давления В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг. Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями. При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость. Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа. Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога. Головная боль при инфекционных заболеваниях Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы. Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел. Головная боль напряжения Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате  многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора. Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.). Мигрень Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное. Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог. Головная боль при менингите Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении). Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу. Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре. Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью. Воспаление тройничного нерва Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус герпеса). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу. Лечение головной боли у ребенка Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты. Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай. Рецепт. Одну ст. л. смеси перечной мяты, душицы и кипрея заварить 0,5 л кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1/2-1 стакану несколько раз в день во время головной боли. Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай. При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок. Рецепты при мигренеподобной головной боли. Смешать 6 частей семян укропа, по 3 части травы донника и цветков пижмы, 4 части травы мелиссы. 2 ст. л. сбора залить в термосе 0,5 литра кипятка, настоять 1-1,5 часа, процедить и пить по 1 /4-1/2 стакана 3-4 раза в день. Можно добавить мед. Смешать по 4 части корней валерианы, семян укропа, по 3 части цветков пижмы и липы, травы репешка и мелиссы. Рецепт приготовления и прием как в предыдущем случае.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика