Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Как я провел летоНачало учебного года. Цветы, улыбки, чистые тетрадки и сочинение на тему «Как я провел лето» – примерно такие ассоциации связаны у нас с первыми сентябрьскими деньками. Но если цветы и улыбки возражений не вызывают, то повторяющееся из года в год сочинение о лете стало едва ли не символом косности, рутины, педагогической неизобретательности. Пожалуй, сегодня ни один учитель, считающий себя творческим человеком, так год не начнет. А может быть, зря? Для начала нужно признать, что традиция имела свои основания. Каждый учитель знает, что первые несколько уроков в году проходят под несмолкаемый гул рассказов о совершенных за долгие каникулы подвигах и открытиях. Сочинение о лете позволяло детям выговориться, поделиться впечатлениями, так сказать, «в официальном порядке» и закрыть тему. Кроме того, сразу, без подготовки, самостоятельная работа по созданию текста выполняла роль экспресс-диагностики состояния дел (для учителя), а заодно и шоковой терапии с целью приведения в рабочее состояние (для детей). Кстати, умные педагоги никогда плохие оценки за это сочинение в журнал не ставили. По сути, сочинение «Как я провел лето» было ритуалом, символическим актом, означавшим: отдых закончен, впереди большая работа, пора собраться и приступить к делу. Очень полезная с психологической точки зрения вещь. Минус в том, что у детей задание энтузиазма обычно не вызывало: удовольствие от рассказа другу под его ахи и охи никак не сравнить с удовольствием от выписывания разболтавшимся за лето почерком прилизанных фраз, а что там в сочинениях других ребят – не узнаешь, в лучшем случае два-три в классе прочтут. Шоковая терапия же вообще никому никогда не нравится. Поэтому реакция на задание была обычно разнообразно негативной: от возмущенного «у-у-у-у» (в смысле: «опять это дурацкое сочинение») до ехидного: «а мы снова будем про лето писать?» (в смысле: «ничего поинтереснее придумать не можете?»). Придумать между тем очень даже можно. Итак, прежние цели остаются в силе: провести инспекцию содержимого основательно проветренных летними ветрами голов и обозначить переход к рабочим будням. Прибавим к этому еще несколько: хорошее настроение и желание работать у ребят, атмосфера заинтересованной и слаженной совместной деятельности, партнерские отношения между ребятами и учителем и, наконец, последнее, но немаловажное – положительный настрой самого учителя, который может прийти на первый урок года не бездумным продолжателем удобной традиции, а выдумщиком, лидером, интересным человеком. Стоит разрешить себе пофантазировать – и можно превратить набившую оскомину тему в запоминающийся, яркий, полезный урок, задающий тон на весь учебный год. Идей, как это сделать, может быть очень много. Вот только некоторые из них. УЧИМСЯ СЛУШАТЬ Все знают, как трудно в наше время найти человека, умеющего слушать. Помните, как Толстой про Наташу Ростову говорил, что она именно слушала, а не обдумывала в это время, что сама потом расскажет? Умение это и в самом деле непростое. Сегодня человек постоянно должен думать о самопрезентации, о том, как подать себя, что сказать, как реагировать. Поэтому слова и проблемы других людей мы воспринимаем обычно словно сквозь марево собственных мыслей и установок: а как думаю я, а что это значит для меня, а что он ждет, чтобы я сказал в ответ? В результате никто никого толком не слышит и не понимает. Хорошо было Наташе Ростовой с ее умением слушать – Толстой сразу так и сочинил, а большинству людей этому умению нужно учиться. И по большому счету это должно быть одной из основных задач уроков родного языка. Во всяком случае в жизни это умение намного больше значит, чем удвоенные н. Попробуем поставить перед собой эту цель на нашем уроке (разумеется, предлагаемые виды работы и с любой другой темой тоже будут очень полезны). Вариант самый простой: пишем обычное сочинение, но не за себя, а за соседа. Все разбиваются на пары (если ребят нечетное число, один образует пару с учителем). За пятнадцать минут участники пары должны рассказать друг другу о своем лете, ответить на все уточняющие вопросы. Затем каждый пишет сочинение «Как я провел лето» от имени своего соседа. Проверяет сочинение, конечно, его «лирический герой», он оценивает содержание, исправляет замеченные ошибки. Потом учитель может собрать работы и проанализировать ситуацию с правописанием в классе (как легко заметить, информации у него при этом будет больше, чем при традиционной работе: не только способность человека писать без ошибок, но и умение видеть ошибки при проверке текста). Несколько работ хорошо бы разобрать вслух таким образом: читает тот, кто писал, а тот, о ком речь, комментирует: что было понято неверно, какие важные детали упущены, переданы ли в целом его настроение, чувства. Можно попросить поднять руки тех, кто очень доволен сочинением о себе, и тех, кто совершенно разочарован непониманием, и именно эти работы разобрать подробно. Идея сама по себе очень простая, работа мало отличается по форме от общепринятой, а проходит все совсем иначе – никаких «у-у-у-у» вы не услышите, да и цель «выпускания пара» достигается намного более эффективно, особенно если не пожалеть времени на чтение сочинений в классе. Есть вариант более сложный, он особенно хорош в старших классах и в классах с небольшим числом учеников (в пределах двадцати). Учитель выступает в роли ведущего. Он призывает ребят быть очень внимательными и последовательно задает вопросы о прошедшем лете классу: «Где вы были? Что там видели интересного? С кем проводили время? Чем любили заниматься? Что запомнилось? Удалось ли хорошо отдохнуть? Были ли огорчения?» и т.п. На каждый очередной вопрос отвечают по очереди все присутствующие. Затем возможны варианты: если для вас важно получить письменные работы, то все развивается так, как уже было описано выше: каждый пишет сочинение за одного из своих одноклассников, если вы предпочитаете уложиться в один урок, можно выполнить задание устно. Задача многократно усложняется по сравнению с работой в паре с соседом, поскольку во время ответов на вопросы никто не знал, на чьи ответы следует обратить особое внимание. Распределять по парам можно по жребию или как-то иначе, например, первый в списке – с последним, второй – с предпоследним и т.д. В первый момент задание может шокировать своей сложностью, многие заявят, что они вообще ничего не помнят. Важно обратить внимание ребят на этот факт: вы призвали их вначале к вниманию, ничего особенно сложного в ответах одноклассников не содержалось, прозвучали они громко и внятно буквально пять минут тому назад – а в памяти не отложились. Почему? Чем были заняты мысли? Многие ребята уже способны достаточно хорошо осознавать свое состояние и признаются, что во время ответов одноклассников предавались собственным воспоминаниям, или обдумывали особенно остроумную форму ответа, или обменивались комментариями с приятелем, хотя им казалось, что они слушают. Многие из них заметят (не обязательно сказав об этом вслух), что ответы своих близких друзей, или симпатичных им одноклассников, или самых ярких людей в классе они все же помнят хорошо. Не стоит впадать в морализаторство по поводу невнимательности ребят к словам товарищей – надо признать, что сама организация учебного процесса в нашей школе вовсе не способствует развитию навыка внимательного слушания: что слушать-то – пересказ учебника, правила наизусть? Не так уж часто на стандартных уроках ученики говорят вещи, стоящие внимания и запоминания. Поэтому не говорите ничего назидательного, просто удивитесь вместе с ребятами (положа руку на сердце – вы бы сами с заданием справились?), умные люди сделают для себя выводы. Очень хорошо было бы повторять эту игру время от времени, выбрав любую несложную тему: любимая книга, кем я хочу стать и т.п. ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОЧИЙ РИТМ Внимание и быстрота реакции, а также способность делать несколько дел одновременно – тоже качества, крайне полезные в деле обучения. Привести их в боевую готовность можно следующей игрой. Вы так же задаете вопросы о прошедшем лете, но отвечать должен не тот, кого спросили, а его сосед, например, справа или сзади (если человек сидит с краю, то соседом справа окажется крайний в противоположном ряду, если на задней парте – отвечать должен тот, кто сидит на первой). Следующий вопрос – и снова отвечает сосед. Тот, кто порывается ответить на адресованный ему вопрос сам, или тот, кто должен отвечать, но замешкался, выбывает из игры (это нужно как-то обозначить, например, выбывшие должны держать руки скрещенными на груди). Кто продержится дольше всех, тот выиграл. Получается очень забавный диалог: Где ты провел лето? У моего дедушки, в деревне. Что там тебе больше всего запомнилось? Кремль и метро. Что же ты там делал? Плавал, нырял с маской. На первый взгляд простая, эта игра заставляет мобилизоваться: ведь нужно одновременно «прокручивать» в голове свой собственный рассказ, чтобы вопрос учителя не застал врасплох, и внимательно следить за перемещением по классу «эстафетной палочки» ответов. По мере выбывания игроков ситуация еще более усложняется, ведь в какой-то момент твоим соседом справа может оказаться … сосед слева, если вся остальная «горизонталь» уже сидит, скрестив руки. Тут нужен глаз да глаз, да еще и смеяться успевай! Такой первый урок прекрасно подходит ребятам пятых–седьмых классов и будет очень уместен в момент встречи с новым, напряженно замершим классом. ВСПОМИНАЕМ ГРАММАТИКУ Любой вид работы, даже совершенно типовое сочинение о лете, можно обогатить дополнительными заданиями. Например, вызываем одного из учеников читать свое сочинение, а всем остальным даем задание: по мере чтения выписывать все замеченные существительные, определять их склонение и падеж. (Варианты: выписываем глаголы, определяя спряжение; подмечаем служебные слова и разносим по столбикам предлоги, союзы и частицы; выписываем грамматические основы всех предложений; ищем сложные предложения и записываем их схемы). После проверим, что получилось, и дадим новое задание: а кто теперь сможет пересказать сочинение одноклассника как можно ближе к тексту? Удалось ли за поиском грамматических «деревьев» увидеть «лес» повествования? Сразу станет ясно, кто из ребят «Юлий Цезарь», – этому историческому персонажу приписывают способность одновременно делать несколько дел, требующих внимания. Кстати, есть люди, которые просто плохо себя чувствуют в ситуации «недогруза» восприятия и внимания, например, могут вязать или строгать, только слушая при этом радио или разговаривая, а во время обсуждения важной темы обязательно должны рисовать узоры или чертиков. Так что не стоит слишком строго пресекать побочную деятельность на уроке: кого-то это отвлекает, а кому-то, наоборот, помогает сосредоточиться. Еще больше активизируют грамматические познания творческие задания с ограничениями: например, написать сочинение о лете, не используя глаголов первого спряжения. Можно задействовать сразу несколько тем, распределив задания по рядам: первый обходится без существительных в именительном падеже, второй – без двусоставных предложений, а ребята из третьего обязаны использовать в своем сочинении все одиннадцать глаголов-исключений. Конечно, такая работа требует больше времени и ее лучше дать на дом. Зато на повторение пройденной в прошлом году темы уйдет меньше времени. Напоследок один общий для всех вариантов совет: участвуйте в выполнении заданий и в играх вместе с детьми, рассказывайте о своем лете – получите удовольствие и атмосфера в классе будет лучше. * * * Известно: как новый год (в нашем случае – учебный) встретишь, так его и проведешь. Обдумывая первый урок года, каждый учитель явно или нет выбирает путь на весь год: как я буду общаться с детьми, с каким настроением я пойду в школу, какова будет моя сверхзадача на этот год? Первый урок – это и большая ответственность, и уникальный шанс изменить то, что не устраивает, освоить новое. Попробуем?


Николай БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. УченицыБерут ли в школу только воцерковленных детей или достаточно, чтобы родители ребенка считали себя верующими, нужен ли православной школе духовник и какие функции он выполняет, какие изучают предметы, отличные от светских, заставляют ли детей молиться или общие молебны – вещь необязательная. Эти и другие вопросы были заданы нескольким московским священникам: отцу Сергию Махонину, директору и духовнику школы во имя Иоанна Богослова, отцу Константину Сопельникову, духовнику Православного центра непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского, отцу Иоанну Воробьеву, зам.директора по воспитательной работе Свято-Петровской школы (бывш.Традиционной гимназии), отцу Василию Секачеву, учителю истории, члену Совета Димитриевской школы, отцу Николаю Петрову, преподавателю ОПК, члену Совета Димитриевской школы. Чем православная школа отличается от светской? Отец Константин Сопельников: Основная задача светской школы – дать знание ребенку (чем глубже, тем полезнее). Православная школа наряду с получением знаний детьми ставит еще очень важную цель – это воспитание и развитие внутренних качеств ребенка. Детям необходимо привить любовь к Богу, Родине, семье и интерес к труду и учебе. Православная школа видит своей задачей воспитание целостной, нравственной личности, помогает ребенку в становление его характера, мировоззрения и отношения к окружающим его людям. Отец Сергий Махонин: Прежде всего, православная школа замысливалась и создавалась как часть церковной жизни, которая объединяет людей одного мировоззрения, говорю о том, как было у нас в школе. Это было 20 лет назад, родителей что-то не устраивало в системе образования. После празднования 1000-летия Крещения Руси был всеобщий подъем, многие тогда начинали церковную жизнь, люди интуитивно сходились в том, что что-то должно объединять. Мощным отзвуком, естественным процессом, говоря современным языком, социальным заказом, явилась потребность создания своей школы. Наша школа – не приходская, она создавалась на базе одной из московских школ, где наши классы первые годы занимались во вторую смену. Мы сразу ввели новые предметы – Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, в преподавании словесности и истории стали использовать принципиально другой подход. Через некоторое время мы увидели, что «мешаем» приютившей нас школе, пришлось искать другое здание. Думаю, что в нише столичного образования православные школы занимают свое особое место. В православной школе должны учиться воцерковленные дети? Отец Сергий Махонин: Мы принимаем верующих детей, но другие к нам и не идут. Требования для приема в 1 класс простые – мы принимаем адекватных родителей, с которыми можно вести диалог. Потом это переходит на детей. У нас должно быть единство воли, чувств, мыслей, без фарисейской, лицемерной окраски, которую сейчас так легко получить в том числе и в церковной ограде. Отец Иоанн Воробьев: Теоретически в православной школе необязательно должны учиться лишь воцерковленные дети. Но есть теория, а есть практика. На практике получается, что ребенок, который в семье не воспитывается в церковной традиции, в православной школе оказывается чужим. Мы экспериментировали, брали в школу разных детей, но опыт показал, что нецерковные дети или уже в школе начинают отторгать наши принципы, или выйдя из нее. То есть пребывание в нашей школе им на пользу не пошло. Думаю это связано с тем, что без семьи школа в плане воспитания бессильна. Мы не можем воспитать ребенка, если в этом не участвует его семья. Таким образом, получается, что православная школа – для православных детей. Может ли школа быть миссионерской? Да. Но у нашей школы – другая цель. Наша школа возникла для того, чтобы уберечь наших детей, детей нашего прихода, от светского влияния, помочь им сохранить некую чистоту и целомудрие, сохранение чего в обычной школе почти невозможно. Есть же школы, которые ставят именно миссионерскую задачу перед собой. Но такая школа будет другой по атмосфере, по наполнению. И я не знаю, каков будет результат. Думаю, что перед такой школой должна будет стоять задача в первую очередь воспитать родителей этих детей. У православной школы должен быть духовник? Отец Константин Сопельников: В православной школе обязательно должен быть духовник. Обычно точкой отсчета для организации православной школы является приход - крепкая община и духовник, который эту общину окормляет и направляет: единый дух, единая цель. Поэтому одной из главных задач духовника в православной школе является сохранение единства в коллективе с помощью соборных молитв, духовных бесед, паломнических поездок, церковных праздников: «Да будут едино, как Мы едино» (Ин.17, 22). Кто такой духовник? Какими вопросами он занимается? Отец Константин Сопельников: Духовник по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа должен быть пастырем добрым: « Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11). Духовника касаются все стороны жизни школы: духовная, образовательная, педагогическая, просветительская, административная, хозяйственная, внешкольная и т.д. Очень важно чтобы у духовника сложились доверительные отношения с педагогическим коллективом, учащимися и родителями. Отец Иоанн Воробьев: Духовник школы – человек, который определяет церковное направление жизни школы, это законодатель. И школа возникает как некое детище духовника, который определяет принципы жизни семей, родителей и соответственно детей. В школе должно быть единство подхода, потому что если установки не будут едиными, то требования станут расплывчатыми. Это единство и определяет духовник. На его авторитет ориентируются и опираются. Именно поэтому я думаю, что духовник православной школе необходим. Отец Василий Секачев: Духовник – это человек, который за школу отвечает перед Богом. За школу как таковую – чтобы дети были в ней должным образом обучены, одеты, воспитаны. Школа должна давать не только обучение, но и воспитание. Под обучением, вслед за древними, я подразумеваю добродетели разума, под воспитанием – нравственные добродетели. Первых не будет без вторых. Вот за этим и должен следить духовник. А также улаживание всяких конфликтов: между детьми, детьми и учителями, учителями. К сожалению, мы не святые. Отец Сергий Махонин: Наша школа не приходская, в которой люди объединены одной общиной, у нас учились и учатся дети из более 40 разных московских и подмосковных приходов. Задача духовника нашей школы – объединить разных детей, разные семьи. Духовник должен цементировать процессы, иногда болезненные, должен разрешать недопонимание, психологические сложности, которые периодически возникают. Это может быть связано с какими-то поведенческими моментами (в одном приходе принято одно, в другом – другое) или с вопросами церковной аскезы, где духовнику необходимо находить золотую середину, аккуратно учитывая возможности разных семей. Думаю, важнейшим для духовника в такой школе, является умение координировать. Надо сказать, что за 20 лет, что наша школа существует, никаких резких, серьезных конфликтов никогда не было. Должны ли учащиеся исповедоваться у духовника школы? Отец Иоанн Воробьев: Не обязательно. Достаточно, чтобы ребенок исповедовался у своего духовника, который писал рекомендательное письмо, когда ребенок в нашу школу поступал. В каких-то сложных воспитательных вопросах, мы обращаемся к духовнику ребенка и решаем их совместно. Отец Николай Петров: Если у учащихся есть свой духовник, конечно, нет. К духовнику должно быть доверие, иначе исповедь будет формальной. Нельзя заставлять исповедоваться, кроме вреда от этого ничего не будет. Можно ли сказать, что духовник православной школы заменяет собой психолога в светской? Отец Константин Сопельников: Нет, так сказать нельзя. Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств. Вопросы же касающиеся духовной сферы может помочь решить учащемуся только священник. Священник помогает исходя не просто из знаний, но и из духовного и личного опыта, при помощи церковной и келейной молитвы, при помощи совершения таинств. Отец Николай Петров: Заменяет. Духовник вполне обладает возможностями разрешать сложные ситуации, у него достаточно для этого опыта, он близок детям, а в разрешении конфликтов важнее всего откровенность. Отец Василий Секачев: Духовник (священник) дает человеку мир с Богом, психолог – с самим собой и окружающими. Достичь последнего без Бога по-настоящему невозможно. А помочь человеку придти к Богу может только священник. Есть конечно такие психологи, которые делают с Богом, со Христом, но все равно они же в конце концов советуют обратиться к священнику. В православной школе обязательны общие молитвы, молебны, Богослужения? Почему? Отец Иоанн Воробьев: Слово «обязательность» воспринимается детьми как «обязаловка»: нас заставляют, ограничивают нашу свободу, это насилие. Подсознательно они будут сопротивляться, как будет упираться осел, которого тянут. Поэтому мы не заставляем ходить на службы. Я считаю, что обязательного ничего не должно быть там, где дело касается молитвы и богослужения – «невольник не богомольник». Но общая служба очень важна. Когда я служу на школьных Литургиях, когда дети вместе молятся, возникает ощущение удивительное, особенное, неповторимое. Для нас это событие, это праздник, а если ребенок не относится к этому как к празднику, как к общему делу, встает вопрос, а туда ли он попал. Молитва – очень важная часть нашей жизни. Отец Василий Секачев: Обязательно должны. Молитва перед уроками совместная. А из богослужения лучше всего общие Литургии, причем не обязательные. Это постепенно соберет народ. Хор должен быть. Церковный хор из детей, тоже добровольный конечно. Опыт показывает, что когда это есть, все в лучшую сторону меняется. Какие специализированные предметы д.б. в православной школе? ОПК, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.? Отец Константин Сопельников: Желательно, чтобы в православной школе были предметы: Основы Православной культуры, Церковно-славянский язык, хоровое пение, но ни в коем случае нельзя допустить формального подхода к преподаванию этих дисциплин. Учитель должен не только знать, но и любить свой предмет, его задача состоит в том, чтобы не просто дать знания, а возжечь интерес и желание учащихся к изучению предмета. Отец Сергий Махонин: Обязательно должен быть Закон Божий, но не как предмет, а как дисциплина, включающая в себя представление о нравственном законе, о системе ценностей. Его можно не вводить как отдельный предмет, но у нас в школе он есть, потому что 20 лет назад, когда мы только начинали работать, само название было «новым», возвращающим к старому. Оно было символичным и очень важным тогда. Конечно, Церковная история должна быть интегрирована в Общую и, прежде всего, Отечественную историю. Дети должны знать, что когда человек отклоняется от правильных законов, случаются непоправимые вещи, но когда кается царь, легче каяться и народу. Важно преподавать церковно-славянский язык, но не на уровне грамматики. Надо привить умение понимать его красоту. Дети должны понимать, почему язык богослужения не русский, а церковно-славянский, они должны чувствовать, что его торжественность возвышает человеческую душу, пускай и ненадолго. Важно, чтобы в православной школе был предмет церковного пения. Но тут все-таки нельзя перегружать детей. Многие из них ходят в музыкальную школу, нагрузка очень большая, думаю, надо давать им возможность сбалансированного выбора. Учителя православной школы должны быть воцерковленными людьми? Может достаточно быть просто хорошим учителем, профессионалом и верующим человеком? Отец Иоанн Воробьев: Думаю, для православной школы важно, чтобы учитель был человеком церковным. Другое дело, что церковность это понятие субъективное – кто-то каждый день в храм ходит, кто-то раз в неделю, а кто-то реже, но это не говорит о степени церковности, потому что люди все разные, у них разное воспитание, образование. Важно, чтобы учитель говорил с детьми на одном языке, поэтому он должен жить настоящей церковной жизнью. Это необходимо, потому что на любом предмете – математике, физике – ученики сталкиваются с вопросами, где нужно дать нравственную оценку происходящему. Учитель должен уметь ответить правильно. У нас бывали случаи, когда профессионал в своей области, не мог завоевать авторитета у школьников, потому что какие-то мелочи, свидетельствовавшие о невоцерковленности человека, вылезали наружу. Он предлагал поставить спектакль или пойти в поход, а желающих не было. Я не говорю, что мы отдадим предпочтение человеку церковному, но при этом плохому специалисту. Мы ищем воцерковленных профессионалов. Отец Константин Сопельников: Православный учитель, будь то учитель литературы, математики или физики, может показать детям красоту Православия, при этом не обязательно говорить с ними о Боге. Он может не только давать им знания, но и учить их собственным примером, примером жизни во Христе. Отец Василий Секачев: В идеале и дети, и учителя должны быть прихожане одного храма – того, при котором устраивается школа. Или, по крайней мере, их костяк должен быть таким. Другие все-таки тоже должны быть церковными людьми. Конечно, бывает так, что какой-то талантливый человек, педагог по призванию, нецерковный человек. Но, как правило, он или вносит какое-то смущение (курит, например), или просто долго не задерживается в школе. Педагог по призванию – кто его призвал? Бог. Вот к Богу и надо вернуться. Почему не задерживается? Сил не хватает. Другие-то может и не семи пядей во лбу, а с Божией помощью как-то справляются. А он один, только на себя надеется, без общения с Богом в таинствах, это тяжело. Тем более с православными детьми.


Если ребенка дразнятЛето - время динамичное, сплошные разъезды и новые знакомства. К сожалению, они не всегда бывают приятными, и может случиться так, что у попавшего в незнакомый коллектив ребенка появляются обидчики. Его начинают дразнить, а иногда и хуже: травить. Кто притягивает агрессию Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень неуверен в себе - в этом и кроется главная причина его несчастий. Робость и застенчивость берут свое начало в самом раннем возрасте, когда ребенку каким-либо способом привили мысль, будто бы он не достоин уважения. И когда в один не очень прекрасный день на такого человека начинают сыпаться удары, он с готовностью их принимает - даже не пытаясь отстаивать свой суверенитет. В представлении людей, которые постоянно становятся мишенью насмешек, мир изначально враждебен. Эта установка в сочетании с убежденностью в собственной никчемности диктует стиль поведения, который воспринимается склонными к проявлению агрессии детьми как режим наибольшего благоприятствования для начала боевых действий. Действительно, любитель помахать кулаками, оказавшись рядом с неуверенным в себе товарищем, тут же встречает взгляд затравленного зверька, обещающий полную капитуляцию противника безо всякого сопротивления. Стоп! Это важный момент. Не получив отпора, обидчик, скорее всего, свои вылазки повторит, а агрессивность некоторых детей обусловлена органическими поражениями мозга. Чтобы усвоить какую-либо информацию, им нужен сильный эмоциональный взрыв - например, бурная реакция окружающих на их выходки. Не спешите сочувствовать - лучше научите общаться Когда видишь, как дразнят ребенка, сердце разрывается. А если этот ребенок твой... Однако психологи утверждают: самое плохое, что могут предпринять взрослые в подобной ситуации - это подчеркивать слабость ребенка, оказавшегося в положении изгоя. Девочку дразнят в школе - дома она оплакивает свою горькую судьбу вместе с бабушкой. Что совершенно недопустимо. Конечно, ребенку жизненно необходимо тепло родительского дома, чувство защищенности, но зная, что родные принимают его таким, какой он есть, с самого нежного возраста малыш должен набираться реального опыта общения с детьми. И не бояться поражений! Не бояться упасть. Не бояться быть побитым. А при необходимости дать обидчику сдачи - юнгианская школа психологии считает такой поворот событий вполне естественным. Безусловно, не стоит подогревать ситуацию и настраивать терпящего постоянные унижения ребенка по-боевому, но он должен чувствовать свою силу, а при необходимости и уметь за себя постоять - тем более, что страх оказаться побитым нередко бывает опаснее самих побоев. Невозможно осваивать мир, держась за мамину юбку, но родители робких детей нередко склонны оберегать своих чад от чрезмерно активных товарищей. Напрасно! Раз тенденция к боязни людей (то есть аутизации) проявилась, подпитывать ее ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо приглашать детей к себе, а чтобы ребенок не переживал из-за возможных неприятностей, быть где-то рядом. Например, на кухне или в соседней комнате - чтобы своим присутствием не мешать подрастающему человеку чувствовать себя хозяином положения. Пусть он общается, играет, делится, ссорится, мирится, самостоятельно решает возникающие по ходу дела проблемы - словом, осваивает самые разные роли, которые пригодятся ему в жизни. Обратная сторона неуверенности Если маленький человек никогда никого не обижает, не бьет и не обзывает, это еще не означает, что внутренняя агрессивность ему не присуща: он может себя сдерживать, боясь получить сдачи. Или боясь наказания. Или даже боясь выглядеть плохим! При этом ребенок стыдится того, какую месть придумал своему обидчику, то есть мучается не из-за содеянного, а из-за нафантазированного. Чувство вины давит, и чтобы внутреннее напряжение снять, надо выпустить этого злого духа из бутылки, дав ребенку понять, что за плохие мысли его не отвергнут. Каким образом? Играть, рисовать, выслушивать страшные сны и истории. Летом на пляже создавать песчаные изображения неизвестных существ. "Посмотри, кто это у меня получился!" - "Злой волшебник!" - "А у тебя?" - "Сердитый дядька". Пусть агрессивные фантазии получают материальное выражение в виде расплывчатых песчаных образов! Ребенку будет легче, его страхи потихоньку начнут отступать, мир станет гармоничнее. Вместе со страхами уйдет внутренняя агрессивность, а когда это произойдет, человек перестанет притягивать унижения. Психологи не советуют прятать игрушечные пистолеты от настроенных по-боевому мальчиков и осуждать их за то, что они играют в войну: подавленная агрессия копится, мучает ребенка, и с течением времени может трансформироваться в склонность к суициду. В игре же все происходит понарошку, тревожность изживается и приходит умение выходить из затруднительных ситуаций. Что же все-таки делать? Чтобы помочь ребенку, которого дразнят, надо прежде всего изменить его самооценку. Выработать чувство защищенности, доверие к взрослому, который находится рядом. Все это непросто, и без серьезных усилий родителей не обойтись. Прежде всего зададимся вопросом: что мы чаще делаем - ругаем или хвалим? Один из тестов, которым пользуются психологи для определения взаимоотношений взрослых и детей, это так называемая лестница достоинств и недостатков. Сначала родителям предлагается нарисовать лестницу отрицательных черт ребенка (верхняя ступень - главный недостаток, далее по нисходящей). Затем - лестницу достоинств. Около каждой ступени прокомментировать, как часто проявляется то или иное качество. Глазами любящих родителей приятных качеств у ребенка бывает в несколько раз больше, чем неприятных. Попробовали? Дети, которые не могут дать отпор агрессивно настроенным сверстникам, остро нуждаются в поддержке. Но если дать им внутреннюю опору, они начинают действовать сами, а это наилучший выход из положения. Не важно, как ответит на агрессию ребенок, смирившийся с ролью жертвы. Не важно даже, ответит ли он вообще - главное, чем она отзовется в его душе. Значит, надо изменить отношение к дразнилкам, которые по существу представляют собой злобную критику. Как только это произойдет, оружие из рук противника будет выбито. Вечной жертве нападений можно, например, сказать: "Не хочешь драться, отойди. Но если задира равный тебе, почему бы не дать отпор?". Психологи предостерегают от чрезмерного морализирования и советов типа "чувствуй себя выше обидчиков" - главное, чтобы ребенок действовал по внутреннему побуждению и не копил в себе обиды. Один из очень известных способов помощи детям, страдающим от злобной критики сверстников, это так называемая провокация агрессии. Ее цель состоит в том, чтобы ребенок научился давать сдачи - то есть позволил бы себе то взаимодействие, на которое он никогда не решается. По сути провокация агрессии представляет собой своего рода игру в дразнилки - обзывать обидными словами надо какую-нибудь игрушку или даже самого психотерапевта. Думаете, рискованно? Но ведь в процедуре участвует не малолетняя шпана, не абсолютные чемпионы по обзывательству среди дошкольного и младшего школьного возраста, а вежливые, культурные дети, которые не умеют достойно отвечать на агрессивные выпады сверстников. Они никогда не выходят за рамки приличий. Чтобы услышать от них мало-мальски подходящий оборот, специалисту приходится их подзадоривать. Когда внутреннее напряжение выльется вовне и в безопасной ситуации ребенок поиграет с тем, что его травмирует, острота переживаний снимется. Висевшая дамокловым мечом угроза незаслуженной злобной критики перестанет пугать. Человек получит новый взгляд на вещи, новый способ реагирования, и если самые близкие люди будут ежедневно поддерживать его веру в свои силы, он приобретет внутреннюю гибкость и найдет собственные способы выхода из сложных ситуаций.


Обучение в школеОбучение в школе может стать фактором риска, серьезно влияющим на здоровье детей. К такому неожиданному для многих выводу пришли участники состоявшегося в Москве международного симпозиума "Образование в Европе для гармоничного развития учащихся". Специалисты насчитали в школе примерно 30 негативных для здоровья ребенка факторов. Шариковая ручка и горизонтальная парта - одни из них. По данным Минздравсоцразвития, у двух третей детей школьного возраста есть отклонения в состоянии здоровья, а 21% страдает хроническими заболеваниями, в том числе ведущими к инвалидности. Общая заболеваемость детей за последние 10 лет выросла на 9,3%. Одновременно увеличивается и количество диагнозов у одного ребенка. Так, если дети 7-8 лет имеют в среднем два-три диагноза, то в 16 лет их уже три-четыре. А у каждого пятого старшеклассника пять и более функциональных нарушений. По мнению детского врача Леонида Рошаля, "здоровье школьников было хуже только во время войны". Надо сказать, в той или иной степени эта проблема сегодня характерна для всех европейских стран. Например, во Франции только 40% 15-летних девочек считают себя полностью здоровыми, в Финляндии - 37%, в Польше - 13%. Что это значит с демографической точки зрения для поголовно стареющей Европы, объяснять не приходится. Зависимость здоровья от процесса обучения признают и в российском Минздравсоцразвития: по его данным, уже к концу первого года учебы в школе количество здоровых детей снижается в четыре раза. Среди основных школьных факторов риска специалисты выделяют не соответствующую природе ребенка организацию учебного процесса, стрессовую тактику педагогического воздействия и чрезмерную информационную загруженность. Появляются раздражительность, плохой сон, невнимательность. Как правило, все эти признаки родители списывают на обычную лень и начинают силой заставлять ребенка учиться. Не случайно в Европе растет число детских суицидов. Во Франции, Австрии, Дании среди причин детской смертности они стоят на втором месте после дорожных происшествий. В той же Франции ежегодно происходит 12 тысяч детских суицидов и около 60 тысяч попыток. Причем списать все проблемы на счет плохого финансирования школ не получится. Научный центр здоровья детей РАМН провел исследование среди учащихся элитных московских лицеев и гимназий, где учатся дети очень обеспеченных родителей. Там есть спортзалы, сауны, бассейны. В классах - по 10-12 человек. Но вот парадокс: патология артериального давления выявлена у 90%, нервно-психические нарушения - у 55-83%. Получается, одними только бассейнами и саунами проблему не решить. Между тем в России разработаны уникальные методики здоровьесберегающего обучения, которые не требуют больших материальных затрат и доступны практически везде. Комнаты для занятий в начальных классах московской школы N 760 имени Маресьева не похожи на те, к которым привыкло большинство из нас. Рядом с партами здесь стоят специальные конторки, за которыми можно работать стоя. Каждые 15 минут дети меняются местами - тот, кто сидел, встает за конторку, и наоборот. Кроме того, несколько раз в течение урока они делают легкую разминку и специальные упражнения для глаз: "ловят" огоньки загорающихся в разных углах класса лампочек. Казалось бы, ничего сложного. Но вот результат: если в среднем по Москве 23% школьников имеют близорукость, то в школе N 760 - только 12%. Еще одна "хитрость": дети пользуются только перьевыми ручками, которые макают в чернильницы. Оказывается, приучать первоклашек к шариковым ручкам - значит, наносить серьезный вред их здоровью. "Исследования показывают, что при пользовании шариковой ручкой у детей происходят задержка дыхания, сбой сердечных ритмов, а через 20 минут неотрывного письма появляются признаки стенокардии", - говорит директор школы Владимир Гармаш. А вот при письме перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме - сначала напряжение, потом расслабление, и вреда для здоровья не возникает. Еще один враг школьника - парта, особенно без наклона. "Ни одно живое существо не находится столько времени в сидячем положении, сколько ребенок, который пришел учиться. Это совершенно противоестественно", - утверждает Владимир Гармаш. Все эти нехитрые и абсолютно доступные технологии - азы разработанной еще 30 лет назад методики профессора Владимира Базарного. По основной своей специальности он врач-офтальмолог, хирург высшей категории. Но уже много лет назад пришел к выводу, что все болезни, сопровождающие взрослого человека, можно попытаться предотвратить еще в школьном возрасте. Согласно исследованиям Базарного, основная причина болезней кроется в том стрессе, который испытывает ребенок в школе. А самый главный стресс - лишение детей естественной потребности двигаться. Организм ребенка, согнувшегося в неестественной позе над партой, испытывает сильное напряжение. Если оно кратковременное, ничего страшного не произойдет. Но если стресс от неестественной позы затягивается, то, по словам Владимира Базарного, "возникает эффект сброса "в никуда" нервной энергии, своего рода выгорание и как следствие - все мыслимые поломки в системах жизнеобеспечения". Например, увеличение щитовидной железы, проблемы с сердцем и позвоночником. Еще один важный момент системы Базарного - раздельное обучение мальчиков и девочек в параллельных классах. Оно имеет как сторонников, так и противников. Но, по словам профессора Натальи Куинджи из Научного центра здоровья детей РАМН, исследования показывают, что в таких классах заметно выше успеваемость, лучше дисциплина, а процент заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, наоборот, существенно ниже. В России уже более 1500 школ работает по системе Владимира Базарного. И вот что важно - этот процесс идет "снизу", там, где родители и учителя заинтересованы в том, чтобы обучение в школе не калечило здоровье детей. Пока это понимают далеко не все. Как заявил на симпозиуме президент Российской академии образования Николай Никандров, большинство родителей, отвечая на вопрос: что важнее - здоровье или будущая успешность, связанная с большой нагрузкой в школе, выбирают второе.


Школьная формаМногие школы в мае заказывают для учеников форму «на вырост» - чтобы комплекты успели за лето пошить и 1 сентября ребятня пришла в класс в обновах. Но как быть, если мамам не нравится модель? Дискуссия Никаких официальных распоряжений по поводу школьной формы ни федеральные, ни региональные власти не издавали. И все же год от года все больше школ, гимназий и лицеев вводят для учеников обязательную одежду. Где-то для того, чтобы контраст между ребятами из состоятельных семей и из семей небогатых хотя бы в классах не был так заметен. Где-то для того, чтобы подчеркнуть элитарность образовательного учреждения. Что ж, администрация школы вправе вводить форму, конечно, согласовав с родительским комитетом. Но какая она должна быть? Где найти подходящую модель? Кому заказывать ее пошив? Давайте разбираться вместе! Школьная форма: шить или не шить? Аргументы «ЗА» Дети меняются в зависимости от того, во что они одеты, срабатывает магия костюма - ноги выше головы уже не станешь поднимать. Умение носить деловую одежду - тоже часть образования. Воспитывается чувство локтя или, как сегодня принято говорить, корпоративное чувство принадлежности к той или иной социальной группе. Удобство для родителей - не надо думать, в чем завтра повести на занятия своего школьника. Амбиции состоятельных, респектабельных родителей могут быть удовлетворены за счет широкого выбора тканей (в том числе и дорогих), из которых может быть пошита школьная одежда. Доступность формы приведет к тому, что она будет закупаться в 2 экземплярах (один носится, второй - в стирке). Аргументы «ПРОТИВ» Она нынешняя неэстетична: плохое сочетание цветов (например, синий пиджак и брюки с жилеткой в сине-зеленую или серо-зеленую клетку), неудачный фасон, так как модель разрабатывают все кому не лень - родители, директора школ. Она «дурацкая», по отзывам самих ребят, не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает физические недостатки. Мамы жалуются, что мальчики в форме выглядят кургузыми, сутулыми, мешковатыми. А девочки не имеют возможности прикрыть по необходимости не слишком ровные ножки или полноватые бедра - фасон для больших и маленьких, худеньких и фигуристых выбирается один и тот же. Попробуйте на взрослую женщину крупных размеров надеть короткую юбку в складку - да она ни за что на это не согласится. За счет того, что фабрики шьют форму для школ практически на индивидуальный заказ, эта обновка обходится для родительского кошелька совсем не дешево. Советы Какой быть одежде ученика? Рекомендует Марина МАРО: - не отвлекать внимания от учебного процесса (то есть никаких клеток и горошка, от которых быстро устает человеческий глаз); - торжественной, вызывать чувство достоинства; - скрывать физические недостатки; - исполнена в одной цветовой гамме: лучше благородно-синей или серой (маренго); - джинсы и одежда в агрессивно-спортивном стиле для школьника исключены; как правило, джинса и «треники» выглядят неряшливо. Цитата - Если бы у нас была приличная форма, разве родители и дети отказались бы от нее? - включается в давний спор модельер и дизайнер, автор школьной формы нескольких столичных гимназий Марина МАРО. - Да любая мама с радостью обрядила бы чадо в симпатичный костюм, и у нее не болела бы голова каждый день, в чем завтра отправить ребенка в школу и где достать такие же джинсы, «как у Ленки». Для взрослых детская соревновательность в одежде - нож острый. И все-таки они предпочитают лучше мириться с ней, чем с той формой, которая продается в отечественных магазинах. Знай, родитель Что делать, если форма не нравится? Директор школы не вправе самостоятельно принять решение о введении ученической формы. Только по согласованию с родительским комитетом. Но если такое согласие получено и пункт об обязательной школьной одежде внесен в устав - делать нечего, придется папам с мамами подчиниться. Как быть, если предлагаемая модель не нравится или нет денег на ее покупку? Договариваться с администрацией. Предложить, что пошьете сами, из другого материала, может быть, «доработав» фасон. Но сделайте так, чтобы ваш отпрыск в обнове не выделялся среди других учеников. Может быть, разрешат ходить и без формы, но в опрятных свитерках, рубашках, блузочках. Если же администрация непреклонна - делать нечего, придется переводить ребенка в соседнюю школу, где форма необязательна. С уставом не поспоришь...


В Омске школьница на экзаменационном бланке ЕГЭ написала «я дура», за что получила 0 баллов. Отсканированная копия бланка появилась на сайте филологического факультета ОмГУ. На бланке содержится следующий текст: «Внимание, все бланки и листы с КИМами я испортила т.к. 1. я дура (бесспорно) 2. я тупая (тут тоже не поспоришь) 3. я не готовилась к лит-ре 3.1. т.к. лень 3.2. опять же т.к. дура 3.3. т.к. поступаю на мат. ф. Здесь я не буду много писать, т.к. все, что хотела сказать и даже больше, я написала на черновике (в своем «блоге»). Кто хочет, тот может прочесть его, а то я зря старалась, что ли... У меня такое ощущение, что я всем мешаю своей уверенностью, отсутствием волнения, лихорадочным писанием (что аж на всю аудиторию слышно, как я пишу). Пойду-ка я домой, чтобы не мешать.. 12:00 я ушла... вау». Как сообщила НГС.НОВОСТИ пресс-секретарь Министерства Образования Омской области Мария Капанадзе, в этой ситуации будет разбираться конфликтная комиссия по ЕГЭ, которая коллегиально вынесет решение о дальнейшей судьбе школьницы, испортившей экзаменационный бланк. «Такая ситуация в Омской области произошла впервые», — отметила Мария Капанадзе.


Не хочу учиться!Большинство детишек и родителей готовятся к началу учебного года с радостью - особенно если предстоит отправиться "первый раз в первый класс". Нo бывает и так, что ребенок категорически заявляет: "Не хочу в школу! Не пойду!" Почему же такое происходит и как в этом случае быть? Зачем ребенку школа Во-первых, природа так устроила, что познание окружающего мира приятно маленькому человечку. Именно поэтому дети, как правило, с удовольствием отправляются учиться. Во-вторых, для ребенка начало учебы в школе - это более высокая ступенька на социальной лестнице, еще один шаг по направлению к долгожданной взрослости. И если ребенок в семье на положении вечного несмышленыша, с которым никто не считается, но при этом жаждет вырваться из-под навязчивой опеки, - он будет стремиться в школу. Ведь она даст ему хотя бы небольшой шаг к самостоятельности! Однако, если ребенок предельно избалован и заласкан, то в школу идти он не хочет. Зачем? Ведь ему хорошо в роли маленького диктатора, которому все пытаются угодить. Когда начинаются будни Чаще всего нежелание учиться появляется не перед первым сентября, а после: когда ребенок лично убедился, что такое школа. Ведь практически всегда радужные ожидания и обещания резко отличаются от реальной школьной действительности. И проблемы адаптации к школe в первую очередь возникают у детей, которые до школы воспитывались вне детского коллектива. Такие дети просто не умеют общаться с себе подобными. Поэтому в первое время ровесников они не понимают и порой даже боятся. Если ребенок вырос с убеждением, что он "пуп земли", то велика вероятность, что в одном классе встретятся несколько таких "пупов", и между ними начнется борьба за право считаться центром мироздания. Если заласканное и избалованное дитя будет не готово к разрешению подобных конфликтов, то для него это будет серьезнейшая психотравма, которая способна отбить у ребенка охоту учиться чуть ли не на все десять школьных лет! Весомую лепту в появление у детей отвращения к учебе вносит и сама сегодняшняя шкопа. К 1 сентября урезаны зарплаты учителей - хотя, казалось бы, куда уж дальше? Плюс к тому о престиже учительской профессии сегодня вообще говорить бессмысленно. Таким образом, остаются учить детишек только те, кому этот процесс почему-либо приятен сам по себе, и нередко это люди, которые стремятся к любому мало-мальскому властвованию. Оценка оценке рознь Для ребенка очень важно с первых дней в школьном коллективе приобрести определенный статус. Поначалу, когда детишки еще не умеют разобраться, кто на самом деле чего стоит, этот статус определяется оценками взрослых, то есть школьными отметками. И если первоклассник получил двойку, особенно незаслуженно, это может стать причиной того, что в школу он больше идти не захочет. Поэтому у многих учителей начальных классов есть хорошая практика: в первые полгода учебы вообще не ставить отметок, а плохими оценками и в дальнейшем не злоупотреблять. Наиболее часто отказ от учебы связан с тем, что ребенок однажды получил пробел в знаниях и ему трудно догнать остальных. Причиной этого может быть не только болезнь: если в семье неблагополучная обстановка, у ребенка вообще может пропасть стремление к учебе. У детей в любых стрессовых ситуациях исследовательский рефлекс уступает место рефлексу самосохранения: когда чувствуешь опасность и стараешься уберечься от нее, тут уж не до обучения. Иногда ребенок отстает в учебе из-за скрытых проблем со здоровьем: одна из самых частых причин - утомляемость или плохое зрение (о чем порой не знают ни родители, ни учителя). А уж если родители требуют исключительно пятерок и за любую другую оценку ругают, а то и шлепают - в конце концов ребенку просто страшно станет учиться. Что делать? Проще предупредить явление, чем избавляться от него. Поэтому изначально очень важно дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Не надо бояться возможных трудностей общения! Ваша задача - не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. Не заставляйте всю семью вращаться вокруг дитяти, даже если оно у вас единственное. Готовьте ребенка к тому, что не все его прихоти будут выполняться в жизни. В то же время опасна и другая крайность - полное отсутствие внимания. Золотая середина - поощрять детскую самостоятельность, но в то же время не отказывать в помощи, когда ребенку это необходимо. Не стремитесь сделать из ребенка круглого отличника (чаще всего затем, чтобы потешить свое родительское тщеславие). Во-первых, вырастет не всесторонне образованная личность, а обыкновенный зубрила. Во-вторых, не отнимайте права на ошибку. Из-за этого даже во взрослой жизни у людей остается так называемый комплекс отличника: обязательно получить одобрение любым способом, и часто не совсем порядочным. И, в-третьих, такой комплекс напрочь убивает в человеке лидерские качества. Дети все оценивают по внешнему виду. Чем ярче и привлекательнее упаковка, чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик. А чтобы сам процесс стал более увлекательным, превратите учебу в игру - хотя бы дома, если этого не сделали в школе. И главное - не отбивайте у ребенка желание стать взрослым, не показывайте, что это сплошные проблемы и обязанности. В конце концов, если родители, как представители взрослого мира, будут счастливы сами, захочет стать таким же и ребенок. И учеба в школе, как ступенька к взрослости, будет ему приятна, важна и необходима!


В украинских школах будут отменены оценки по предмету "физическая культура". Об этом, как передает УНИАН, заявил министр образования республики Дмитрий Табачник. Объясняя это решение, он сослался на то, что в школах происходили "трагедии" (вероятно, министр имел в виду случаи смерти школьников на уроках физкультуры — примечание Ленты.Ру). "Почему раньше были трагедии? Потому что кто-то пытается с секундомером сравнивать, за сколько секунд ребенок пробежит 30 метров, 60 метров", - сказал он. Министр добавил, что физкультуру следует рассматривать не как учебную нагрузку, а как отдых. Когда конкретно будет отменена система оценок на уроках физкультуры, не уточняется. Сообщения о смерти детей на уроках физкультуры в украинских школах поступали неоднократно. В начале февраля, по информации DELFI, смертельный случай произошел на занятиях по бегу в одной из школ Киева (пробежав несколько кругов, семиклассница упала и умерла от остановки сердца). Ранее, в мае 2010 года, на уроке физкультуры в одном из сел Одесской области умер девятиклассник, игравший в футбол со сверстниками. В связи с подобными случаями правительство Украины несколько лет назад запретило проводить на уроках физкультуры кроссы (в случае если учителя не располагают результатами специального медицинского обследования школьников). Позднее было решено облегчить нормативы (в частности, по подтягиваниям). Весной 2010 года министерство образования поручило провести масштабное обследование школьников, чтобы выявить тех, кто имеет какие-либо "изъяны с точки зрения здоровья" и в связи с этим должен быть освобожден от физкультуры. Министр образования, комментируя тогда несчастные случаи в школах, обратил внимание на то, что во многих учебных заведениях нет врачей, которые следили бы за здоровьем учащихся.


На правах рекламы Летом столкнулась с новой задачей - приобретение школьной формы. В первый класс, как в космос - столько всего надо!!! Составили список необходимых покупок, дописали в него новую графу - школьная форма и … отправились по магазинам. Всей семьей. Муж, я, шестилетняя дочь и наш первоклассник. Проблемы с письменными принадлежностями не было. В любом магазине, даже продуктовом, можно купить ручки, ластики, карандаши и т.п. Сложности начались с выбором школьной формы. Совет первый Не откладывайте покупку школьной формы на конец августа. Все, абсолютно все родители покупают школьную форму в конце августа и именно в том магазине, который выбрали вы для своих покупок. Лето, жарко, небольшой магазин, очередь на вход, очередь в примерочные кабины, очередь в кассу, два продавца в «мыле», две мамочки делят штаны пополам, видимо последние, крики, ругань…и это еще не все с чем пришлось столкнуться в магазине. Скажу по секрету, забегая вперед, сейчас, зимой, в магазинах представлен весь ассортимент, покупателей мало, продавцы вежливы и готовы вас носить на руках. Думаю, что и весной, и еще в начале лета будет такая же картина в магазинах. И кстати, не бойтесь, если Ваш ребенок вырастет, то комплект школьной формы можно будет обменять на другой размер. Данной услугой еще не пользовалась, как-то угадали с размером, но продавец меня заверила, что при наличии всех чеков и если форма не ношенная, то легко обменяют. Поэтому повторяю еще раз! Отправляйтесь в магазин за школьной формой как можно раньше августа. Совет второй Если у вас все-таки не нашлось времени на покупку школьной формы до августа, то езжайте в августе, но одна!!!! Без мужа и без ребенка. Потому что с мужем вы в любом случае поругаетесь. Увидев огромные очереди в примерочные кабины и в кассы, ваш муж попытается сбежать из магазина, и если ему это не удастся, он только измотает вам нервы. По крайней мере, так получилось у меня. Тоже самое ребенок. Не знаю как ваши дети, но мои не стоят на месте более 30 секунд. Чтобы надеть на сына полушерстяную жилетку в жару, мне нужно было сначала его поймать. О младшей даже и говорить не хочу. Не смотря на жару и духоту в магазине, она пыталась перемерить все, что видела и могла достать. Девочка - истинная леди. Поэтому лучше всего, перед тем как отправиться в магазин взять сантиметр и просто обмерить ребенка - рост, обхват груди, обхват талии и обхват бедер, для сорочек еще нужен обхват шеи. Обмерив ребенка, не раздумывая, оставляйте его дома, лучше с мужем, и, в одиночестве, спокойно, езжайте в магазин. Поверьте мне, только поездка в одиночестве спасет вашу семью, ваши нервы и ваши деньги. Потому что после примерок в магазине мои дети хором запели - хочу в Макдоналдс!!! Совет третий Если вы читаете эти мои рекомендации, значит вы активный пользователь Интернета, и значит, у вас есть возможность вообще не ездить по магазинам в поисках школьной формы. Потому, что есть Интернет-магазин. Поверьте мне, после двух дней, выходных!!! напрасно проведенных в магазине в очередях и в напрасной беготне из магазина в магазин за размером, я была готова оставить своего сына без школьной формы и без образования вообще. Потому что я думала, что этот кошмар никогда не закончится. Я пришла домой, включила компьютер и после буквально двухминутных поисков нашла замечательный Интернет – магазин. Очень удобно. Заказ можно оформить как на сайте, так и по телефону. Дозвонилась с первого раза. Доставка в течение одного - двух дней. Если вы передумали, вы всегда можете позвонить и отказаться. Если купили форму, а ребенок к концу лета вырос, всегда можно обменять. Меня удивил сервис. После того, как я нажала кнопочку «заказать» мне в течение часа перезвонил оператор, вместе мы выяснили какой размер и рост у моего сына, оператор терпеливо выслушала мои сомнения и предложила предоставить мне на выбор дополнительный комплект формы. Еще больше поразила служба доставки. Утром меня предупредили, что сегодня приедет курьер и что курьер мне сам позвонит за час до доставки. Т.е я могу не сидеть весь день дома в ожидании курьера, а заниматься своими делами и просто ждать звонка. Курьер действительно позвонил за час до доставки, уточнил адрес. Привез два комплекта школьной формы, размер поменьше и побольше. Подождал пока я все это примерю на свое чадо, посоветовал как стирать, как гладить, пообещал привезти на следующий год форму на дочь, и вообще был удивительно любезен и участлив. Не знаю, может это только мне так повезло, но я осталась очень довольна. И мне совсем не жалко 200 рублей за доставку, потому что я сэкономила время и нервы. Совет четвертый (запасной) Если вы очень занятой человек, у вас нет времени ни искать в Интернет – магазине, ни ездить по магазинам, то для этого, почти во всех классах, есть родительский комитет. Вам нужно только уточнить у них о возможности коллективной покупки школьной формы, кстати это всегда получается дешевле. Итак, подведем итог. Если вас обязали обрядить ребенка в школьную форму, то это лучше всего делать -либо в конце мая, когда магазины пусты, а выбор еще огромен; -либо, если не нашлось времени до 31 августа, в полном одиночестве; -либо, что, на мой взгляд, удобней и лучше, в Интернет - магазине. Если нет возможности воспользоваться инновационными методами совершения покупок, если вам не жалко свои время и нервы, то вперед - в конце августа в очередь!!!!! Удачи!


Группа продленного дня, в народе – просто продленка, практикуется в российских школах довольно давно. И за все время ее существования не прекращаются споры о том, что лучше – оставлять ребенка в школе на весь день или же забирать домой сразу после окончания уроков. Одни родители, накопившие в детстве негативный опыт, ратуют за домашнее воспитание, другие же, наоборот, стараются оставлять свое чадо в школе подольше. Что лучше – домашнее воспитание или группа продленного дня – единого мнения не существует до сих пор. Вместо няни и бабушки Прежде всего, стоит отметить безусловное удобство продленки для работающих родителей. К сожалению, не всем детям везет с Настоящими Бабушками, которые каждый день приезжают к ним домой, пекут вкуснейшие пирожки, водят в разные кружки и секции, забирают их из школы домой и помогают делать домашние задания. И не всем родителям повезет отыскать Мэри Поппинс, которая будет довольствоваться чаем вместо жалования. Поэтому группа продленного дня – это настоящее спасение для многих детей и работающих родителей. Однако есть ли польза от постоянного пребывания ребенка в школе – вопрос спорный, причем по многим пунктам. Пункт первый: питание. Безусловно, домашняя еда гораздо вкуснее и полезнее школьной. Поэтому питание на продленке относится к числу недостатков, восполнить его можно пакетом с едой, который дают ребенку с собой заботливые родители. Но только при условии, что родители умеют готовить. В некоторых школах дети с удовольствием питаются в местных столовых, поскольку домашние яичница, макароны и полуфабрикаты уже порядком надоели. Что касается расходов на питание, то в разных школах дела с этим вопросом обстоят по-разному. В муниципальных школах учащиеся с 1 по 4 классы обеспечиваются только бесплатными завтраками, за обеды уже придется платить. Начиная с 5 класса питание, как правило, уже платное для всех. Дети-льготники обеспечиваются бесплатными завтраками и обедами с 1 по 11 класс. Напомним, что каждая школа в лице ее директора, самостоятельно определяет категории детей, нуждающихся в бесплатном питании, соразмерно выделенным из бюджета средствам. Чаще всего к категории социально незащищенных относят сирот, детей, живущих с опекуном, инвалидов и детей из неполных и многодетных семей. Пункт второй: послеобеденный сон. К сожалению, этот вопрос в муниципальных школах никак не решается. Классы для продленки не оборудованы спальными местами, так что детям, как правило, даже негде передохнуть и уединиться. В некоторых лицеях, гимназиях, пансионах и платных школах все же есть спальные места, где учащиеся начальных классов могут (по желанию) отдохнуть – почитать, полежать или поспать. Однако такого рода услуги бесплатными практически не бывают. Пункт третий: прогулка. Здесь все дело обстоит точно так же, как и в детском саду, с той лишь разницей, что в саду за их внешним видом следят воспитатели. В школе же за тем, как застегнута куртка или завязана шапка никто следить не будет. Так что, если не хотите постоянно сидеть на больничном, научите ребенка этим навыкам самообслуживания. Кроме того, не стоит забывать, что, как и все в нашей стране, школа – это тоже конвейер, ни о каком индивидуальном подходе тут не может быть и речи. За исключением того случая, когда сами педагоги проявляют сознательность и не выпускают на улицу захворавшего ребенка, тщательно следят за тем, как дети одеты, снимают с них лишнюю одежду, если на улице вдруг потеплело. Но это, увы, большая редкость. Пункт четвертый: контроль. Многие родители, чьи дети посещают группу продленного дня, жалуются, что за детьми нет никакого наблюдения. Фактически они сидят в классе, предоставленные сами себе и к ним только изредка кто-то заглядывает. По словам сотрудников московских префектур, на продленке в классе с детьми обязательно должен оставаться учитель или воспитатель. Учащиеся не должны находиться одни. Если в вашей школе практикуется такая бесконтрольность, что нужно обратиться в префектуру округа, где есть специальные кураторы школ полного дня, которые и займутся решением этого вопроса. Пункт пятый: домашнее задание. Как правило, на продленке учащиеся под наблюдением педагога выполняют свои домашние задания. Письменные уроки принято делать на черновике или простым карандашом, а дома переписывать начисто. Однако не везде эти правила соблюдаются. Многие родители жалуются, что задания, сделанные на продленке, выполнены слишком небрежно. Кроме того, дома в тишине у ребенка есть возможность сосредоточиться на уроках, а в классе, где шум и гам, такой возможности практически нет. Если ребенку не мешает окружающая его среда, и он легко может сконцентрироваться, то это не проблема. Но такие дети – большая редкость. Чаще всего ребенок не способен отключиться от шума и влияния одноклассников. Пункт шестой: дисциплина. За дисциплиной на продленке принято следить, но педагоги – тоже люди, и когда их классы переполнены, контролировать всех они не могут просто физически. В результате в группах продленного дня частенько царит настоящий бардак – шум, гам. Редкому педагогу удается утихомирить 30 человек детей и увлечь их домашним заданием. На первый взгляд кажется, что от продленки нет никакого толка, только присмотр за ребенком, пока родители на работе. Однако это не так. Грамотно сформированные и организованные группы продленного дня приносят ощутимую пользу многим детям. Так что пора открыть вторую страницу этой истории и рассмотреть подробнее все «плюсы» продленки. Пункт первый: общение. Умение общаться с людьми приходит к нам с опытом. Так что чем больше общения – тем богаче опыт. А, значит, чем шире круг общения у вашего ребенка, тем больше вероятность, что он быстрее других научится искусству общения с людьми. Пункт второй: развитие. Не все группы продленного дня отличаются вялотекущими занятиями. Во многих школах на продленку специально приходят учителя по рисованию, пению, лепке, выжиганию, оригами, шитью и другим не менее интересным занятиям. Так что прежде чем отправлять ребенка в школу вообще, надо бы сходить на специально организованные дни открытых дверей (обычно проходят весной, накануне нового учебного года) и ознакомиться не только с основной частью школы, но и с группами продленного дня. Выяснить, какие кружки в них работают, чем с детьми занимаются, и сколько все это стоит. Пункт третий: «домашняя» продленка. Это неофициальное название говорит само за себя. Там, где практикуется индивидуальный подход к обучению детей, на продленке эти система продолжает работать автоматически. В таких группах детям разрешается ходить в удобной для них одежде (если в остальное время принята школьная форма), кроме того, за детьми не только присматривают, но и действительно с ними занимаются, порой даже не один, а два-три преподавателя. К сожалению, такая продленка большая редкость, но все-таки ОНА СУЩЕСТВУЕТ! Пункт четвертый: психология. В некоторых школах в группах продленного дня работают психологи, которые могут, минуя «конвейерное производство», помочь ребенку с учебой, с личными проблемами, а также обучить детей методам релаксации и концентрации внимания, что особенно важно для учебного процесса. К сожалению, в рамках обычного школьного дня у психолога может просто не хватить времени на всех детей, а продленка дает возможность расширить работу этого специалиста с детьми. Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: продленка – дело сугубо индивидуальное. Если вашему ребенку она нравится и идет на пользу, то почему бы и нет? Кроме того, если заранее озаботиться поиском подходящей школы, то есть шанс вместо продленки в виде «надзора за детьми» получить дополнительные, местами даже бесплатные, полезные занятия. Раньше и трава была зеленее С момента распада Советского Союза, школьная программа, как и весь учебный процесс в целом существенно изменились. Новые учебники, новые правила, другие требования к учащимся и педагогам – все это наложило отпечаток и на группы продленного дня. По словам старых педагогов, раньше продленка в школах была организована немного иначе. За детьми всегда следили как минимум два педагога, независимо от количества детей в группе. Среди учителей начальных классов было организовано обязательное дежурство по продленке, за которое начислялись дополнительные часы работы, что существенно влияло на конечную заработную плату. Кроме того, не стоит забывать, что зарплата учителя в советские времена и сейчас – это две совершенно несоразмерные суммы. В те времена на эти деньги можно было неплохо существовать и кормить семью. Сейчас зарплаты учителей настолько малы, что многим приходится подрабатывать частными уроками, что никак не идет на пользу общему учебному процессу. Помимо этого, учителя музыки и рисования проводили дополнительные уроки для детей на продленке в обязательном порядке. Таким образом, ребенок на продленке получал от школы больше, чем те дети, которых забирали домой сразу после уроков. Кроме того, в советские времена питание в школах было бесплатным, а рынок продуктов не был наполнен таким количеством низкокачественных продуктов. Обязательными были и прогулки с детьми – 2 часа на свежем воздухе (если, конечно, нет дождя и не очень холодно) шли на пользу многим болезненным детям. Учителя строго следили за тем, чтобы дети не только занимались, но и отдыхали – легкая зарядка между домашними заданиями, небольшой отдых после обеда – все это шло только на пользу. К сожалению, сейчас редко в каких школах выдерживается временной норматив «работа-отдых», так что дети часто бывают перегружены, напряжены и уже не могут нормально сосредоточиться, не говоря уже об испорченных с младших классов осанках и глазах. Продленка по-английски Если вы любите смотреть кино, то наверняка замечали, что во многих фильмах про учащихся западных школ продленка выступает в качестве некоего наказания за провинности. «Останешься после уроков!» - для американских детей это звучит, как приговор. Но есть и другой пример – в Англии на организацию школьной продленки уже несколько лет подряд из госбюджета выдается около 700 млн. фунтов стерлингов в год. Для маленьких англичан группы продленного дня – это не место для отбывания наказания, а место, где каждый может найти не только занятие по душе (спорт, творчество, наука и пр.), но и психологическую поддержку. Фактически англичане организовали школьные центры, где воспитанию, обучению и отдыху детей отводится все предназначенное время. Художественные, музыкальные и спортивные школы, которые у нас существуют отдельно от общеобразовательных, в Англии соединены в единую систему, цель которой – работать на благо подрастающего поколения и попытка решить серьезную социально-экономическую проблему: вернуть как можно больше родителей на рабочие места, сняв с них заботу о детях. Российское правительство ставит эксперименты В России уже сейчас начинает практиковаться новая система продленного дня. Она предполагает не послеурочную работу с детьми, а полнодневную. Фактически, продленку переносят с конца уроков и устраивают между ними так, чтобы учеба заканчивалась около 16-17 часов. Получается, что дети сидят 3 урока, потом идут на второй завтрак, после которого и начинается эта самая продленка, во время которой учащиеся гуляют, обедают, делают домашние задания. После продленки начинается вторая часть уроков, как правило, не больше 3. У новой системы есть и сторонники, и противники. Сторонники отмечают, что между уроками учащиеся успевают отдохнуть, а кроме того, решается проблема домашних заданий, которые не остаются на потом и дети почти весь день находятся под присмотром. Другие же утверждают, что дети после продленки уже не в состоянии учиться, они устают от такого длинного дня. Кроме того, такая организация учебного процесса подразумевает, что в ней участвуют все дети – фактически, это принудиловка для всех, даже для тех детей, у кого нет необходимости посещать продленку. Не учитывает новая система и тот факт, что многие дети учатся в школах искусств, ходят на спортивные тренировки вне школы, а также на различные лечебные процедуры (массаж, лечебное плавание, УФО, ОФП и пр.), а эти занятия, как правило, совпадают по времени с последними уроками. Получается, что от дополнительных кружков и мероприятий приходится отказываться или переводить ребенка в другую школу. Но программа полного дня – экспериментальная и, будем надеяться, ее не станут внедрять во всех российских школах. По крайней мере, до тех пор, пока дополнительное образование для детей у нас существует раздельно от основного. Для того чтобы отправить ребенка на продленку, нужно учитывать множество индивидуальных факторов: степень занятости родителей, характер и темперамент ребенка, состояние его здоровья и способ организации группы продленного дня в конкретной школе. Конечно, малышам, привычным к детскому саду, продленка покажется более обыденной, чем «домашним» деткам, которые привыкли большую часть времени проводить дома, а не среди других детей. Во всяком случае, стоит попробовать оставлять первоклашку на продленку хотя бы первое время. Не пройдет и месяца, утверждают психологи, как вы поймете, помогает ли продленка вашему малышу или от нее одни только сложности. Консультанты: Абрамова Лариса Михайловна – учитель начальных классов, педагог с 30-летним стажем, Лескова Ирина – детский психолог, а также сотрудники префектуры ЮВАО г. Москвы


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика