Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Домашнее задание первоклашкиПрочтя немыслимое количество книг по уходу за детьми и воспитанию, я искренне полагала, что у меня будет всё, как надо. Книги штудировала с карандашом, конспектировала, точно так же, как в студенческие годы труды Карла Маркса и Владимира Ильича. А потом родила и поняла, между теорией и практикой лежит не пропасть, а бездна. Практика и теория - это почти не стыкующиеся материки. Мой ребёнок не желал жить так, как написано в умных книгах. У него свои законы, свои интересы и предпочтения. Книги он ещё не умел читать, и поэтому не знал, что всё делает не правильно. Он не хотел спать ночью по шесть часов, как предписывалось, он не хотел писать над тазиком, как рекомендовалось, он отказался от материнского молока в четыре месяца. В общем, сын жил, как хотел, а не как рекомендовалось в умных книжках. В шесть лет он пошел в школу. Остро встал вопрос с выполнением домашних заданий. Ребёнок должен делать уроки самостоятельно. Родители помогают только на начальном этапе, а потом он сам одолевает школьные премудрости. И растёт наше маленькое чудо ответственным, сознательным и самостоятельным. Прекрасная картинка! Но среди знакомых детей я таких не встречала. С девочками, на мой взгляд, в младших классах как-то попроще. Они более ответственные, старательные и внимательные. А мальчики…Обычный разговор между родителями перед дверями школы: «Ну, я не знаю, как делать с ним уроки, всё перепробовала. И время занятий меняла, то со сложного начинала, то с простого, всё мы обсуждаем, на черновике пишем, потом переписываем, и по выходным занимаемся, и сам он прочтёт, я ещё всё объясню. Но нет результата, одна нервотрёпка, что у меня, что у него». Родители мечутся между двумя крайностями. Либо позволяют ребёнку делать уроки самостоятельно, в результате - натянутые троечки. Либо делают все уроки вместе, получая более хорошие отметки, но при этом лишая ребёнка ответственности за выполненные задания. Давайте представим: сын или дочка пришли из школы. Пообедали, немножко поиграли и сели за уроки. Я говорю сыну: «Давай быстренько сделаем уроки и пойдем гулять. Зайдем в садик за малышкой и на сквер. Там построили большую ледяную горку!» Сын согласен с моим предложением. Садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, зачем-то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и он начинает искать бумагу, находит книжку, начинает листать Я же, наивно думая, что катание на горке - это сильный стимул для школьно-умственной деятельности, занимаюсь своими делами и подхожу к сыну минут через сорок, проверить письменные задания. Сын с горящими глазами показывает мне только что раскрашенного динозавра советуется, в какой цвет покрасить ему глаза. Делаю вторую попытку ввести ребёнка в русло выполнения домашнего задания. Уже скороговоркой сообщаю, что «делу время – потехе час», «кончил дело – гуляй смело», что домашние задания не стоят того, чтобы им посвящать пять - шесть часов, лучше поиграть… Вместе мы смотрим дневник, разбираем, что задали, проговариваем задания, и я снова ухожу. Подхожу минут через двадцать. Головка низко-низко склонена, язык высунут, сынулька медленно водит ручкой по тетради. «Старается», - замечаю я. Заглядываю в тетрадь и понимаю, что всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое мы с ним повторили, осталось лишь правилом и никак не сказалось на упражнении. Две необходимые строчки между заданиями почему-то не пропущены, красных полей нет и в помине, хотя это всё было оговорено. А количество исправлений не подаётся счёту! Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устал. Исправлений меньше не становится. Начинает затекать рука, болеть спина, хочется пить, есть. Делаем перерыв. Сын переключается на игрушки и потом с трудом сосредотачивается на уроках. Я прикидываю скорость выполнения домашнего задания и понимаю, горка накрылась. Хорошо, если хватит времени погулять у дома. С математикой тоже проблемы. Головка у малыша светлая, считает хорошо. Но исправления, помарки! Растёт раздражение. Столько времени потрачено, столько сил, но из-за исправлений выше тройки не поставят! Стоит отойти, внимание сына тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли снег, когда будут мультики, а где его красная машинка. Если сидеть рядом, то сын с удовольствием передаёт инициативу мне. Я понимаю, если сейчас не буду сидеть рядом с ним, контролируя каждую букву, то само задание померкнет под плотностью исправлений. А от усталости и сидения за письменным столом устные предметы ребёнок уже осилить не сможет, он не «въедет» в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое-как выполненными уроками. Домашняя работаМне не хочется, чтобы учительница его ругала и ставила плохие отметки, потому что я не знаю, как это может сказаться на неокрепшей психике ребёнка. Возможно, у него понизится самооценка, и он будет считать, что не заслуживает больше тройки. Может быть, привыкнет к тому, что троечник, и не будет реагировать на плохие отметки, пропадет стимул хорошо учиться. Я каждый день ищу золотую середину между самостоятельностью ребёнка и дозированной необходимой помощью, которая требуется от меня. У нас есть конкретные наработки в этой области. За выполнение домашнего задания садимся примерно через полтора часа после окончания школьных уроков. Если дать ребёнку больше времени на отдых, то потом моему сыну, потребуются неимоверные усилия, чтобы сконцентрироваться снова на уроках. По вечерам у него спортивная секция, и он должен сделать уроки до 18 часов. Начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять малыша выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает от ошибок. Если в задании нужно вставить буквы, разобрать на слоги или разбить на предложения, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем. Точно так же обходимся и с математикой. Решаем в учебнике, а потом лишь переписываем. Лично я прошу сына ошибки исправлять ручкой, а не карандашом, как их учили в школе. Экономится время. Нужно отложить ручку, найти карандаш, отыскать уже потерянную ошибку, зачеркнуть, отложить карандаш, снова взять ручку, въехать в текст. Минутка к минутке и набегает Английский язык у нас с первого класса. Мы пришли к выводу, что лучше начинать делать английский в тот день, в который задали, и каждый день понемножку повторять текст и слова. Тогда будет ровное чёткое чтение, слова станут привычными. Устные предметы обычно бывают раз в неделю, следовательно, их разделяют выходные. В субботу и в воскресенье, утречком, когда головка свежа, их можно выучить, а перед уроком, уже на неделе лишь повторить. Материал усваивается лучше, и нет цейтнота. Ещё к вопросу памяти. Если я не ошибаюсь в формулировке, память бывает долговременная и кратковременная. У кого память кратковременная, тот запоминает быстро, но помнит не долго. У кого долговременная, - запоминает с трудом, но помнит долго. Возможно, это стоит учитывать, кому имеет смысл учить задания перед уроками, кому загодя. Домашние заданияВсе мы люди–человеки, и я, как мама, иногда не выдерживаю. Терпение истощается, навёртываются слёзы, и я громко, но без оскорблений, упаси Боже, высказываю своё возмущение. Потом сто раз извинюсь, сына обласкаю-зацелую, но внутри, конечно, остаётся осадок. Я же взрослый человек, ну, как могла сорваться?! Он же ещё маленький и не со зла, устал или не понимает. А я… И вот, когда струна терпения вот-вот лопнет, я это начинаю сознавать загодя, про себя начинаю перечислять положительные черты своего сына. Я их выучила, и пока чётко проговариваю их, успокаиваюсь. Иногда я вспоминаю поступок сына, которым горжусь. Иногда просто выхожу из комнаты со словами: «Если я сейчас не уйду, то начну кричать. Когда успокоюсь - вернусь». Это бывает крайне редко и поэтому, наверное, это работает. Сын молча садится за уроки и делает, всё, как надо. Честно скажу, занимаемся мы много. По возможности я задаю дополнительные задания, в каникулы отрабатываем новые правила, повторяем пройденный материал. Нет цели добиться, чтобы сын стал отличником. Я стремлюсь привить детям установку, «работа - это необходимая и естественная функция жизни». Основная цель школьного обучения - это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе моральное и материальное удовлетворение. Для ребёнка школьные занятия - это его работа. И я стараюсь научить его навыкам, как эту работу максимально эффективно выполнить. Учу, как из кучи разрозненных заданий выделить главное и сложное. Прислушиваться к себе, что именно для него самое трудное и сконцентрироваться на этом. Работать с текстом, уметь выделять главную мысль, идею или сложные слова и термины. Учу работать со временем. Одно задание сложное, на него можно выделить столько минут, другое задание попроще, его можно сделать за столько-то времени и чуть попозже. Пока сложно, но я стараюсь приучить ребёнка считать время, осознавать и ценить его. После школы и до сна у него столько-то времени и его право, как распорядиться временем и на что потратить. Свободное время - это как кошелёк. Можно наполнить медяками, а можно и шуршащими госзнаками. Время - это то, что ты уже никогда не вернёшь. Важно научить нашего малыша-школьника прислушиваться к своим ощущениям. Да, сейчас я устал и мне нужно отдохнуть. Это будет лучше, чем продолжать сидеть, пытаясь напрячь уже уставшую голову. Имеет смысл всегда идти чуть-чуть вперёд школьной программы. Тогда новый материал на уроке не будет казаться уже чем-то непонятным и запутанным. В принципе это не сложно, время от времени заглядывать в учебник на один - два урока вперёд, читать новый материал и своими словами, не спеша объяснить ребёнку или попросить его, чтобы он сам его прочёл, а затем вместе с вами разобрал сложный материал. Это удобно делать и на каникулах. Полтора часа занятий в день, я думаю, не очень напрягут малыша. Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда ребёнок видит вокруг себя успешных родителей, занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды это в дальнейшем может принести.


Когда общение без пива уже не обходитсяТатьяна Емельянова, педагог-методист из Ханты-Мансийска, считает, что при всеобщем приятии и попустительстве взрослых дети стали относиться к пиву как к чему-то не вредному, вроде шипучки. Когда в школе проводят классный час, посвященный профилактике употребления спиртного, педагоги ждут, что на них обрушится шквал вопросов. Но подростки обычно молчат. Почему? Скорее всего никто из них не хочет светиться. Ребята уверены, что им все равно не ответят. И думают, что рискнувшего задать вопрос возьмут на заметку и поставят в очередь за неприятностями. Но в том-то и задача профилактики – сделать так, чтобы этот честный разговор состоялся. Ситуация настолько обострилась? Психодиагносты, тестируя детей, показывают им картинку, на которой нарисован стакан с пенистым, душистым, освежающим напитком. И спрашивают: что это? Еще несколько лет назад на этот вопрос дети дружно отвечали: квас! А сейчас не только подростки, но и младшие школьники не сомневаются, что речь идет о пиве. Так что, как видите, слабоалкогольные напитки и пиво стали привычным и даже чуть ли не обязательным спутником подросткового досуга. У нас площадь у фонтана в Центральном парке Ханты-Мансийска стала любимым местом подростковых тусовок. Вечерами вся площадь усеяна бутылками и банками из-под пива. Пивной алкоголизм – беда не только нашего Севера. Хотя некоторые его особенности у нас выражены наиболее резко. Для Севера характерен вахтовый метод работы: папа-буровик, мама-повар отправляются на вахту, а подростки на две недели полностью предоставлены самим себе. Чем заняться? Ну конечно, пообщаться с друзьями! Вот только общение это без пива уже не обходится. Подростки беспрепятственно покупают пиво. Карманные деньги им это позволяют. Зачастую родители знают, что деньги тратятся на пиво, но либо смотрят на это сквозь пальцы, либо откровенно разрешают. Рассуждают так: привычка, может, и не самая полезная, но и не вредная. Главное, мол, чтобы к водке ребенок не потянулся или к наркотикам, а пиво – оно же безобидное. Опасное заблуждение. Что пиво – не алкоголь, как-то незаметно внедрилось в подростковую среду. Исследования показывают: подростки искренне считают, что ведут абсолютно трезвый образ жизни, если пьют только пиво, а более крепких напитков не употребляют. Родители пришли бы в ужас, если бы узнали, что сын или дочка выпили стакан водки, выскочив вечерком поболтать с приятелями. Да и сами подростки подумали бы, прежде чем согласиться пригубить сорокоградусный напиток. Но в том-то и коварство пива, что оно пьется легко. Объемы выпитого стремительно нарастают. Многие подростки признаются, что для них «нормально попить пивка» – это четыре бутылки по пол-литра или одна большая двухлитровая пластиковая бутыль за вечер. Не на всю компанию – на каждого! Как объяснить подросткам, что пиво – совсем не безопасный напиток? Можно предложить ребятам простую арифметическую задачку: какому количеству водки соответствуют два литра пива? Элементарные расчеты раскроют им глаза: два литра пива крепостью в четыре градуса как раз и будут соответствовать полному стакану водки. Опьянение от пива такое же, как и от любого алкоголя. Возникают провалы в памяти, появляется агрессивность, жажда рискованных приключений. Недавно в Сургуте мальчишки, выпив пива, поспорили, что выпрыгнут из автобуса на полном ходу. И выпрыгнули. Теперь – инвалиды. Утешать себя иллюзией, что слабоалкогольные напитки уберегут подростка от более опасных экспериментов с водкой или психоактивными веществами, глупо. Пиво «открывает им ворота»: подросток с бутылкой пива приучает свой организм к существованию в условиях химического изменения сознания. А школа может как-нибудь помочь подросткам и их семьям? Это очень и очень сложно. И хотя на стороне педагога будут выступать объективные свидетельства врачей, наркологов и милиции, дело с мертвой точки сдвинуть будет трудно. Потому что «на стороне пива» – устоявшиеся привычки, предрассудки, иллюзии, попустительство родителей. И не факт, что правдивая информация окажется для подростка убедительнее. Что же делать? В Сургуте, например, пошли по такому пути: социальные и наркологические службы города помогли создать подростковое общество трезвости «Надежда». Сами ребята, среди которых немало и тех, кто на собственном опыте испытал пивную зависимость, принимают участие в антиалкогольной профилактике в школах. Слово ровесника авторитетнее для подростков.


Учебники для начальной школыНачальная школа 1-4 К каждой из указанных в списке программ дается краткое описание, в котором мы стремились отразить авторское видение предлагаемого программой курса, используя следующие параметры: а) предназначение программы, ее ориентация на ту или иную категорию учащихся; б) требуемый программой объем учебного времени; в) преемственность ее с другими родственными курсами в предыдущих и последующих звеньях учебного процесса; г) программы смежных дисциплин, которые желательно использовать параллельно с данной; д) количество московских школ или классов (в процентах), использующих в преподавании данную программу; е) направленность, концептуальные подходы, основные отличительные или характерные педагогические и методические особенности программы, ее структура и основное содержание; особенности построения; ж) требования, предъявляемые к организации учебного процесса. Русский язык и литература Обучение грамоте 1-4. (Горецкий В.Г. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 классе, требует 9 ч/нед.; преемственна с программой "Литературное чтение" (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.). Используется при обучении примерно в 70% классов четырехлетней школы. Отличается целостным подходом к процессу овладения чтением и письмом как речевым действием, основанным на использовании звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Обучение грамоте 1-3, 1-4. (Бунеев Р.Н. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 классе школы, требует 9 ч/нед. Преемственна с программами "Чтение и начальное литературное образование" и экспериментальной программой "Русский язык" тех же авторов. Используется при обучении примерно в 4% классов четырехлетней школы. Направлена на ускоренное обучение детей навыкам грамотного чтения. Программой предусматривается совместное обучение читающих и нечитающих детей. Обучение грамоте 1-4. (Бугрименко Е.А. и др.) Предназначена для обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в 1 кл., требует 10 часов в неделю; преемственна с программами "Русский язык 1 - 3" (Репкин В.В., Некрасова Т.В.), "Литература как предмет эстетического цикла" (Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.). Используется при обучении примерно в 2% классов четырехлетней школы. Содержит технологию обучения языку, построенную на усилении значимости фонетических умений в овладении чтением и письмом; предполагает организацию специальной исследовательской деятельности детей по получению лингвистических знаний. Обучение грамоте 1-4. (Климанова Л.Ф.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Реализует попытку построения новой системы изучения родного языка на основе развивающей коммуникативно-познавательной деятельности, раскрывающей знаковую природу языка. Методическая система предполагает интегрированный характер формирования коммуникативных умений. В проверке учебно-методических материалов участвует примерно 2% классов четырехлетней школы. Обучение грамоте 1-3; 1-4. (Горецкий В.Г., Федосова Н.А. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-м классе (9 ч/нед.); преемственна с программой "Литературное чтение" (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.). Творчески развивает теоретические положения программы "Обучение грамоте" тех же авторов. Используется в 0,1% классов четырехлетней школы (дальнейшее распространение сдерживается отсутствием в школах учебника "Русская азбука"). Литературное чтение. 1-3; 1-4. (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; изучается на базе программы "Обучение грамоте" (Горецкий В.Г. и др.) во 2 - 4 классах (4 + 5 + 4 ч/нед). Используется при обучении примерно в 77% классов четырехлетней школы. Соответствует московским региональным стандартам. Построена на художественно-эстетическом и литературоведческом принципах; преследует цели интенсивного развития навыка чтения как вида речевой деятельности, постепенного расширения читательских возможностей детей, их представлений об окружающем мире, накопления ими социально-нравственного опыта. Чтение и начальное литературное образование. 1-4. (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, изучается во 2-4 кл. (5 + 4 + 4 ч/нед.). Используется при обучении примерно в 22% классов четырехлетней начальной школы; учебники серии "Свободный ум" используются в качестве хрестоматий для внеклассного чтения при обучении по параллельным программам учителями начальной школы. Соответствует московским региональным стандартам. Направлена на подготовку эстетически и эмоционально развитого читателя, обладающего потребностью в чтении художественной литературы. Строится на принципах тематической группировки материала для чтения (с постепенным укрупнением и усложнением тем), жанрового разнообразия, оптимального соотношения произведений детской и "взрослой" литературы, а также на основе монографического принципа. Большое внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Литературное образование "Азбука словесного искусства". 1-11. (Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д.) Сквозная программа литературного образования; ориентирована на гуманитарные школы и классы. Используется в 0,4% классов четырехлетней школы. В начальной школе направлена на формирование глубокого понимания детьми сущности художественной литературы как вида искусства, смысла художественного текста; при этом не ставится задача отработки техники чтения. Образование осуществляется на фольклорном материале и на произведениях, генетически связанных с устным народным творчеством. Внеклассное чтение. 1-4. (Светловская Н.Н., Джежелей О.В.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Предназначена для изучения в 1-4 классах (0,5 + 0,5 + 1 + 0,5 ч/нед) параллельно с курсом "Литературное чтение" (Горецкий В.Г. и др.) и курсом "Чтение и начальное литературное образование" (Бунеев Р.Н. и др.) Направлена на углубленное знакомство с детской литературой и книгой, на формирование навыка чтения, способов и приемов работы с текстом и книгой. Призвана обеспечить литературное развитие младших школьников, помочь выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Детская риторика. 1-3; 1-4. (Ладыженская Т.А. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу для изучения в 1 - 4 классах (по 1 ч/нед в каждом из классов). Направлена на обучение искусной речи, на формирование умения содержательно, ясно и точно излагать свои мысли, навыка общения. Используется примерно в 17% классов четырехлетней школы. Имеет продолжение в основной школе (Ладыженская Т.А. Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.) Русский язык. 1-4. (Рамзаева Т.Г.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах (5 + 5 + 6 + 6 ч/нед). Преемственна с программой "Русский язык. 5 - 9" (М.Т. Баранов и др.) Направлена на формирование осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка, на развитие умений анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать языковой материал. Используется при обучении примерно в 97% классов четырехлетней начальной школы, обычно начиная со 2-го класса на базе программы "Обучение грамоте" (Горецкий В.Г. и др.). Соответствует московским образовательным стандартам. Русский язык. 1-3, 1-4. (Бунеев Р.Н. и др.) Экспериментальная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу. Предназначена для изучения во 2 - 4 классах (4 + 4 + 4 ч/нед). Направлена на формирование орфографической зоркости и развитие языкового чутья детей на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом. Сквозными темами курса являются лексика и состав слова, большое внимание уделяется синтаксису и пунктуации. В экспериментальной проверке материалов участвует примерно в 0,1% классов четырехлетней начальной школы. Русский язык. Коммуникативно-ориентированный курс. 1-4. (Желтовская Л.Я.) Экспериментальная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу. Реализует попытку построения новой системы изучения родного языка на основе развивающей коммуникативно-познавательной деятельности, раскрывающей знаковую природу языка. Методическая система предполагает интегрированный характер формирования коммуникативных умений. В проверке экспериментальных материалов участвует примерно 1% классов. Математика Математика. 1-4. (Моро М.И. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах (4 + 5 + 5 + 6 ч/нед). Используется при обучении примерно в 76% классов четырехлетней школы. Соответствует московским региональным образовательным стандартам. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.). Направлена на формирование устойчивых навыков устных и письменных вычислений. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, направленных на усвоение отношений между единицами измерения величин и действий с величинами. Математика. 1-3, 1-4. (Петерсон Л.Г.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 3 классах (6 + 6 + 6 ч/нед). Используется при обучении примерно в 7% классов трехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой непрерывного гуманитарного курса "Математика. 1-9" (Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Петерсон Л.Г.). Преследует цели обновления содержания и методов обучения математике с позиций комплексного развития личности, гуманизации, гуманитаризации и экологизации образования. Одна из основных задач - обучение построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира. Математика1-4. (Истомина Н.Б.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; требует в 1-4 кл. 4 ч/нед в каждом классе. Используется при обучении по системе Л.В. Занкова примерно в 2% классов 4-х летней школы. Направлена на целенаправленное и непрерывное формирование приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, проведения аналогий и обобщений) в процессе математического образования. Существенно изменена традиционная последовательность изучения материала. Развитие познавательных способностей у учащихся на уроках математики. 1-3; 1-4. (Волкова С.И., Столярова Н.Н.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (4+ 5 + 5 + 6 ч/нед) параллельно с программой "Математика" (Моро М.И. и др. ). Используется при обучении примерно в 2% классов четырехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.). Направлена на создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора. Основное содержание представлено пятью блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, компьютерным и блоком содержательно-логических задач и заданий. Математика и конструирование. Интегрированный курс. 1-3; 1-4. (Волкова С.И., Пчелкина О.Л.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (5+ 6 + 6 + 7 ч/нед) параллельно с программой "Математика" (Моро М.И. и др.). Используется при обучении примерно в 1% классов четырехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.). Призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности. Естествознание. Обществознание. Окружающий мир "Зеленый дом". Система учебных курсов с экологической направленностью. (Плешаков А.А.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (1 + 1 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 65% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечивает всестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников, широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовую программу - "Ознакомление с окружающим миром. 1 - 2 кл." и "Природоведение. 3 - 4 кл." - дополняют факультативные курсы "Экология для младших школьников. 3 кл." и "Планета загадок. 4 кл.", позволяющие расширить представления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкое использование активных методов и форм обучения. Природоведение. 1-3; 1-4. (Клепинина З.А.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (2 + 2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 26% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам. Преследует цели сообщить младшим школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрыть некоторые доступные детям взаимосвязи в природе, показать влияние изменений в природе на труд человека; привить начальные навыки личной и общественной гигиены; воспитать гуманное и ответственное отношение к живой и неживой природе. Отбор и структурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности, краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое внимание уделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и т.д. Окружающий мир. 1-4. (Виноградова Н.Ф. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (2 + 2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 13% классов четырехлетней школы. Призвана сформировать целостный взгляд на окружающую социальную природную среду и место человека в ней. Решает задачи формирования социального опыта школьника, раскрытия элементарного взаимодействия в системе человек - природа - общество, воспитания правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. В основе лежит принцип "позитивного эгоцентризма", реализующийся, во-первых, в построении программы "от ребенка" ("Я и другие люди", "Я и природа" и др.) и, во-вторых, в обеспечении возможности для самостоятельной деятельности. Предусматривает проведение внеклассных занятий, широкое использование дробной структуры уроков - выделение в них нескольких взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Мир и человек. 1-4. (Вахрушев А.А., Раутиан А.С.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (1 + 1 + 1 + 1 ч/нед). Используется при обучении примерно в 5% классов четырехлетней школы. Направлена на воспитание человека, осознающего свое место и место всего человечества в окружающем мире, активного деятеля, понимающего и оберегающего все, что нас окружает. Отличительные особенности программы: рассмотрение целостной картины мира, естественно-исторический подход к отбору и изложению материала, объемный охват тем, отвечающих на насущные вопросы младших школьников. Содержание программы преподносится с позиций человека, познающего мир. Введение в историю. 1-3; 1-4. (Саплина Е.В., Саплин А.И.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 3-4 классах (0 + 0 + 1+ 1 ч/нед). Призвана подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории в основной школе, научить младших школьников ориентироваться в исторической информации, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон - лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической, пробудить интерес, уважение к прошлому, помочь понять, что история - это ключ к культуре любых цивилизаций, научить видеть историю "вокруг себя". Ориентирована на активное участие детей в процессе приобретения информации путем изучения быта и материальной культуры прошлого. Предусматривает разнообразные формы обучения (уроки, экскурсии на природу, в музеи и др.), большое внимание уделяется использованию активных методов обучения, практическим работам, развитию устной речи. История нашей Родины. 4-5 кл. (Ворожейкина Н.И. и др.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 4 классе начальной школы. Служит введением к систематическому изучению истории, формированию пропедевтических знаний о человеке, истории России и мира. История России представлена в эпизодических рассказах.


Поколение современных подростков будет самым больным, толстым и бесплоднымКак сообщила в своем отчете Британская медицинская ассоциация (BMA), в поколении современных подростков будет чаще, чем когда либо в истории встречаться ожирение и бесплодие, передает веб-сайт газеты Daily Telegraph. Своеобразной миной замедленного действия, которая взорвется, когда тинейджеры повзрослеют, исследователи назвали переедание, употребление алкоголя, курение и наркоманию. В группе от 16 до 19 лет десять процентов девушек страдают венерическими заболеваниями, четверть 15-и и 16-летних подростков курит, пятая часть имеют избыточный вес. 11 процентов подростков в возрасте от 11 до 15 лет употребляли наркотики за месяц до исследования. Кроме этого, как отмечают в BMA, у современных подростков с возрастом появятся многочисленные психические нарушения. По мнению экспертов, плохое состояние здоровья подростков связано с тем, что они попадают в брешь между социальными и медицинскими службами для детей и взрослых. "Ведь не пойдет же 15-летний подросток консультироваться по поводу венерических заболеваний к семейному врачу", - заметила Вивьен Нэтансон (Vivienne Nathanson), возглавляющая отдел этики BMA. По мнению BMA следует не только создать специальные сервисы, ориентированные на тинейджеров, но и законодательно усложнить доступ подрастающего поколения к наркотикам, алкоголю и сигаретам.


системы подготовки детей в начальной школеСуществуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХ1 века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения. В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. Школа России Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними. Комплект «Гармония» Комплект «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. Начальная школа ХХI Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения. Школа 2100 Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования. Система Занкова Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики. Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.) После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат). Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна. Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1. Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется. Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей. Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный. Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам. Недостаток Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы. Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет. Статья подготовлена по материалам сайтов: Волгоград.ру Система Л.В.Занкова Комплект "Гармония" Психологический центр "Адалин"


Часы для ребенкаЭтой осенью ваш малыш переступил порог школы. Его ждет масса новых впечатлений: новые знакомства, новые открытия и новые обязанности. Как показывает практика, основной проблемой для детей, поступающих в первый класс, становится не отсутствие базовых знаний, а трудности с самодисциплиной. Малыш не привык осознанно распоряжаться своим временем, ведь раньше он мог играть, спать и бездельничать столько, сколько хотел. Теперь же от него требуют строгого соблюдения распорядка дня. Он должен привыкнуть вставать в одно и то же время, по 45 минут удерживать внимание на уроках, рассчитывать время отдыха на переменках и, конечно же, успевать делать домашнее задание. Вскоре это все перестанет быть для него проблемой. Однако для этого вам предстоит ему помочь. Чтобы ребенок научился правильно распределять свое время, он должен сначала научиться это время правильно определять! Давайте поможем ему в этом. С чего начать Для начала мы вам советуем подарить малышу его первые личные часы. Представляете, сколько будет радости? У него непременно появится интерес к их изучению! Особенно если эти часы будут здорово выглядеть, ведь сейчас найти красивые детские часы на любой вкус не проблема. Однако часы надо правильно выбрать. И руководствоваться тут стоит не только дизайном. Часы должны быть сделаны из гипоаллергенных материалов, быть прочными и удобными при носке. И, конечно, малыш должен легко суметь определять по ним время, а для этого часы должны быть большими и яркими. Иметь крупные стрелки и четкие деления или крупные цифры, если часы электронные. Где искать? Многие производители сейчас создают коллекции детских часов. Например, у Casio есть коллекция детских часов Baby-G. В ней есть как электронные часы, так и аналоговые (со стрелками). Компания Chronotech совместно с ныне очень популярной маркой Hello Kitty тоже создала очень симпатичную коллекцию часиков для детей. Такие часики обязательно понравятся девочке. Есть коллекция отличных детских часов и у Timex. Коллекция так и называется Kids. А еще вы наверняка подберете что-нибудь интересное в коллекции часов Children’s от Swatch. Так электронные или аналоговые? Вообще вначале учат «по классике» – по часам со стрелками. Их называют аналоговыми. Если вы решили обучать ребенка по аналоговым часам, есть один нюанс: не следует объяснять ему сразу значения и часовой и минутной стрелок. Начните с часовой, а на минутную пусть пока не обращает внимания. Просто, что на первых парах малышу сложно разобраться и с часами и с минутами, совместить в уме сразу два циферблата. А там ведь еще и секундная стрелка постоянно куда-то бежит Можно попробовать пойти и другим путем. Приобрести сразу электронные часы. Если тема цифр вашему ребенку «близка», возможно, такие часы вызовут в нем больше энтузиазма. Но тут надо помнить, что если в аналоговых часах время делится на 12 и еще 12 часов, то в электронных сразу на 24. Так что мы советуем начинать с аналоговых. Но если вы все же решили обучать ребенка по электронным часам, акцентировать его внимание на табло с минутами тоже пока не стоит. Пусть сначала разберется с 24 часами, а минуты отложим до лучших времен. Учимся с удовольствием! Как показывает практика родителей, отличным стимулом к изучению времени становится возможность определить время начала любимой телепередачи или мультфильма. Можно придумывать и другие стимулы и игры, связанные с определением времени. Например, когда на часах будет 2 часа, вы съедите мороженное или отправитесь на прогулку. В 7 часов вечера с работы вернется папа, а в 8 надо будет выгулять собаку и т.п. В общем, самое главное правило успешного урока для малыша – заинтересовать его! А еще не надо сразу нагружать детскую голову большим количеством информации. Постепенно объясняйте ребенку, что такое время и для чего надо уметь его определять. Начните издалека: со времен года, с дней недели, с определения прошлого, настоящего и будущего. Плавно переходите к фазам дня: утро, день, вечер, ночь. А потом и к самим часам: меньше 1 часа дня, 1 час, больше 1 часа, меньше 2 часов, 2 часа, больше 2 часов и т.д. Научите своего малыша пользоваться часами, и он почувствует себя взрослее и ответственнее. А еще это пробудит в нем интерес к урокам математики, ведь теперь он точно будет знать, в каком случае ему может пригодиться умение считать.


Советы родителям первоклассникаСовет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы. Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации. Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми. Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка. Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно. Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее. Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше. Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка. Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! Фото storage1.tvidi.ru


Большинство родителей, принявших участие в «1-сентябрьском» исследовании «КОРУС Консалтинг», считают, что электронные учебники лучше, чем обычные, что в школе надо активно использовать инновации, но учить детей считать надо все равно в уме, а не на калькуляторах. 88% опрошенных «КОРУС Консалтинг» родителей согласны с тем, что электронные «читалки» должны заменить обычные школьные учебники. Впрочем большинство (46% респондентов) считают, что такую инновацию нужно вводить только в старших классах – прежде всего, это связано с тем, что электронная книга – хрупкая и ее легко сломать. Надо ли заменять традиционные учебники на электронные книги? «Возможно, но только в старших классах. Кроме того, только устройства типа таблетов - чтобы не было слишком большой нагрузки в связи с мелким шрифтом. Школьникам средних и особенно младших классов нужны бумажные учебники, из немелованной бумаги, как в советское время - для облегчения веса, с ограничением времени работы по учебникам (для снижения нагрузки на глаза)» - считает один из участников исследования. Большинство – 67% опрошенных – полагает, что инновации должны активно использоваться в школьном образовании. Интерактивные доски, занятия через интернет и прочие инновации, которые сегодня внедряются в школе: благо. При этом ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а не подсаживаться. Для этого надо быть образованным и грамотным по жизни человеком», - пишет один из участников. «В школе главное: привить потребность к образованию, выработать у детей активную жизненную позицию. Для этого все средства хороши, подойдут и гаджеты». Правда, 20% опрошенных считают, что инновации в российской школе бессмысленны, так как учителя не могут их освоить. 88% родителей считают, что базовым навыкам счета, например, таблице умножения – надо все равно обучать «в уме», а не на калькуляторе. Разделилось отношение родителей к Интернету как фактору учебного процесса. Четверть респондентов считает, что дети проводят время в сети впустую, только общаясь с друзьями в соцсетях и играя в игры. Но 57% полагает, что в Интернете школьники получают необходимую информацию, которую, тем не менее, надо проверять. Интернет и мобильные устройства, которые позволяют подключаться к нему, полезны для школьников? Как изменилось восприятие детьми информации? «Отсутствует поиск и структурирование информации, много мусора, - пишет один из участников исследования. - Как результат - бывшие школьники, качающие сочинения из сети, теперь делают видимость работы, скачивая информацию из интернета. Википедия же не является авторитетным источником - там может быть все что угодно, даже кардинально отличающееся от истины. В интернете тоже нужно уметь искать и отсеивать информацию. Пусть учатся это делать по бумажным источникам». Большинство родителей – 71% - контролирует или хотя бы старается контролировать доступ детей в Интернет. Вы контролируете доступ своих детей в интернет? Всего в исследовании приняло участие более 200 респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.


СветофорКаждый был в такой ситуации: бежишь по делам, торопишься. Нужно перейти дорогу, а тут светофор, красный свет. Останавливаешься. Ждешь. Машин не много, но все дисциплинированно стоят. Стоишь и ты. Мысленно подгоняешь светофор – блин, давай уже, давай… И вдруг кто-то беззаботно перебегает улицу. А за ним еще кто-то. И ты не выдерживаешь, срываешься следом. Можно ли назвать это полностью осознанным действием? Вряд ли. В тот момент ты не особо задумываешься. Просто получаешь своего рода «разрешение» нарушить правило и – нарушаешь. Такое разрешение получают гопники, когда видят разбитое окно. Ага, здесь – можно. Вперед. Подобное разрешение выдает замусоренный тротуар – на него уже легче бросить окурок. Разрешение дает знаменитость, когда кончает с собой. После самоубийства Мэрилин Монро в США в течение месяца было совершено на 200 суицидов больше, чем обычно. После каждого подобного сообщения по стране проходит волна самоубийств. И это не горюющие поклонники. Как правило, это люди, склонные к суициду, просто до этого момента они удерживались на краю. Смерть знаменитости для них – послание, сигнал, разрешение. Можно. Мир полон таких разрешений и запретов. Часто мы не замечаем их на уровне сознания, но подсознательно считываем безошибочно. Девушки знают – можно идти по улице с «разрешительным» выражением лица, а можно с «запретительным». Некоторые даже умудряются действовать прицельно. Вот этому неудачнику не разрешу подойти, а этот – ничего так, интересный. Ладно, пусть попробует, ковбой. Молодые мамы часто жалуются – ребенок отца слушается, а их нет. Почему? Потому что дети чутко улавливают бессознательные разрешения. А папы, как правило, не идут на поводу даже по мелочам. Ребенок знает – папино «нет» это именно «нет», а не «может быть» или «попозже», которое в результате заканчивается «ладно, на, только отстань!». А маленькие уступки, мы знаем, быстро приводят к более крупным. Что потом? Ругань, истерики, скандалы в благородном семействе. И конечно, часто разрешения мы выдаем себе сами. Помните у Стругацких: «Малянов поставил в мойку грязный стакан – эмбрион будущей кучи грязной посуды». Отлично сказано. Френдесса cognacspirit пишет: «У многих женщин в депрессивном состоянии возникает тяга к уборке. Вот, раскладывают они всякую фигню по полочкам, выкидывают ненужное, а там вроде и жить легче». Правильно, мелочи формируют внутреннее состояние. Бардак в квартире служит разрешением бардака в душе. Если вы когда-нибудь начинали бегать по утрам, или ходить в спортзал, или заниматься йогой, знаете: поначалу тебя несет на голом энтузиазме. Но он понемногу спадает. И в момент, когда воодушевление уже не так сильно, а привычка еще не выработалась, закрадываются подлые мыслишки: «а может, сегодня поспать? Подумаешь, пропущу один разок, но завтра точно…». Ага, конечно. Бессознательное воспринимает это как отмашку – ура, следующие полгода можно не париться и спокойно дрыхнуть! В общем, разрешение начинается с мелочей. Или, как верно подметили в комментах, «Все начинается с расстегнутой верхней пуговицы!».


Продолжение. Начало здесь
Начнем самого безопасного и распространенного вида спорта – плавания
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2Плавание разрешено как вид спорта с трех лет, хотя сегодня есть множество научно обоснованных данных о пользе плавания с момента рождения. Однако, как вид спорта, оно начинается не ранее трех-четырех лет, в зависимости от подготовленности и состояния здоровья. Кроме того, занятия дошкольников проводят в бассейнах с «лягушатниками», более серьезные тренировки разрешены с 6-7 лет, особенно в случае с прыжками в воду или синхронным плаванием.<!--more-->
К занятиям плаванием вас не допустят, если имеется несколько состояний – болезни кожи и открытые раны, различные сыпи. Если у ребенка имеются болезни глаз (кроме легкой степени близорукости без изменений на глазном дне) или носоглотки, инфекционные болезни. Кроме того, противопоказано плавание при туберкулезе в активной стадии, при ревматических пороках сердца или язвенной болезни желудка и кишечника.
Польза же от плавания огромна – это закаливающий и укрепляющий все группы мышц вид спорта, так как вода изменяет вес тела и равномерно распределяет нагрузку на все группы мышц. В горизонтальном положении, когда ребенок плывет, улучшается кровообращение, это дает возможность выдерживать длительную нагрузку. Плавание нормализует работу нервной системы – снимает чрезмерную возбудимость, стимулирует, укрепляет мышцы спины, что очень полезно при сколиозе, деформациях грудной клетки. Постоянно занимающийся плаванием ребенок имеет отлично сложенную фигуру, хороший аппетит и сон. Лечебно-профилактический эффект оказывает плавание при ожирении, сахарном диабете, гастрите, легких формах бронхиальной астмы.
Занятия проводятся первое время в игровой форме, с использованием приспособлений, облегчающих обучение – нарукавников или специальных дощечек. Малыша учат задержке дыхания и нырянию, плаванию в разных положениях. При профессиональных занятиях, кроме непосредственно водных занятий, еще добавляется общая физическая подготовка в зале и хореография.
Этот спорт не требует особых бюджетных расходов – для ребенка понадобится купальник или плавки, очки и шапочка, тапочки и полотенце.
Командные виды спорта – футбол, баскетбол или волейбол
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2За счет высокой травмоопасности в такие виды спорта не возьмут ребенка с нестабильностью шейного отдела позвоночника, плоскостопием, нарушением осанки (сильный сколиоз), язвенной болезнью кишечника и желудка, нарушениями зрения или бронхиальной астмой. Если есть проблемы с сердцем или обменом веществ, скорее всего, общетренировочные занятия вам разрешат. А вот о профессиональной карьере, скорее всего, задумываться не стоит, нагрузки придется дозировать.
Занятия командными видами спорта укрепляют опорно-двигательный аппарат, координируют работу зрительного и вестибулярного аппарата, улучшают координацию и ловкость, глазомер, быстроту реакций, улучшают осанку и делают фигуру подтянутой и красивой. Кроме того, важна и социальная роль – дети учатся взаимодействию с партнерами по команде, вырабатывают волевые качества.
Занятия обычно разделены на блоки – в один день они играют на поле, в другой день занимаются тренировкой мышц в зале. Обычно тренировки проходят 3-4 раза неделю. В зависимости от вида школы, родителям придется экипировать юного спортсмена за свой счет полностью или частично. Обычно требуется форма определенного цвета, причем для тренировок она должна быть хлопковая, для игр синтетическая. На зимнее время требуются еще и рейтузы и специальная майка, а также гетры и бутсы. Не лишними станут защитные щитки на голени, а для тренировок дома еще и свой мяч.
Гимнастика
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2Обычно для гимнастики ограничениями являются проблемы со зрением и позвоночником, острые болезни. В остальных случаях заниматься можно. Гимнастика поможет ребенку стать ловким, улучшить осанку, учит двигаться грациозно и плавно, устраняет плоскостопие. Занятия повышают самооценку, формируют характер, закаляют ребенка, учат работать в команде и не бояться трудностей.
Обычно занятия строятся из блоков – упражнения на растяжку, упражнения на расслабление. Танцевальная часть и работа с предметами – булавой, мячом, обручем, скакалкой, палкой, лентами. Занятия проводятся от 3 до 5 раз в неделю по 1-2 часа, часть инвентаря вы купите сами, равно как и одежду спортсмена.
Фигурное катание
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2В фигурном катании ограничениями по здоровью являются косолапость, проблемы с вестибулярным аппаратом и проблемы со зрением. Занимаются дети в крытом катке и спортивном зале, и летом, и зимой. В результате тренировок ребенок становится выносливее, закаленнее, тренируется глазомер и координация движений, повышается гибкость, укрепляется связочный аппарат и мышцы. Лучше работают сердце и легкие, кровь насыщается кислородом. Повышается выносливость к нагрузке и работоспособность. В парном катании формируется взаимодействие с партнером.
Занятия состоят из тренировок на растяжку, хореографии, общей физической подготовки. На льду дети учатся сначала стоять на коньках, ходить и скользить, делать простые движения и вращения, затем переходят к более сложным фигурам. Обычно занятия чередуются – час на льду, час в зале; занятия проходят три раза в неделю. Коньки и чехлы к ним вам придется покупать самим, а также форму для тренировок – плотный шерстяной костюм и колготки.
Хоккей
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2В хоккей не возьмут с близорукостью, если есть врожденные или приобретенные пороки сердца. Хоккей укрепляет опорно-двигательный аппарат, нервную и кровеносную систему, обогащает легкие кислородом. Для детей же командный вид спорта полезен формированием дисциплины и организации.
Обычно занятие состоит из двух частей – час дети занимаются общей физической подготовкой, а второй час проводят на льду. Тренировки проводятся почти ежедневно, но большинство катков ставят занятия на ранее утро.
Хоккей обойдется достаточно дорого – все обмундирование для юного спортсмена необходимо будет купить самим. Это комплект из коньков, шлема, щитков для ног, специальных перчаток, рейтуз, майки, ракушки для защиты грудной клетки, штанов и клюшки.
Большой теннис
Выбираем спорт для ребенка. Часть 2Это популярный вид спорта среди детей, особенно старшего школьного возраста. Однако в него не возьмут при проблемах с шейным отделом позвоночника, плоскостопием, близорукостью или язвенной болезнью. Всем остальным же теннис позволяет развивать быстроту реакции, координацию, точность, прыгучесть, способствует улучшению кровообращения и лучшей работе дыхательной системы. Теннис помогает самообладанию, развивает интуицию и сосредоточение, тренирует внимание и учит выдержке, способности планировать, тактике и стратегии.
Обучение обычно поэтапное – сначала ребенка научат попадать по мячу, отбивать его от пола или стены, потом уже ставят на корт. Обычно занятия длятся по 2 часа трижды в неделю, форму и инвентарь придется приобретать самостоятельно.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика