Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Детские истерикиПочти у всех детей от 1 до 3 лет изредка бывают истерики. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать себя личностью. Когда ему что-либо запрещают, он сердится. Но он не нападает на родителей. Возможно, взрослые кажутся ему слишком большими и значительными. Когда ребенок кипит от ярости, он не находит ничего лучше, как броситься на пол, орать благим матом и бить ногами, руками и даже головой об пол. Редкие истерики ничего не означают. Вам, безусловно, иногда придется отказать ребенку в чем-то. Если же истерики случаются регулярно, несколько раз в день, это может означать, что ребенок устает или страдает хроническим заболеванием. Частые припадки истерии обычно означают, что мать не постигла секрета тактичного обращения с ребенком. Мать должна задать себе несколько вопросов: есть ли у него достаточно возможности свободно играть вне дома, где она может не следить за ним строго; есть ли у него предметы, которые он может толкать и тащить и на которые он может карабкаться; имеется ли у него дома достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры; организован ли дом таким образом, чтобы матери не приходилось постоянно запрещать ему все трогать. Может быть, мать невольно вызывает упрямство ребенка тем, что просит его подойти и надеть рубашку вместо того, чтобы просто надеть ее, или спрашивает, не хочет ли он на горшок, вместо того, чтобы просто отвести его в туалет или посадить на горшок; если матери приходится прерывать игру ребенка, может быть она безапелляционно вмешивается вместо того, чтобы переключить его мысли на что-то приятное, а когда вам ясно, что приближается буря, стараетесь ли вы отвлечь ребенка или встречаете ее с мрачной решимостью? Вам не всегда удается предотвратить припадок истерии. Такое терпение и такт были просто неестественны. Когда же истерика разряжается, попытайтесь не обращать на нее внимания и помогите ребенку преодолеть ее. Разумеется, нельзя уступать ребенку, потому что тогда он будет нарочно устраивать истерики, желая добиться своего. Не спорьте с ним, потому что в таком состоянии он не поймет, что был неправ. Если вы сами рассердитесь, то заставите его продолжать истерику. Дайте ему возможность сдаться с достоинством. Иной ребенок скорее остывает, если мать оставляет его одного и занимается своими делами как ни в чем не бывало. Более упрямый и самолюбивый ребенок будет вопить целый час, пока мать сама не сделает шаг навстречу. Например, мать может неожиданно предложить ему что-нибудь интересное и обнять его, чтобы показать желание помириться, как только худшая часть истерики позади. Очень неприятно, когда у ребенка истерика происходит на людной улице. Возьмите его на руки с улыбкой, если вы сможете себя заставить улыбнуться, и оттащите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Припадки удушья, когда ребенок становится синим и на минуту теряет сознание, могут быть просто выражением его гнева и упрямства, как и истерики. Припадки пугают мать, но она должна научиться относиться к ним спокойно, чтобы ребенок не использовал их с целью добиться своего.


Стеснительный ребенокОбычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его более бравые сверстники. Одна женщина рассказала, что в детстве была скромным ребенком, но ее родители никогда не говорили ей, что скромность - недостаток. В результате она выросла осторожной, но уверенно идущей по жизни личностью. А другая женщина пожаловалась, что ее постоянно критиковали за стеснительность. Родители все время пытались ее изменить: "Почему ты не ведешь себя как другие дети?", "Почему ты такая необщительная?" С тех пор она частенько сомневается в себе, и в такие моменты ей мерещится прикрикивающая мать: "Ну, давай! Подойди к ним и начни разговор!" То, как ребенок воспринимает свою стеснительность, целиком зависит от родителей. Если они относятся к ребенку как личности и принимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители станут слишком много внимания уделять скромности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда родители думают, что скромность - недостаток, ребенок считает себя неполноценным. Стеснительность - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих. Обычно дети никогда не страдают от своей скромности, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми. Родители могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить "здравствуйте" или отвечать на вопросы взрослых. Пусть родители сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать. В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно. Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: "Давай представим, что ты встречаешь Джеки в коридоре школы. Как ты с ней поздороваешься?", "Представь, что я тетушка Карен и спрашиваю у тебя: "Как дела в школе?". Практика ролевых игр бывает очень полезной. Но не стоит ждать от ребенка раскованного поведения в некомфортной для него обстановке. Если родители ждут гостей, они должны подготовить к этому ребенка. Хорошо, если и к нему придет кто-нибудь из друзей. Или он может помочь приготовить квартиру к приему гостей, а потом уйти в свою комнату. В любом случае, если родители создадут такую ситуацию, когда никто не будет фиксировать внимание на ребенке, всем от этого будет легче. Родителям всегда интересно знать, как ребенок может преодолеть застенчивость в школе. Если и вас волнует эта проблема, понаблюдайте, как ваш ребенок чувствует себя среди одноклассников. Не нужно в самом начале учебного года говорить учителю о том, что ваш ребенок стеснительный. Учитель может относиться к нему иначе, чем к другим детям, и тем самым обострить проблему. Со временем ребенок начнет увереннее общаться с одноклассниками. Поднимите вопрос о скромности вашего ребенка на родительском собрании. Объясните учителям, что они не должны говорить ему, что стеснительность - недостаток. Кроме того, им не стоит брать на себя ответственность изменить характер ребенка. Многие учителя любят тихих учеников. Поэтому ваш скромный сын или дочь в конце концов будут вознаграждены за свое примерное поведение, возможно, даже больше, чем вы того желали. К примеру, одна девочка получила поощрительную грамоту за то, что вела себя тихо. Потом во время родительского собрания учительница объявила родителям девочки, что та чересчур стеснительная. На что родители в недоумении ответили: "Но ведь вы сами хвалили ее за то, что она ведет себя тихо!" и попросили учительницу, чтобы та прекратила обращать внимание на скромность девочки и поощряла ее не за поведение, а за успехи в учебе и за участие во внеклассных мероприятиях. Иногда ваш стеснительный ребенок будет возвращаться из школы расстроенным оттого, что ему трудно участвовать в общих мероприятиях, а дома вдруг станет активным и требовательным. Не ругайтесь на него, ведь ему нужно где-то выплескивать свои эмоции. Если ребенок будет чувствовать себя дома уверенно, он расскажет вам, почему стесняется участвовать во внеклассных мероприятиях. Разумеется, по мере взросления ему будет легче "открывать душу" перед родителями, если те создадут дома атмосферу комфорта. Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой", но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.


Стремясь обеспечить устойчивое внимание детей на занятиях, устраняя по возможности всякие лишние раздражения, следует в то же время спокойно относиться к короткому отвлечению ребенка и не одергивать его постоянно, так как это отвлечение служит как бы кратковременным отдыхом, после чего ребенок снова внимательно слушает, занимается. Учитывая малую выносливость нервных клеток, нельзя допускать длительных занятий с детьми. Хотя дети иногда настойчиво требуют «еще, еще», однако после таких занятий они становятся раздражительными, возникают различные нарушения обычного поведения — отказ идти есть, спать и др. Необходимо внимательно следить за поведением детей и при первых признаках утомления либо выключать из занятия того или иного ребенка, либо кончать занятия раньше намеченного времени, если утомление наступило у многих детей. Утомление нервной системы детей возможно также в результате предъявления ей трудных, непосильных заданий. Часто в семье вечером, т. е. когда ребенок уже длительно бодрствовал и его работоспособность несколько понизилась, он получает много разнообразных и сильных раздражений. Приходят с работы родители и начинают усиленно развлекать ребенка, много разговаривают, читают ему, разучивают с ним стихи, организуют шумные игры и т. п. Ребенок не обнаруживает при этом явных признаков утомления, а, наоборот, кажется бодрым, много смеется, бегает, требует повторения игр, однако последующее его поведение (плач при укладывании, длительное засыпание, а часто даже беспокойный сон) говорит о перевозбуждении, утомлении. Отрицательное действие оказывает также частая смена разнообразных впечатлений, обилие новых раздражителей. Так, ребенок, которому родители чуть ли не ежедневно приносят книжки, быстро перестает ими интересоваться. Бегло прочитав новую книжку, ребенок быстро теряет к ней интерес, что также является признаком истощения нервной системы, которое наступило в результате частой смены впечатлений, требующих большого нервного напряжения. Некоторые внешние раздражители, на которые спокойно реагируют дети более старшего возраста, являются запредельно трудными для нервной системы маленьких детей вследствие их малой выносливости. Совершенно недопустимы для детей раннего возраста просмотр телевизионных передач, частые посещения шумных сборищ и другие непосильные раздражения. На частое и длительное бездеятельное состояние часто обрекают детей в яслях при так называемом фронтальном проведении гигиенических процессов и кормления: сажая детей за стол, им не разрешают есть, пока не сядут все, или взяв в раздевальню 18—20 детей, заставляют ребенка сидеть спокойно, ничего не делая, пока до него не дойдет очередь одеваться. Так как кормление, одевание, умывание занимают много времени в режиме дня ребенка, то в общей сложности на бездеятельное ожидание у некоторых детей уходит до 2 часов. При нарушении ритма работы и отдыха нервной системы детей, нецелесообразной организации бодрствования и неправильном воспитательном подходе, ведущих к перенапряжению процессов торможения или возбуждения, у детей к концу дня может наступить переутомление нервной системы. Накопившееся за день утомление проявляется резкими нарушениями поведения вечером.


Ребенок при объяснении взрослого и на основании своего опыта быстро устанавливает причинные связи между явлениями, делает умозаключения, сравнения. Ребенок может понять по рассказу взрослого такие явления и события, которые он сам непосредственно не воспринимал. Например, рассказ о том, что лисичка прогнала зайку из домика. Но чтобы ребенок воспринял то, о чем ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен по прошлому опыту. Так, в данном случае за словами «лисичка», «зайчик», «домик», «прогнала» у ребенка возникают пусть неполные, но достаточно определенные конкретные образы и представления. Теперь можно уже все в большей мере управлять поведением ребенка при помощи речи — изменять его эмоциональное состояние, направлять действия, вызывать воспоминания. Но, несмотря на большие достижения в развитии речи детей, они еще не имеют достаточного опыта и не вполне овладели грамматическим строем языка, поэтому в их речи еще много особого, детского своеобразия. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. На протяжении третьего года жизни ребенок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов. Ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Правда, он еще может перепутать и вместо «завтра» сказать «вчера». Представления и понятия детей еще несовершенны, неполны и поэтому они нередко делают неправильные заключения. «Вот закрою глазки, и сиди в темноте» — говорит ребенок 2 лет 9 месяцев. Больной гриппом ребенок 2 лет 4 месяцев заявляет: «У меня гриб, он в лесу растет». «Нет, моя бабушка не старенькая. Она хорошая, новенькая» — говорит, ребенок 2 лет 5 месяцев. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. Деятельность детей на третьем году становится сложнее и разнообразнее. Действия с предметами, игра (сюжетная, дидактическая, подвижная), наблюдение, игры-развлечения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельности, самообслуживание усложняются и уже довольно четко разграничиваются. Восприятие окружающего становится самостоятельным видом деятельности — наблюдением. Дети живо всем интересуются, много и сравнительно долго могут наблюдать за тем, что происходит вокруг них, — они задают вопросы, начинают сравнивать, сопоставлять, высказываться по поводу получаемых впечатлений, длительно рассматривают картинки, книжки. Значительно шире и богаче в этом возрасте речевое общение с детьми и взрослыми. Речь становится также особым видом деятельности — дети любят слушать рассказы, разговаривать со взрослыми, сочиняют рифмы. Самостоятельное одевание, раздевание, складывание одежды, уборка игрушек, выполнение поручений взрослых (принести что-нибудь, помочь полить цветы, раздать или сложить салфетки и др.) являются первыми трудовыми действиями и при правильном отношении взрослых могут стать началом трудового воспитания. Появляются зачатки изобразительной (лепка, рисование) и конструктивной деятельности, изменяются источники ее возникновения. Теперь уже не только взрослые, но и другие дети, а также предметы и различные впечатления все больше побуждают ребенка к различным играм и занятиям.


Ребенок манипуляторЕсли ваш ребенок умеет добиться от вас практически всего, причем любыми средствами — истерикой, угрозами, невыносимым нытьем и т.п., то перед вами — маленькое чудовище, именуемое «ребенок–манипулятор». Чем это грозит родителям Один раз уступив незаконному требованию, поддавшись чувству жалости, вины или просто потому, что так проще, вы даете вашему малышу впервые почувствовать реальную власть над человеком, и этот человек —вы. Всякая власть развращает. К тому же вы закладываете первый камень той стены, которая теперь имеет все шансы вырасти между вами. Ведь нормальный человеческий контакт возможен только «по горизонтали», между равными, уважающими дуг друга людьми. Чем это плохо для ребенка Он обучается новой для себя модели отношений, основанных на шантаже. Эта модель может ему понравиться, как нравится наркотик, потому что дает почти мгновенный результат, а значит — возможность быстрого и легкого самоутверждения. Постепенно навыки неигрового, открытого общения вытесняются привычкой манипулировать. Пропасть между маленьким человеком и миром растет. В этой игре нет победителей. Как это начинается В основе развивающейся психики лежит потребность провоцировать реакцию среды. Младенец пробует взаимодействовать с миром и наблюдает результаты. Если реакция внешней среды повторяется несколько раз, она фиксируется памятью как нормальная. В дальнейшем, пытаясь убедиться в собственной безопасности, малыш тянет за привычные веревочки и ждет привычных результатов. Это и есть для него знак того, что все в порядке. Со временем ребенок ДОЛЖЕН сталкиваться с сопротивлением окружающей среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что–то не так. В конце концов воспринимает это как своего рода опасность. Важно понять, что малыш, бьющийся в истерике и чего–то требующий, вовсе не нацелен на результат. Его проблема в том, что он нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы испытать чувство безопасности, но не способен осознать и самостоятельно решить эту проблему. Что нужно, а Чего не стоит делать ни под каким видом Прежде всего, не запускать этот процесс. Чем раньше вы начнете действовать, тем лучше. К сожалению, многим родителям мешает быть твердыми чувство вины перед ребенком. Избавиться от него можно, составив свою собственную «декларацию прав и обязанностей». Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите свои права, справа — обязанности. Постарайтесь быть как можно более конкретными. Признайте за собой обязательства «по обеспечению жизненно важных потребностей и прав личности» маленького человека. Не забудьте при этом свои права, включающие непременное право на свою собственную, автономную от семьи жизнь. Напомните себе, что вы — хороший родитель, потому что ваш ребенок сыт, одет, ухожен, любим и Начинайте отстаивать свои права Уже на самых ранних стадиях общения (до года) постарайтесь найти золотую середину в общении с ребенком. Никаких жертв. Не стоит класть свою личность на алтарь материнства, иначе в дальнейшем вы непременно потребуете от ребенка компенсации за то, что «все делали только ради него», хотя сам малыш в этом ну никак не виноват! Часто истерики связаны с попытками малыша заполучить кого–либо из родителей в безраздельное владение. Некоторым это даже льстит — почему бы не увидеть в этом проявление любви? Не стоит покупаться на такие вещи. Не пытайтесь отвлечь и «уболтать» ребенка, устроившего истерику. Этим вы лишь откладываете проблему, но не решаете ее. Ваш малыш должен испытать «момент истины», поняв, что такой способ взаимодействия с окружающим миром не годится. Бесполезно читать лекцию, пускаться в длинные объяснения, пытаясь апеллировать к его сознанию и совести. В такие моменты даже взрослому не всегда удается действовать сознательно. Твердо и простыми словами объясните ребенку почему, собственно, вы не будете выполнять его требование (скажем, сидеть рядом целый день, забросив все дела). Но прекратите любой разговор, как только он начнет топать, кричать и т.д. Просто перестаньте его замечать и выйдите из комнаты. Не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестоко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Если вы сумеете остаться непреклонны, потребуется повторить процедуру не более трех раз. Когда ребенок затихнет, дождитесь, пока он сам вступит с вами в контакт. В особо запущенных случаях некоторые дети воспринимают то, что взрослый начал общение первым, как капитуляцию, и истерика может начаться сначала. Но и дуться долго не нужно. Постарайтесь сохранять вид непринужденный, но ни в коем случае не «пуленепробиваемый». Общайтесь с ребенком на равных. Постарайтесь избавиться от ролевого общения. Забудьте об имидже Матери, Воспитателя, Большого Умного Взрослого. Не сюсюкайте. Попробуйте говорить с ним как с другом. Так легче всего уважать и себя, и своего собеседника. Последите за собой и избавьтесь от манеры говорить о себе в третьем лице: «Мама все видит! Мама сердится». Необходимо выработать у ребенка уважение к частному пространству. Если у него есть своя территория, где он чувствует себя защищенным и неприкосновенным, где ему не мешают, то он лучше поймет и примет ваше право «на автономию». Почаще демонстрируйте уважение к пространству малыша. Например, стучитесь, когда входите в его комнату. Предоставляйте ему возможность выбора — хотя бы в мелочах ( какую еду есть, какую одежду носить и т.д.) Но самое главное — поверить в то, что ваш ребенок и в самом деле суверенная личность и имеет равные с вами права… но не большие!


Применять какие-либо другие формы наказания (ставить ребенка в угол, лишать сладостей за разорванную книжку, заставлять сидеть неподвижно длительное время на стуле за сломанную игрушку) нельзя. Форма наказания должна прежде всего вытекать из поступка, только тогда ребенок воспримет наказание как следствие своего отрицательного поведения. Надо твердо помнить, что непослушание маленьких детей, их отрицательные поступки или частое возбуждение обычно являются результатом либо неправильной системы воспитаний (прежде всего отсутствия единого подхода), либо какого-либо неправильного, неосторожного приема воспитателя (нарушение режима, чрезмерно длительное занятие, прогулка). Часто отрицательные формы поведения детей объясняются тем, что воспитатели не учитывают их возрастных особенностей и уровня развития. Например, вспышки сильного возбуждения ребенка, проявляющегося в виде громкого раздраженного плача, бросания на пол, агрессивных действий по отношению к другим детям (ударяет, ломает их постройку и др.), часто бывают следствием длительного вынужденного тормозного состояния или обилия запрещении, ограничения желаний ребенка. Понятно также и упрямство, которое иногда проявляет ребенок, например отказываясь идти умываться, если его без предупреждения резко отрывают от интересной книжки, которую он рассматривал. Именно эти неправильные приемы — отсутствие единого подхода, частое и резкое прекращение занятия ребенка, а также отсутствие условий для его разнообразной активной деятельности приводят к упрямству, негативизму, повышенной раздражительности и вспышкам возбуждения детей раннего возраста. Поэтому нельзя ограничиться пресечением данного отрицательного поступка ребенка: необходимо разобраться в его причинах и устранить их. Например, ребенок отказывается есть. В таких случаях нельзя всегда настаивать, чтобы он обязательно ел, Отказ от пищи может быть вызван различными причинами — началом заболевания, утомлением, обусловленным чрезмерно длительным или неправильно организованным бодрствованием, сильным возбуждением в результате предшествующего неправильного подхода взрослого и т. д. Различные причины требуют и разного отношения к отказу ребенка от еды. Так, заставлять есть ребенка, которому нездоровится, иногда даже вредно. Если же ребенок очень устал, также не следует настаивать на том, чтоб он ел: лучше дать ему отдохнуть (уложить спать) и потом уже накормить, а в дальнейшем не допускать такой степени утомления. Не зная причины плача ребенка, не надо сразу его ласкать и уговаривать. Иногда правильнее игнорировать его плач, если он вызван, например, отказом от выполнения неосуществимого требования ребенка. При правильном воспитании маленьких детей поводов для наказаний мало.


К концу 3-го месяца ребенок уже может лежать на животе несколько минут, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он видит большее количество окружающих предметов, что доставляет ему удовольствие и способствует его нервно-психическому развитию. Плачущего ребенка можно успокоить, положив на живот. Такое положение очень полезно для детей этого возраста и потому, что оно способствует образованию правильного изгиба позвоночника. Свободные движения головы при этом положительно влияют на процессы кровообращения мозга. Умение лежать на животе в этом возрасте является необходимым условием своевременного развития ползания у детей 6—7 месяцев. Для того чтобы у ребенка развивалось и укреплялось умение удерживать голову в вертикальном положении, следует время от времени брать его на руки, когда он спокоен. Ребенок в возрасте 3 месяцев должен не только хорошо удерживать голову, но и останавливать свой взгляд на лице взрослого, который с ним разговаривает, должен следить за окружающим, свободно поворачивать голову из стороны в сторону. С первых месяцев жизни могут возникнуть вредные привычки, например сосание пальцев, пустышки, крик перед сном, засыпание только при покачивании и т. п. Во избежание возникновения этих привычек нужно в первую очередь соблюдать правильный режим дня — своевременно кормить и укладывать детей спать; важно следить, чтобы они всегда были чистыми, во время бодрствования находились в хорошем и радостном настроении. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев сенсорное развитие ребенка должно продолжаться. Благодаря своевременному развитию органов чувств все больше усложняются связи ребенка с внешним миром, формируются первичные действия с игрушками. Лежа на спине, на боку и животе, ребенок длительно и сосредоточенно смотрит на игрушки, следит за движениями окружающих взрослых, прислушивается к различным звукам. Если с ребенком часто ласково разговаривают одни и те же лица, то к 4—5 месяцам у него появляется дифференцированное отношение к окружающим. При разговоре знакомого человека ребенок быстро отвечает улыбкой, радостными возгласами, убыстренными движениями, и наоборот, при общении с ним незнакомых лиц присматривается и начинает иногда плакать. Так же различно ребенок реагирует на разный тон обращения. Когда с ним разговаривают строго, он смотрит серьезно, замедляет движения. Но как только меняют тон, начинают говорить ласково, ребенок улыбается, издает радостные звуки и быстро двигается. Примерно к 4 месяцам дети начинают различать цвет и форму предметов. Для развития дифференцировок с первого месяца жизни следует подвешивать над ребенком игрушки разного цвета и различной формы.


Игрушки, предоставленные детям этого возраста, должны содействовать Дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат гигиенические игрушки различной формы, величины, окраски и материала. Детям до 9—10 месяцев следует давать мячики, шарики для катания, мисочки с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, кольца для надевания на руки, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания и др. Детям старше 9 месяцев следует добавить деревянные коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, освоенные во время занятий. Для развития обобщения игрушки, имеющие одно название, должны быть различными по внешнему виду. Для самостоятельной деятельности детей второго полугодия жизни воспитательницы должны подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже производят какие-либо действия. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой с грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Для развития подготовительных этапов речи следует не только давать детям сюжетные игрушки, но и располагать в разных местах комнаты (на полочках, тумбочке) крупные красочные игрушки и вешать картины, изображающие отдельных домашних животных и птиц, с которыми дети уже познакомились в виде игрушек. В местах, где играют дети, и в комнате (на полочках) не должно быть много игрушек. Время от времени ассортимент их следует менять, так как игрушки надоедают детям и они перестают на них реагировать. Если воспитательница заметила, что дети перестали играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими. Примерно до 7—8 месяцев дети должны бодрствовать в манеже, так как в этом возрасте дети начинают передвигаться, в манеже должно находиться не более 6—7 детей, иначе они будут мешать друг другу играть, двигаться и между ними могут возникнуть отрицательные взаимоотношения. Когда дети начинают хорошо ползать и самостоятельно подниматься к барьеру, их следует переводить для бодрствования на пол.


Для каждой матери развитие ребенка является важным процессом. Психологи рекомендуют с раннего детства развивать умственные способности ребенка для получения в будущем положительных результатов. Еще это можно достичь в первые годы жизни детей. Детям необходимы задания на развитие мышления, фантазии. При воспитании многие люди используют разные методики воспитания детей. При воспитании детей необходимо учитывать эмоциональное состояние детей и его индивидуальные особенности. Психологи не советуют голову детей забивать всякой ненужной информацией. Лучше всего обратить внимание на природные таланты ребенка. Необходимо учесть развитие физической и умственной стороны малыша.  Для детей следует выбирать интересные, занимательные уроки. Детям не подойдет жесткий график занятий. Лучше всего выбрать занятия в виде игр. С самого рождения следует проводить много времени с ребенком. Для детей важно раннее развитие, здоровое психическое состояние, общение с другими людьми. На работу с ребенком родители должны быть всегда настроены. От родителей требуется большое внимание к детям, большой запас терпения. Все это важно в воспитании будущего поколения. На сайте есть различные рецепты блюд, в том числе украинский борщ рецепт. Здесь представлены рецепты разных блюд, наптков, которые можно приготовить дома. Здесь вы узнаете лучшие народные, новогодние рецепты.


На втором году жизни большое значение для умственного развития приобретает речь. Необходимо называть детям этого возраста все, что делается, каждое действие и показ должны сопровождаться словесным объяснением. Если, например, молча взять ребенка за руку и повести его умываться, он будет протестовать, а если сказать; «Пойдем мыть руки» — он спокойно пойдет. В данном случае слово предупреждает ребенка, создает у него установку на последующее действие. При воспитании детей второго года нужно одновременно развивать все стороны речи — понимание, активную речь, способность подражать, формирование обобщения, пользование речью и ее выразительность. Перед воспитателями стоят следующие конкретные задачи: дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов, иллюстрируемых игрушками, картинками и без иллюстраций; развитие обобщения предметов и действий, развитие конкретно действенного мышления; дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям; обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении; развитие грамматического строя речи; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, отвечать па вопросы, правильно произносить слова. Умственное развитие ребенка происходит в процессе его деятельности и на основе непосредственного восприятия предметов, действий, явлений в сочетании с их словесными обозначениями. Расширяя ориентировку в окружающем, мы тем самым развиваем речь ребенка. Поэтому работа по развитию речи и ориентировке в окружающем должна проводиться одновременно. Для расширения кругозора и развития речи детей должны быть использованы в первую очередь действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета, а также прогулки, игра и специальные организованные игры и занятия. В процессе общения с ребенком нужно называть все то, что его окружает, интересует и доступно его пониманию. Разговаривая с ребенком, нужно сближать слова и обозначаемые ими действия и предметы, т. е. устанавливать непосредственную связь слова с предметами или действием. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. д. На всем протяжении второго года жизни с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Все, о чем говорят с ребенком, что ему рассказывают, должно подкрепляться непосредственным восприятием ребенка, его действиями. Но после 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить с детьми и о том, чего в данный момент перед глазами нет, но обязательно о предметах и явлениях, хорошо знакомых ему по прошлому опыту, например о том, что купила мама или что ребенок видел на прогулке. Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам формирует у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Можно проследить эти изменения в проведении занятий на таких примерах, как показ, организованное наблюдение и занятие по картинкам. На первых занятиях такого рода воспитательница должна добиваться понимания слова — обозначения предмета. Прежде всего нужно вызвать живой интерес детей к тому, что она показывает (это может быть заводная или обычная игрушка, живая птичка или картинка). Большую роль при этом играет эмоциональная выразительность голоса воспитательницы и поддержание интимного контакта с детьми на протяжении всего занятия. Она общается с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, поощряя, часто к ним обращается, называя их по имени.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика