Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Ребенку 4 года Если к 4 годам ребенок не произносит многие звуки, если речь его вообще малопонятна или носит лепетный характер, нужно срочно обратиться к специалисту. Недостатки речи, даже такие незначительные, как неправильное произношение одного какого-либо звука, создают дополнительные трудности в жизни ребенка, в общении его с другими детьми. Так, часто ребенок из-за недостатков речи, боясь насмешек, стесняется говорить со сверстниками. Навык правильной речи приобретается в семье. Иногда родители допускают серьезные ошибки в речевом воспитании ребенка. Им кажется, что так ребенок их лучше поймет, а выходит наоборот. Ребенок слышит искаженные слова и значительно хуже понимает взрослых. В таких случаях даже нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова, значительно дольше положенных сроков их осваивать. Такие родители помимо своего желания значительно тормозят развитие речи ребенка. Поэтому с самых ранних месяцев жизни с ребенком надо обращаться как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в смысле тона, темпа, тематики разговора, выбора слов и выражений. Если ребенок слышит речь правильную, отчетливую, ясную, то и невольно воспринимает ее. Об этом должны помнить родители и все окружающие детей взрослые. Больше всего могут помочь своим детям в дошкольный период сами матери. Воспитание детей — дело трудное, поэтому многому надо научиться, много прочитать, продумать. Если бы матери в должной степени понимали, какое громадное значение дли духовного и всестороннего полноценного развития детей имеет обдуманное словесное общение с ними, они, вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми. От простой понятной песенки, сказки, стихотворения или рассказа душа ребенка расцветает и впитывает впечатления добра и красоты. Семья является той средой, которая формирует и развивает ум и воображение ребенка. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи родителей. В семье, где разговаривают литературным языком, речь ребенка развивается правильно и всесторонне. Помните, что ребенок таит в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас — родителей и взрослых.


На занятиях воспитательница направляет восприятие детей, дает им новые знания, обучает новым действиям. Все это требует от него умственного напряжения, значительно большего, чем тогда, когда ребенок предоставлен самому себе и действует по своему желанию. Для того чтобы занятия давали хороший результат, способствовали развитию детей и в то же время не вызывали излишнего утомления, необходимо уделять большое внимание правильной их организации. Прежде всего занятия, опираясь на уровень развития детей, должны иметь целью дальнейшее их продвижение. Одинаково вредны недооценка и переоценка возможностей детей. При условии правильного воспитания эти знания приобретаются детьми в значительно более раннем периоде. Нецелесообразно также от детей 1 года 2 месяцев — 1 года 3 месяцев настойчиво требовать правильно, по размеру, надеть 5—6 колец на стержень пирамидки, ибо это превышает возможности детей данного возраста. Неправильно, если объединяют на занятиях детей разного уровня развития, например детей 1 года 10 месяцев, 2 лет 10 месяцев и 3 лет, и показывают им книжку, доступную пониманию только трехлетних. Такое несоответствие возрастным возможностям детей не только не способствует продвижению в их развитии, но отрицательно отражается на возбудимости нервной системы. Будучи не в состоянии выполнить задание или ничего не понимая из рассказа воспитательницы, ребенок по существу не занят, бездействует, что ведет к его отвлечению во время занятий. Он начинает мешать, вертеться, а это в свою очередь вынуждает воспитательницу останавливать, ограничивать движения ребенка, покрикивать на него, вслед за чем наступает возбуждение. Фактически бездействует ребенок и в том случае, если содержание занятия очень примитивно. Подобные занятия также не способствуют активному, бодрому состоянию ребенка и вызывают различные нарушения в его поведении. Анализ поведения детей на занятиях показывает, что оно неоднородно — периоды непрерывной и продуктивной деятельности сменяются периодами некоторого снижения активности или даже отвлечением, кратковременным выключением из деятельности, после чего снова наступают, но уже чаще всего несколько укороченные, периоды непрерывного продуктивного поведения. Затем отвлечение (дети двигаются, смотрят по сторонам, прислушиваются к окружающим звукам) становится длительным и более частым, что свидетельствует о наступлении утомления и является сигналом к окончанию занятия. Планируя занятия, следует располагать их на протяжении дня так, чтобы занятия, во время которых детям приходится двигаться, сменялись спокойной игрой за столом, а после занятия, рассчитанного в основном на участие зрительного анализатора, проводилось занятие двигательного характера и т. д. Если утром было рассказывание по картинкам, то вечером не следует давать инсценировку, требующую от ребенка также только сидеть, смотреть и слушать.


Для развития подготовительных этапов речи у детей от 5—6 до 9—10 месяцев воспитательница, кроме специальных игр-занятий, должна использовать все моменты общения с ребенком. Чтобы ребенок научился выделять и понимать определенные слова, надо говорить с ним короткими фразами, подчеркивать интонацией главное слово. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемое движение или смотрит на называемый предмет, на движение или действие, выполняемые взрослым. Следует вызывать ребенка на подражание звукам и слогам. При этом речь взрослых должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Нужно создать условия для развития действий игрушками. Ребенок 6—8 месяцев со всеми игрушками занимается примерно одинаково: рассматривает, машет. Стучит по другим предметам. Постукивание и размахивание становятся наиболее характерными занятиями детей 7—8 месяцев. Когда ребенок размахивает погремушкой или стучит ею по какому-либо предмету, он прислушивается к издаваемому звуку и повторяет данное движение. Так образуются повторные движения — деятельность с игрушкой становится более длительной. Дети 8—9 месяцев начинают различать некоторые свойства игрушек и уже играют ими по-разному. Различные действия подсказывают сами предметы. Например, резиновую игрушку дети нажимают, так как при этом она издает звук. Шарик и мячик катят — это движение возникает тогда, когда ребенок хочет взять в руки круглый предмет, а он откатывается. Если небольшие шарики и другие игрушки положить в тазик, ребенок начинает их вынимать. Вначале эти действия возникают случайно в процессе самостоятельной деятельности ребенка. В 9—10 месяцев в результате специального обучения ребенок начинает выполнять их, подражая взрослому, а затем и по чисто словесному указанию. Заметно возрастает интерес к игрушкам. Уронив игрушку, ребенок ищет, смотрит через перила барьера на пол. Различное манипулирование игрушками делает бодрствование детей более активным. Они могут уже несколько длительнее заниматься игрушками без участия воспитательницы. В этом возрастном периоде дети начинают реагировать на других детей, находящихся в манеже. Их внимание привлекает игрушка в руках другого ребенка и они стремятся ее взять. Освоив ползание, дети быстро передвигаются по манежу и часто наползают на лежащего рядом ребенка. Когда он начинает плакать, это нравится детям и они проделывают данное движение повторно.


Воспитание малышаБольшое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает понимать названия предметов, явлений, выполнять несложные поручения, действия, у него увеличивается словарный запас, слова соединяются в предложения. До полутора лет словарь пополняется медленно и составляет около 100 слов, которые ребенок использует в своей речи редко. Учеными доказано, что у ребенка идет внутренняя, качественная обработка материала, поступившего из внешней среды в кору головного мозга.<!--more--> Появляется первая простая фраза: дай моко, ля-ля, ням-ням. После полутора лет развитие и понимание речи происходит более быстрыми темпами. Ребенок все чаще задает вопросы «что это?», «где?» и делает попытки произнести новые слова. Идет быстрое накопление слов, активно используемых в речи, по системе от многократного повторения к самостоятельному использованию. Малыш понимает и произносит свое имя, имена близких людей, названия одежды, некоторых животных, игрушек.
Процесс усвоения грамматического строя очень сложен, поэтому наблюдаются физиологические аграмматизмы. Это объясняется тем, что в коре головного мозга ребенка нет еще прочных условных связей. Ребенок еще не владеет в полной мере своим речевым аппаратом и часто искажает слоговую структуру слова. Слова могут быть фонетически искажены, вместо слов часто можно слышать обрывки, корни слов, ударные или начальные слоги. Разграничение падежных форм и окончаний появляется к концу второго года, словарь к этому времени насчитывает 400—300 слов. В речи используется фраза из 3—4 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Можно услышать от детей слова, выдуманные ими самими. На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее совершенствование детской речи. Начинает формироваться диалог, все больше усложняются предложения. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами, употребляя все части речи, кроме причастия и деепричастия. Значительно улучшается понимание речи окружающих. Легко запоминает короткие стихи, песенки. Однако механическое заучивание перегружает мозг ребенка.
Воспитание малыша
Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стихотворения связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок старается выучить, ему понятно. Такое запоминание доставляет радость и удовольствие, развивает речь. Ребенок уже может сообщить о событиях настоящих и прошлых, знает названия времени суток, животных, растений, некоторых явлений природы. Он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Появляется словотворчество, словарный запас составляет 1000—1200 слов. На третьем году жизни формируется произношение свистящих звуков (с, з, ц), но многих трудных по произношению звуков в речи нет. Для детей этого возраста вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей.


У детей рано развивается память. В процессе деятельности, с установлением все больших связей с окружающим, круг узнаваемых ребенком предметов и явлений расширяется. Он начинает не только узнавать, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время, таких, которые в прошлом являлись сильными раздражителями или имели большое значение для ребенка. Сначала воспоминания об отсутствующих предметах, явлениях возникают на основе какой-либо наглядной ситуации, в которой в прошлом опыте ребенка была установлена связь с отсутствующим в настоящее время предметом. Несколько позже воспоминания могут уже возникать по слову. Особенно велики в этом возрасте достижения в развитии речи. К году ребенок начинает произносить первые слова. Развитие речи детей второго года жизни проходит два этапа: первый — от 1 года до 1 года 5—6 месяцев, второй — от 1 года 5—6 месяцев до 2 лет. В первом полугодии происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает усваивать все большее количество названий предметов и действий, которые неоднократно ему показывали и называли. Достаточно 2—3 раза показать предмет и назвать его, как ребенок уже запоминает это название и на вопрос взрослого показывает на этот предмет или приносит его. Ребенку говорят: «Скоро придет мама», — он в ответ улыбается и смотрит на дверь, откуда обычно приходит мать. Ребенок подает газету отцу, услыхав, что он спрашивает: «Где газета?», хотя вопрос непосредственно к нему не относился. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие активной речи: при правильном воспитании дети много лепечут и в их лепете появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний. Лепет ребенка эмоционален, выразителен и сопровождает почти все его действия. Развивается и способность подражать слышимым звукам и легким словам. За полгода он накапливает примерно 30—40 слов. Но даже и те слова, которые ребенок уже умеет произносить, он использует еще редко, обычно в момент сильной заинтересованности. Новые слова весьма неустойчивы и поэтому легко затормаживаются в непривычных условиях. Ребенок обычно говорит только с близкими людьми и в хорошо знакомой обстановке. При правильном воспитании во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии речи ребенка: после 1 года 5—6 месяцев начинает бурно увеличиваться его словарный запас и к 2 годам малыш употребляет уже около 300 слов. В словаре ребенка к 2 годам имеются названия не только предметов и действий, но также их качеств. Новое в формировании речи ребенка во втором полугодии — это то, что он начинает говорить предложениями, сначала из двух, а затем из 3—4 слов. Возникновение предложений свидетельствует о развитии мышления. Ребенок начинает выражать словами взаимосвязь явлений. В этот период речь для ребенка становится средством общения только с окружающими его взрослыми, но не с детьми, так как дети еще плохо понимают друг друга. Ребенок обращается к взрослому, пользуясь речью как средством выражения своих желаний, делится впечатлениями. Слово взрослого становится средством воспитания, может изменить поведение ребенка, его эмоциональное состояние, направить на то или иное действие. С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей. По мере обогащения восприятия, накопления конкретных представлений об отдельных предметах и развития речи уже в самом конце первого года жизни ребенок делает первые обобщения. Сначала они основаны на внешних признаках предметов и явлений.


Барся, 17.06.06 12:37 Педагог из меня, как ни странно, хороший, когда дело касается чужих детей, а вот мамашка вышла так себе. Ну, работаю я больше, чем ребенком занимаюсь. А когда занимаюсь - напрягает меня одна вещь. Ребенок у меня - пацанский, вроде бы как и положено. Фанатеет от машин. Дело в том, что, например, книжки он смотрит только те, в которых машины нарисованы. Машины кладет с собой в кроватку и обнимает их. На улице смеется, когда проезжает большой грузовик. Правда, играет не только в машинки - и в домино, и в мозаику, и конструктор, и в магнитную азбуку. "Рисует" и просит рисовать только машины - пожарную, милицейскую, подъемный кран, грузовик и т.д. На прогулке обходит вокруг каждую машину, любовно трогая фары, колесики, двери, номер и т.д. В магазине, кроме машин, ничего не замечает, гладит их... Это что, деградирует мой ребенок, что ли? illen, 17.06.06 12:40 Не придумывайте себе проблемы Барся, 17.06.06 12:46 illen, то есть это нормально, да? Душечка, 17.06.06 13:31 увы, это нормально Solange, 17.06.06 13:33 Барся, мой сын тоже играет исключительно машинками. Правда, книги его увлекают с различными сюжетами и картинками. Шахерезада, 17.06.06 14:18 Барся, мне кажется все это проходящее. У Дальки 1,5 года бзык был на Винни-Пуха. Мультики только с ним, куда бы не пошли тащем с собой мишку, паззлы, одежда, посуда, все должно было быть с Пухом. А сейчас сдвиг на Барби. Все про Пуха забыли. Ну только что мульты с ним посматреть, а все осатльное только Барби. Муж ее перед моим днем рождением спрашивал: что мы маме подарим. "БАРБИ"! В общем теперь коллекционируем кукол) Tartan, 17.06.06 15:38 QUOTE Это что, деградирует мой ребенок, что ли?  Какие мы, мамашки, всё-таки, перлы иной раз выдаём и чем только на заморачиваемся. Барся, они почти все на чём-то зациклены в разные периоды жизни - то одно, то другое в эпицентре внимания и любви. Мне кажется, что маленькому ребёнку даже может сложно быть "разносторонее развитым" т.е. интересоваться всем вокруг в равной стeпени - нервишки ещё некрeпкие, нерная система легко перегружается, удержать большое кол-во информации и пережить слишком много эмоций сложно, поэтому "зацикливание" помогает им не разбрасываться и не перегрyжaть себя. Ну это я так просто рассуждаю, мне кажется, что это такая детская особенность. Мой брат, помнится мне, тоже именно вот на машинах был зациклен, даже сказки ему рассказывали вот такого типа: "Жили-были бабушка и дедушка и была у них внучка Маша. Вот поехала Маша в лес на машине жигули в лес за грибами да ягодами, а в лесу грязь, и Маша застряла. Пришлось ей идти в колхоз за трактором Беларусь, чтобы вытянуть машину" Клянусь - вот так и переиначивали ВСЕ сказки, по-другому он их просто не слушал. И лбимая книжка был журнал "Зa рулём" и марки машин и тракторов он все знал в двухгодовалом возрасте безошибочно. Могу сказать, что он точно не деградировавший дегенерат, совсем как раз наоборот. Ну машины, правда, до сих пор обожает, недавно вот себе новый джип купил . rikkuri, 17.06.06 17:47 Барся, скорее это деградация маминой фантазии. Евдокия, 17.06.06 21:22 Барся, в тему "Мама, машина едет! машина!" Вишневый_пряник, 17.06.06 23:14 Темыч тоже играет только в машинки....и в магазине выбирает исключительно машинки...а дома просто машиночный завал...или машинный в общем уже не соображаю как правильно склонять прилагательное МаринаS, 18.06.06 05:08 у нас тоже подобное было, да и сейчас есть в каком-то смысле, т.е. с ребенком ни о чем невозможно было говорить кроме любимой темы, излагаемой в двух словах, ничем не заинтересовать кроме того, что он сам себе выбрал на самом деле это тяжело, т.к. приходится таки слушать одно и тоже годами (особенно когда кроме ребенка практически никого не видишь) но судя по всему это типично и особенно для мальчиков Lisik, 18.06.06 06:08 Барся, а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал "Авторевю" Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что сейчас безлошадный). Перерастет. Лет в 6 пойдут биониклы и Человек-Паук ну и так далее, лет к 20 опять к машинам вернется rikkuri, 18.06.06 11:20 Ну приходится же от всех женчин слушать про роды-и ничего Барся, 18.06.06 13:28 Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой - и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, - "Помнишь?". То, что он говорит, можно перевести как "Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!" Ранетка, 18.06.06 13:49 Вот интересно, когда деть с младых ногтей увлекается ТОЛЬКО музыкой или рисованием, родители его тут же зачисляют если не в гении, то в вундеркинды. А если машинками, то это настораживает. милая, 18.06.06 16:07 О, у моего тоже такое было. Проходит-проходит, что ж делать то, мальчишки. А вот у сестры сын 1,5 года (с 1,5 до 3лет) зациклен на буковках-цифирках, по мне так это даже хуже - потому что несвоевременно увлекается знаками и символами , вместо настоящих предметов. Да и не проходит. Divo, 18.06.06 16:10 Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах Животный мир его совершенно не волнует. Мой двоюродный брат в детстве тоже был со странностями: играл только с палочкой. Она у него была и собачкой, и бластером, и машиной. Ничего - вырос, два высших, увлекся машинами. Pumpkin, 18.06.06 16:13 о - мой сыночек тоже просто спит и видит машины есть пример папы - так же бредил, в результате свой бизнес, связанный с машинами-перевозками Барся, 18.06.06 16:15 М-да... А мое педагогическое образование твердило мне, что ребенка следует ВСЕСТОРОННЕ развивать с младых ногтей. Что называется, "забудьте все, чему вас учили в школе". Так что Данилова, Жукова, Тюленев и еже с ними для меня больше не авторитет Gabi, 18.06.06 18:09 Увидела название темы и испугалась Мой Санчес уже не бредит машинами, у нас сейчас в фаворе Человек-паук, Бетман и лего-Бионикл (это при том,что ни мультов, ни фильмов про них он не видел ) . А машины стоят ,уж с полгода, пылятся... rikkuri, 18.06.06 23:25 Барся, всестороннее развитие не исключает личных интересов ребенка. Julia exquisita, 20.06.06 21:39 ЦИТАТА (Divo) Мой сын зациклен на поездах и железных дорогах Меня, признаться, это несколько настораживает, т.к. рисовать/лепить/вырезать Тимке не так интересно, как возить паровозы... Но моторику и навыки-то надо как-то развивать... Барся, 20.06.06 21:42 Выход один - рисовать\лепить\вырезать на соответствующую тему... Если бы вот он только это делал сам, а то ведь - "мама, рисуй подъемный кран" (это в переводе с детского)... Юла!, 21.06.06 09:02 QUOTE деградирует мой ребенок надо же такое про ребенка сказать (Вы меня извините, просто правда шокировала это фраза.. ) да ребенок просто правильно и нормально развивается в нужном ЕМУ направлении!!! такие вот интересы у ребенка! уважайте его интересы!!! мой сын тоже увлекается машинами и вообще всякой техникой с самого самого раннего младенчества , так это ж клево!!! и вовсе это не важно, что его мама больше интересуется с самого раннего детства и по сею пору природой животными и растениями , у человека свой путь! Solnishko, 21.06.06 09:32 У нас тоже ребенок увлекается машинками, поездами, тракторами, ну и разной там техникой. Когда у него спрашивают, что тебе подарить только машинка и все. Каждый раз когда мы с ним идем в магизин продуктовый, там есть большая витрина с машинками, так после кассы, мы обязательно должны подойти и все там рассмотреть и мне нужна эта, и эта, и эта, и так каждый раз. Мне кажется это нормальным, ребенок чем то увлечен, может было бы наоборот странным если бы ребенка ничего не интересовало. Ну кому то нравится играть с мягкими игрушками, кому то с куклами, кому то с машинками, что ж здесь странного. А когда мы идем куда-то то должны обязательно постоять на перекрестке или повороте и посмотреть как поворачивает машина, как машины поедут после светофора, а уж когда лужы на дорогах, это самое то, ему так любобытно наблюдать как машина переедет лужу, как брызги во все стороны, ух. Так что не зачикливайтесь, все с Вашим ребенком в порядке, ну нравится ему машинки. Как Вы видите многим мальчикам такого возраста они тоже интересны. ФОльга, 22.06.06 14:01 Барся, успокойтесь, все нормально. Я со своими проходила и со старшим и с младшим. Старший в свое время тоже был зациклен на машинах. В два года знал большинство марок популярных машин, даже без эмблемы мог марку назвать, а уж с эмблемой вообще труда не составляло. Я смотрела на него вот так . Книжки, журналы с машинами . В зоопарк в два года с ним ездили, бабушка потом спрашивает, расскажи что ты там видел? И чтоб вы думали он ответил? МАШИНЫ!!! (Когда с одной территории зоопарка на другую по мостику над дорогой нужно было переходить, он буквально застрял там, ну как же, столько машин, что еще нужно в зоопарке ). Потом года в 3,5-4 стало проходить, интерес стал переключаться на конструкторы, солдатики, пистолеты и пр. Интерес к машинам поугас. С младшим приблизительно тоже самое. rikkuri, 22.06.06 15:37 ФОльга, АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик) ФОльга, 22.06.06 16:18 ЦИТАТА (rikkuri @ 22 июн 2006, 16:37) ФОльга,      АГА! А прикинь, когда в зоопарке дичайшее количество народу, на мостике пробка и люди передвигаются по нему медленно-медленно, а мой чудик завис, рррррр би-би, ррррр би-би, ооо, басяя гэ (большой грузовик) Вот-вот, чего спрашивается в зоопарк пошли , ему б на автовыставку или просто туда где машин побольше-побольше . Мама Ната, 23.06.06 22:53 А мой ребенок "зациклен" на ... топтопах т.е. на туфлях преимущественно на маминых! Раньше просто носила их везде по двору или вставит ручку и ходит на четвереньках как будто ногами, а в посл. время !Одевает! на обе ноги да еще на каблуках и ходит и приговаривает постоянно топтооп! Мы уде всю обувь попрятали она найдет и НИ ЗА ЧТО тебе их не отдаст Если на улице останавливаемся поговорить с кем-нибудь Викуня обязательно покажет пальчиком на обувь всех присутствующих и свои покажет приговоаривая топтооп. В общем у нас дома уже все привыкли к этому пунктику нашего дитенка МаринаS, 23.06.06 23:32 кстати показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин так вот, чтобы поставить "чистый" эксперимент - "без воспитания" - дали игрушки шимпанзятам и они, как не странно, выбрали-таки "мальчики" машины, а "девочки" куклы уже не Маленькая, 29.06.06 07:25 Девочки, моя доча играет ТОЛЬКО машинами кукол мы игнорируем я не вижу в этом проблемы, сама все свое детство играла машинами, и вообще пацанкой была Ранетка, 29.06.06 09:20 МаринаS, QUOTE кстати  показывали тут передачу-исследование про различие мужчин и женщин так вот, чтобы поставить "чистый" эксперимент - "без воспитания" - дали игрушки шимпанзятам и они, как не странно, выбрали-таки "мальчики" машины, а "девочки" куклы  А что, это ж биологическая программа срабатала! Katyata, 29.06.06 10:17 ЦИТАТА (Lisik @ 18 июн 2006, 06:08) Барся,  а у меня муж такой все разговоры о машинах и журнал "Авторевю" Ладно еще сказки ему не рассказываем (все потому что  сейчас безлошадный). А у меня такой же сын. Только меня это не пугает, а ужасно смешит. Вот окружающих его реакции озадачивают, откуда ж им знать, что БА-БА - это все, что на колесах? Мы вот в поезде едем, а он у нас тут навесной, над шоссе, ребенок приходит в экстаз от количества машин и на весь вагон вопит БА-БААААААА, люди меня спрашивают, что с ним? А машинки у нас в ходу маленькие модельки, он их по четыре штуки носит с собой ВЕЗДЕ - в постель, за стол, в ванную, на прогулку. И никакими мягкими зверями не отвлечешь Зато благодаря машинкам он учится играть в другие игры, типа досок Сегена, и просто спектакли с их участием разыгрывать. Мне даже прикольно, я же в машинки не играла. Барся, 29.06.06 15:14 Я вот тоже стала учиться жить с его машинами. Сама-то в солдаты играла... Вот, научила его играть в "аварию" - восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю "бдыщ!". На очереди покупка коврика с дорожными знаками Может, что полезное выйдет из этого Latinique, 29.06.06 17:36 Ух, какое название Я себе сразу предствила юного моджахеда с гранатой Не пугайте, дамы MaKosh, 29.06.06 22:07 Мой сынуля машинки не любит ярко выраженных предпочтений пока нет, разве что открывать и закрывать все подряд - двери, книжки... Katyata, 02.07.06 08:58 ЦИТАТА (Барся @ 29 июн 2006, 15:14) Вот, научила его играть в "аварию" - восторга полные штаны, когда машины сталкиваются и я говорю "бдыщ!". А у нас любимая игра - в шлагбаум. Есть у нас маленький такой шлагбаум из его многоэтажного сервисного центра. Я - шлагбаум, то есть, я его тупо открываю и закрываю. Рон возит машины и поезда и озвучивает. Требует играть ежедневно по полчаса. Может быть, ему нравится, что там порядок и его нельзя нарушить? Он иногда даже пытается специально, и охотно выслушивает правила в десятый раз. Игрушка, 03.07.06 18:33 Барся, QUOTE Были вчера в зоопарке. Ну какой там зоопарк! Катание на мини-автомобилях, карусельке такой - и требование на следующий день показывать фотографии, на которых деть на этой карусельке запечатлен. Я ему и жирафа показываю, и слона, - "Помнишь?". То, что он говорит, можно перевести как "Да жираф, мама, жираф, машину мне покажи, где мальчик едет!" ой, не могу мимо пройти.. мне мой тоже говорит: мам, пойдем в зоопарк на мотоциклах кататься.... я как-то не особо за слона обиделась... лучше уж знать , на чем пацан "зациклен", чем потом искать, чем заинтересовать ребенка... Гульгена, 03.07.06 22:41 А у меня вопрос принципиальный: во что играли мальчики леттак 150-200 назад, когда этих машин не было? В лошадок? В войну? Катеныш, 05.07.06 16:34 у меня сыну 1,10, от машин тоже не оттащишь. Мы ему купили машину на аккамуляторе и он с первого раза сам поехал, и рулит правильно, самое главное понимает где право и где лево, научила!


У детей от 5—6 до 9—10 месяцев во время индивидуальных игр-занятий в первую очередь следует развивать понимание речи взрослого, формировать лепет и подражание простым слогом, а также развивать ползание. Если умений вставать к барьеру и ходить вокруг него ребенок не освоит в самостоятельной деятельности без помощи взрослого, то следует развивать их во время специальных игр-занятий. В плане индивидуальных игр-занятий следует указывать, какие занятия следует проводить с каждым ребенком. Развитие понимания речи взрослого и обогащение ребенка новыми впечатлениями. Основное условие развития понимания названий предметов и движений — совпадение слова, обозначающего данный предмет или движение, с их показом. С 5—6 месяцев необходимо развивать у ребенка умение находить взором называемый предмет и поворачивать голову в его сторону. Для того чтобы сосредоточить внимание ребенка на предмете, нужно назвать его. Во время занятий обращение с ребенком должно быть эмоционально окрашенным, следует называть его по имени. Чтобы больше заинтересовать ребенка, нужно проделывать различные действия с его игрушкой. На первых этапах дети легче и быстрее осваивают название предмета, если он всегда находится в определенном месте. Но не следует долго задерживаться в данной стадии. Занятия с одними и теми же приемами начинают надоедать ребенку и на вопрос, где находится тот или иной предмет, он перестает поворачивать голову в сторону называемого предмета. Следует менять его местоположение на глазах у ребенка, прятать его и производить с ним различные игровые действия.  Если какой-то ребенок проявляет интерес к ее действиям, нужно взять его на руки и провести с ним ту же игру-занятие. Возникшее у ребенка сосредоточение облегчает установить связь с называемой игрушкой. Когда ребенок понимает слово «дай», надо просить дать предмет, находящийся у него в руках. В занятиях по развитию понимания речи лучше использовать красочные звучащие и заводные игрушки, которые не были в пользовании у детей во время самостоятельной деятельности (куклы, игрушечные животные). Словесное обозначение предмета всегда должно быть одинаковым и доступным для подражания. Это будет способствовать развитию активной речи ребенка. Через некоторое время следует вводить в занятие новый предмет, чередуя его название с ранее освоенным. Методические приемы остаются те же. Для освоения названий нескольких предметов следует выбирать игрушки, контрастные по названию и внешнему виду (например, петушок и кошка, собака и кукла). Развитие понимания названия простых движений и действий с предметами. Для освоения названий движений и действий с предметами также важно, чтобы слово совпадало с моментом, когда ребенок сам проделывает это действие или движение или смотрит на то, что делает взрослый. На первом этапе легче и быстрее устанавливается связь слова с тем движением, которое ребенок часто проделывает сам по собственной инициативе (стучит рукой по руке — «ладушки», игрушкой об игрушку — «постучи»). Для детей 6—9 месяцев доступным являются уже те действия, которые определяются свойствами самих предметов, такие, как «покати мячик», «вложи шарик». Занятия по развитию понимания речи должны явиться также средством для получения детьми радостных и новых впечатлений, развития действий с предметами и сенсорного развития. Во время занятий следует говорить негромко, с различной интонацией, настойчиво побуждая ребенка ответить на обращение к нему. Ребенок должен не только слышать слоги, произносимые воспитательницей, но и видеть движение ее губ. Следует делать паузы между произнесением отдельных слогов и слов. Это способствует лучшему усвоению и воспроизведению звуков. Во время занятий по развитию речи в группе должно быть особенно тихо, чтобы дети слышали голос взрослого и собственные звуки. Игры-занятия по развитию элементарных действий с игрушками. Затем проделывает несколько раз эти действия рукой ребенка, а потом опять сама вынимает и вкладывает шарики и старается вызвать ребенка на подражание.


В процессе жизни и общения с родителями и воспитателями у детей очень рано начинают складываться разные взаимоотношения, формируется различное поведение и отношение к окружающим явлениям. В одних условиях дети ласковы, любят свою воспитательницу и очень привязываются к ней, радуются ее приходу, часто делятся с ней своими переживаниями. Увидев, что воспитательница ушиблась, дети подходят к ней, гладят ее с выражением сочувствия, заглядывают ей в глаза, проявляют стремление помочь («давай, я понесу»). Однако уже в этом возрасте возможно и противоположное отношение к воспитательнице — на каждое ее требование дети отвечают протестом, не хотят идти спать, отказываются одеваться на прогулку и т. д. Начинают складываться и различные отношения между детьми. В хорошо организованном коллективе дети привязываются друг к другу, радостно встречают ребенка, пришедшего после болезни, проявляют о нем заботу. В зависимости от условий воспитания очень различно и поведение детей. Одни умеют сдержать свои желания, спокойно подождать, пока воспитательница даст то, что они просят, настойчиво преодолевая затруднение, стремятся закончить начатое дело. Другие, наоборот, нетерпеливо кричат, требуя немедленного выполнения своего желания, беспомощно плачут при самом незначительном затруднении. Развиваются и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды. При правильном воспитании у детей на третьем году жизни появляется и эстетическое чувство. Они, например, с явно выраженным удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, еще и еще раз просят повторить хорошо знакомый стишок, сказку и слушают, следя не только за сюжетом, но и за звуковым сочетанием, ритмом, рифмой. Дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде: «Посмотри, какой красивый платок, дай его мне», «Как хорошо пахнет травка». Они морщатся, выражают неудовольствие при грубых, резких звуках, проявляют отрицательное отношение к грязному, неопрятному, поломанным вещам, игрушкам. «Не хочу эту куклу, у нее нет ручки». Дети начинают понимать комическое, например громко смеются при виде наряженной в платье танцующей дрессированной собачки. Изменяются поводы для эмоциональных переживаний. Дети радуются удачно сделанной постройке, очень довольны, если помогли малышу одеться, сердятся, когда им мешают играть, и т. д. Но это богатство эмоциональных проявлений, как и все сложное психическое развитие, которого достигает ребенок к 3 годам жизни, возможно лишь при определенных условиях жизни и воспитания.


Второй год жизни является периодом интенсивного физического развития ребенка, хотя и несколько замедленного по сравнению с первым годом. Повышается сопротивляемость организма, увеличивается длительность бодрствования. Ребенок второго года жизни очень много двигается: на секунду-другую присядет, затем постоит и снова ходит; руки у него обычно заняты какой-нибудь игрушкой. Ходьба ребенка примерно до 1 года 3—4 месяцев еще очень несовершенна: он не может пройти по прямой, делает много лишних движений, не в состоянии соразмерить свои движения; небольшие препятствия (спуски, неровности, подъемы) представляют для него затруднения. К 2 годам ходьба ребенка автоматизируется, но детям этого возраста очень трудно сохранять одну и ту же позу, сидеть или стоять. Они быстро устают от однообразных движений. Путем самостоятельных упражнений и под влиянием соответствующих указаний воспитательницы движения детей становятся более координированными (согласованными). Кроме самостоятельных действий, связанных с едой, раздеванием, одеванием, появляется умение разбирать и собирать игрушки, действовать кубиками, завертывать куклу в одеяло и т. д. Ребенок начинает правильно подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым и др. Лишние движения, не подкрепленные положительным результатом, постепенно угасают, а закрепляются только те движения, посредством которых ребенок достиг желаемой цели. Так, например, при виде бугорка или канавы он уже не поднимает ногу заранее, как было до года, а делает это движение, лишь приблизившись к препятствию. Происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. На втором году жизни он начинает различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам (цвету, форме, величине). Ребенок различает признаки и по слову, например большой, маленький. В процессе игры, еды, одевания восприятие предметов и явлений становится все более точным. Благодаря ориентировочному рефлексу и усиливающейся способности сосредоточиться развивается внимание детей. Маленького ребенка привлекает всякое изменение внешней обстановки: скрип двери, незнакомый человек в комнате, звук за окном, новая игрушка. Сначала он замечает наиболее яркое, движущееся, живое (самолет, машина, бегущая собака, кошка и др.), затем начинает дифференцировать, т. е. различать более тонкие перемены в окружающем его мире; сняли шторы, воспитательница надела другую косынку, на окно поставили новый цветок, покрасили кубики и т. п. Все это говорит об особой чувствительности, обостренности восприятия, особенно зрительного. И хотя внимание ребенка очень непроизвольно, поверхностно и он быстро переключается с одного предмета на другой, эти разнообразные ориентировочные реакции очень много дают для его умственного развития, для ознакомления с окружающей средой и ориентировки в ней. Ориентировочные реакции становятся более устойчивыми, длительными и в какой-то мере целенаправленными. Ребенок иногда уже подолгу смотрит на то, что привлекло его внимание, например на играющего котенка, а когда тот убегает, идет за ним, ищет его. Ребенок уже может внимательно в течение 6—8 минут рассматривать картинки, следить за движением на улице и т. д.


Вследствие того что во втором полугодии у ребенка формируется способность подражать и он начинает понимать речь взрослого, усложняются средства воздействия на ребенка в процессе его обучения. Начинают применяться такие приемы, которые вызывают у ребенка подражание и понимание речи взрослого. Речь воспитательницы в работе с детьми данного возраста должна быть использована не только с целью порадовать ребенка, но и как средство его обучения. Речь, сопровождающая показ действия или предмета, повышает интерес ребенка к занятию и усиливает его контакт со взрослым. Игра занятия, в которых ребенок второго полугодия должен освоить новые умения, так же как и с детьми первого полугодия первого года жизни, следует проводить индивидуально. На протяжении одного отрезка бодрствования нужно проводить с детьми индивидуальные игры-занятия по развитию подготовительных этапов речи, действий с предметами и некоторых движений. Частота и повторность занятий в течение одного отрезка бодрствования зависят от индивидуальных особенностей, уровня развития и активности ребенка. Если у ребенка новые умения образуются медленно, нужно повторять занятие в течение одного отрезка бодрствования и проводить его ежедневно. После того как умение сформировалось, следует усложнять занятие. Игры-занятия с детьми до 10—11 месяцев, так же как и в первом полугодии, должны проводиться там, где организовано бодрствование детей. В конце первого года жизни игры-занятия, требующие большей сосредоточенности внимания, следует проводить за столом так, чтобы ребенка не отвлекали действия других детей. В этом возрасте, когда формируются подготовительные этапы активной речи ребенка (лепет, подражание, потребность в общении), особенно важно, чтобы речь взрослого была богата различными интонациями, выражающими удивление, вопрос, радость и т. д. Все игры-занятия должны иметь эмоциональную окраску и носить игровой характер. Одним из показателей эффективности проводимых с детьми игр-занятий является использование ребенком в самостоятельной деятельности умений, освоенных в занятиях. Для этого во время самостоятельной деятельности дети должны пользоваться соответствующими игрушками, с которыми они могут проделывать аналогичные действия. В каждом отрезке бодрствования, кроме индивидуальных игр-занятий, нужно проводить 1—2 занятия с небольшой группой (6—8) детей. Для детей в возрасте до 9—10 месяцев в плане указывается перечень занятий для каждой возрастной подгруппы. Групповые занятия для детей старше 9—10 месяцев планируются по дням недели. Во время этих занятий дети закрепляют умения, которые они освоили в процессе индивидуального обучения, получают новые впечатления, проявляют радость и много двигаются. Для групповых игр-занятий хорошо использовать предметы и действия, с которыми дети познакомились в процессе индивидуальных занятий. Длительность групповых занятий зависит от внимания, заинтересованности, а также от степени и характера активности детей. Так, длительность показа, во время которого дети участвуют в действиях с игрушками, может быть больше, чем в том случае, если они являются только наблюдателями. Музыкальное занятие вследствие своей эмоциональности длится обычно больше, чем занятия, во время которых дети только наблюдают за движениями заводной игрушки. При организации игр-занятий с группой детей необходимо учитывать уровень их развития — наличие умений, которые позволят им активно участвовать в занятии. В каждый отрезок бодрствования проводится одно или два групповых занятия; каждое из них повторяют в течение недели несколько раз. Содержание занятий должно меняться по мере достижения поставленной цели и снижения заинтересованности детей.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика