Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Рахит - это заболевание детей грудного и раннего возраста, сопровождающееся нарушением обмена веществ, в первую очередь фосфорно-кальциевого, нарушением образования костей и расстройством функций всех ведущих органов и систем, главной причиной которого является дефицит витамина D и его активных метаболитов. Дефицит минерализации и размягчение трубчатых костей у детей дошкольного и школьного возраста называют остемаляцией. Остеопороз представляет собой разрежение структуры костной ткани и ее деминерализацию, за счет недостатка кальция в костной ткани. Причины заболевания рахитом Причинами и предрасполагающими факторами к возникновению рахита у детей являются. 1. Дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе, так как 90% эндогенно образующегося витамина D в организме синтезируется в коже под влиянием солнечного облучения. Доказано, что ежедневного пребывания на солнце в течение 1-2 ч с облучением лишь лица и кистей достаточно для поддержания нормального уровня метаболита витамина D в крови в течение недели. 2. Пищевые факторы: установлено увеличение частоты и тяжести рахита в группах детей: 1) находящихся на искусственном вскармливании неадаптированными смесями, в которые, в частности, не добавлен витамин D; 2) длительно находящихся на молочном вскармливании с поздним введением прикормов, при неполноценном питании матери; 3) получающих, главным образом, вегетарианские прикормы (каши, овощи) без достаточного количества животного белка (желток куриного яйца, мясо, рыба, творог), масла. 3. Недоношенность, которая предрасполагает к рахиту. Это обусловлено тем, что наиболее интенсивное поступление кальция и фосфора от матери к плоду происходит в последние месяцы беременности, и ребенок менее 30 недель гестации уже при рождении имеет остеопению - снижение массы костной ткани. В то же время при более быстрых темпах роста, чем у доношенных детей, недоношенным требуются большие количества кальция и фосфора в пище. Также следует отметить, что нерациональные питание и режим жизни беременной могут привести к меньшим запасам витамина D, кальция и фосфора при рождении и у доношенного ребенка. 4. Синдром мальабсорбции, например, при целиакии, при котором нарушается всасывание питательных веществ в кишечнике. Недостаточная активность лактазы также способствует нарушению утилизации пищевых ингредиентов. 5. Хронические заболевания печени и почек, которые приводят к снижению интенсивности образования активных форм витамина D. 6. Экологические факторы. Избыток в почве, а значит, и в воде, продуктах питания стронция, свинца, цинка и других металлов приводит к частичному замещению ими кальция в костях и способствует развитию рахита. 7. Наследственные аномалии обмена витамина D и кальциево-фосфорного обмена. 8. Наследственные аномалии обмена веществ (цистинурия, тирозинемия и др.). 9. Полигиповитаминозы. 10. Хронические инфекционные процессы. 11. Недостаточная двигательная активность вследствие перинатальных повреждений нервной системы или отсутствия в семье элементов физического воспитания (массаж, гимнастика и др.). Дефицит витамина D приводит к уменьшению синтеза кальцийсвязывающего белка, который обеспечивает транспорт ионов кальция через кишечную стенку. Снижение уровня кальция в крови активизирует деятельность околощитовидных желез и вызывает гиперпродукцию паратгормона, действие которого направлено на поддержание постоянного уровня кальция в крови. При этом паратгормон мобилизует выведение неорганического кальция из костей, снижая одновременно реабсорбцию фосфора в почках. Нарушаются окислительные процессы, кроме того, происходит вымывание солей из образовавшейся костной ткани. Кости становятся мягкими, легко деформируются. В зонах роста происходит разрастание неполноценной остеоидной ткани. Развивающийся ацидоз вызывает функциональные нарушения ЦНС и внутренних органов. Снижается иммунологическая защита, что способствует частым заболеваниям, более затяжному их течению. Принята следующая классификация: 1) по периоду болезни (начальный, разгара, репарации, остаточных явлений); 2) по тяжести процесса (легкая, средней тяжести и тяжелая); 3) по характеру течения (острое, подострое, рецидивирующее). Симптомы рахита у детей Первые симптомы появляются чаще всего на 2-3 месяце жизни. У ребенка возникают беспокойство, пугливость, раздражительность, капризы, снижается аппетит, нарушается сон (становится поверхностным), отмечается вздрагивание при громком звуке, внезапной вспышке света. Усиливается потливость, главным образом во сне и при кормлении, наиболее сильно потеет волосистая часть головы. Пот имеет неприятный кислый запах, раздражает кожу, вызывая зуд. Ребенок постоянно трет голову о подушку, в результате чего появляется облысение затылка. Рентгенологические изменения костей обычно отсутствуют. Могут выявляться мышечная гипотония, запоры, небольшая податливость краев большого родничка. Начальный период рахита длится от 1,5 недели до 1 месяца, далее нелеченный рахит переходит в следующий период болезни - период разгара. В этот период имеются отчетливые изменения со стороны скелета и признаки нарушения функций внутренних органов. К мягкости и податливости краев родничка и швов присоединяется размягчение плоских костей черепа - краниотабес. Затылок уплощается, голова становится асимметричной. Происходит деформация грудной клетки. За счет усиленного образования остеоидной ткани появляется утолщение на границе костной и хрящевой части ребер - так называемые рахитические «четки»; усиливается кривизна ключиц; грудная клетка с боков сдавливается. Передняя часть грудной клетки вместе с грудиной несколько выпячивается вперед, возникает «куриная», или «килевидная», грудь. На уровне прикрепления диафрагмы появляется западение - гаррисонова борозда. Увеличивается кривизна спины (рахитический кифоз). К более поздним изменениям относятся деформации длинных костей. В результате деформации эпифизов образуются утолщения - «рахитические браслеты», особенно выраженные в области предплечий и голеней. Утолщаются также фаланги пальцев, возникают так называемые «нити жемчуга». Чаще всего ноги искривляются О-образно, реже - Х-образно, одновременно и плоскостопие. Большой родничок закрывается только в возрасте 1,5-2 лет и позже. Прорезывание зубов происходит с опозданием, идет непоследовательно, нарушается прикус. Очень часто бывают дефекты эмали и кариес молочных, а затем и постоянных зубов. Характерными для рахита являются также мышечная гипотония и слабость связочного аппарата. Больные дети в положении на спине легко притягивают ногу к голове, даже кладут стопу на плечо (симптом «перочинного ножа»). Вследствие дряблости мышц брюшной стенки формируется так называемый «лягушачий живот»; почти всегда имеется расхождение мышц живота. При тяжелом течении рахита могут быть деформации таза, ведущие к уменьшению его размеров - плоский рахитический таз. Затормаживается формирование статических и динамических функций, дети позже других поднимают голову, садятся, встают и ходят. При рахите тяжелой степени возникают расстройства деятельности печени, желудочно-кишечного тракта, белкового, жирового обменов, наблюдается недостаток витаминов группы В, а также витаминов А, С, Е, меди, цинка, магния. Деформация грудной клетки и гипотония дыхательных мышц приводят к нарушению легочной вентиляции, вследствие чего больные рахитом предрасположены к воспалению легких. Из других отклонений от нормы следует отметить увеличение лимфатических узлов, селезенки. В период выздоровления у ребенка наблюдается уменьшение признаков рахита (расстройства нервной системы, мягкость костей, снижение тонуса мышц, анемия и др.), восстанавливается концентрация фосфора в крови. Период остаточных признаков диагностируют спустя 2-3 года, когда нет ни признаков активного рахита у детей, ни лабораторных отклонений от нормы показателей минерального обмена, хотя остаются последствия перенесенного рахита в виде деформаций костей грудной клетки, мышечной гипотонии. Рахит у глубоко недоношенных детей Предрасполагающими факторами, кроме низкой массы тела, являются: неблагоприятные условия внутриутробного развития, приводящие к дефициту массы тела, недостаточная минерализация костной ткани на момент рождения. Симптомы рахита у недоношенных детей Признаки: краниотабес, размягчение костей черепа и его деформации, умеренно выраженные рахитические «четки», переломы ребер. Главную роль играет тщательно собранный анамнез и внимательный осмотр ребенка. Для диагностики периода и течения рахита выявляют в крови уровень кальция, фосфора, активность щелочной фосфатазы, делают рентгенограмму запястья определяют экскрецию кальция и фосфора с мочой. Соотношение между уровнями кальция и фосфора в сыворотке крови в норме равно 2 : 1, в период разгара рахита повышается до 3 : 1-4 : 1. При рахите имеются характерные изменения на рентгенограмме костей. Диагноз рахита легкой степени (I) ставят на основании наличия изменений, характерных для начального периода рахита. Рахит средней степени тяжести (II) обусловливается средневыраженными изменениями костной системы и внутренних органов. Рахит III степени (тяжелый) выявляют при обнаружении у ребенка выраженных нарушений костной структуры, тяжелых патологий нервной системы и внутренних органов, тяжелой анемии, которые тормозят физическое и психомоторное развитие. Острое течение рахита определяется наличием неврологических симптомов, симптомами размягчения костной ткани, чаще наблюдается у недоношенных детей и детей первого полугодия жизни. При подостром течении выражены признаки остеоидной гиперплазии (избыточного образования остеоида). Развитие заболевания идет медленно, чаще наблюдается у детей второго полугодия жизни (при рахите череп поражается в первые 3 месяца жизни, деформация грудной клетки возникает, как правило, в 3-6 месяцев, а деформация нижних конечностей, возникает в возрасте, когда ребенок начинает стоять и ходить). Рецидивирующее (волнообразное) течение характеризуется чередованием периодов улучшения и обострения процесса. Лечение рахита у детей Необходимо комплексное лечение рахита. Различают неспецифическое и специфическое лечение, включающее УФО и введение препаратов витамина D. Большое значение имеют рациональное питание (преобладание в пище продуктов, богатых витаминами, минеральными веществами, в частности кальцием), достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж и гимнастика. Специфическое лечение рахита проводят препаратами витамина D. В начальном периоде рахита у доношенного ребенка, находящегося в благоприятных условиях быта и питания, в качестве специфического лечения достаточно назначить цитратную смесь и водный раствор витамина D2. После достижения терапевтического эффекта лечебную дозу витамина D заменяют профилактической, которую ребенок получает ежедневно в течение первых двух лет. Лечение витамином D проводится под контролем пробы Сулковича (исследование мочи на содержание кальция). Лечение витамином D в некоторых случаях сочетают с применением препаратов кальция и фосфора (глицерофосфат и глюконат кальция, фитин), назначением витаминов группы В, С, цитратной смеси или сока лимона. Важной частью лечения являются лечебная гимнастика, массаж, солевые и хвойные ванны, которые нормализуют деятельность нервной системы, стимулируют обменные процессы в костях и мышцах. Профилактика рахита должна проводиться еще до рождения ребенка (антенатальная профилактика). Неспецифическая профилактика в этот период состоит в следовании режиму дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе и двигательной активностью, сбалансированной диете, предупреждении и лечении заболеваний, гестозов и невынашивания беременности. Пища беременной женщины должна быть полноценной в отношении количества килокалорий, белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов. Специфическую профилактику целесообразно проводить в последние 3-4 месяца беременности. Суточная потребность беременной в витамине Д составляет 400 МЕ. Витамин D не рекомендуется назначать при возрасте матери старше 35 лет, а также при заболевании сердечно-сосудистой системы. Это может способствовать избыточному отложению кальция в плаценте и привести к внутриутробной гипоксии плода, преждевременному закрытию родничка у ребенка, способствовать развитию у матери атеросклероза. Постнатальная профилактика рахита начинается с первых дней жизни: естественное вскармливание со своевременной его коррекцией, правильная организация смешанного и искусственного вскармливания при недостаточном количестве или отсутствии грудного молока у матери, прогулки, ежедневный массаж и гимнастика, закаливание. Специфическую профилактику рахита начинают с 3-недельного возраста (у недоношенных - с 10-14 дня жизни), назначают витамин D по 500 МЕ в день в течение первых двух лет жизни (осенний, зимний и весенний периоды) в сочетании с назначением витаминов С, В1 и В2, В5 на 2 недели в месяц. Назначение витамина D чередуется с курсом УФО (15-20 сеансов 2 раза в год). После этого делается перерыв на 3-4 недели.


Грудных детей до достижения 3-месячного возраста по возможности надо подкармливать только грудным молоком. Особенно важно придерживаться этого правила в течение первого месяца. В крайнем случае, если нет иного выхода, ребенка в возрасти до 6 недель надо подкармливать грудным (донорским) молоком, смешанным пополам с коровьим молоком; детей старше 6 недель уже можно подкармливать смесью коровьего и грудного молока в соотношении 2:1. Если ребенок в течение первых 3 месяцев жизни не нуждался в подкармливании, то кормление грудью лучше дополнить овощами, а не коровьим молоком. Ребенка надо подкармливать только в соответствии с назначением детского врача. Количество добавочного питания определяется следующим образом; если, слабый грудной ребенок потребляет в сутки 400 г материнского молока, это количество надо увеличить до 450 г в сутки. В последующем через каждые 2—3 дня количество добавочного питания следует постепенно увеличивать до тех пор, пока ребенок не начнет прибавлять в весе. Ври соблюдении этого правила ребенок становится крепче, сосет хорошо и хорошо прибавляет в весе, так что в большинстве случаев подкармливание становится ненужным уже через 2—3 недели. При подкармливании ребенка, который хорошо сосет, надо придерживаться следующего правила: если ребенок сосет 4 раза в день, то его надо подкармливать только один раз, а если сосет 3 раза в день, то подкармливать следует 2 раза. Ребенка надо подкармливать сразу после кормления грудью; при больших интервалах между кормлением грудью и подкармливанием ребенок получает пищу 10 —12 раз в день вместо 5—6 раз, желудок его не отдыхает. Кроме того, нарушается и ритм кормления грудью, ребенок будет сосать грудь вяло, лениво, так как еще не проголодался после недавнего подкармливания. В качестве дополнительного питания детям раннего грудного возраста обычно дают сцеженное женское молоко. Непосредственно перед кормлением мать сцеживает молоко из одной груди бутылочку со сцеженным молоком ставит в сосуд с теплой водой. После того как мать покормила ребенка, она взвешивает его, и если он недостаточно высосал молока, дает ему нужное количество сцеженного молока. Если ребенок высосал достаточное количество молока, сцеженное молоко сохраняется до следующего кормления. Неиспользованное сцеженное молоко надо сразу остудить (закупорив хорошо бутылочку, чтобы в нее не попала вода и инфекция) и хранить до употребления в прохладном месте. Предварительно посоветовавшись с врачом, питание грудного ребенка в возрасте 4—6 недель надо дополнить овощами и фруктами; ребенку можно давать яблоки, груши, персики, морковь и помидоры в виде кашицы или сока. Многие матери неохотно дают грудному ребенку сырые овощи и фрукты, опасаясь, что у ребенка будет понос. Овощи и фрукты являются цепным дополнительным питанием, и организм ребенка нуждается в них. В овощах и фруктах содержится большое количество витаминов; овощи и фрукты отлично дополняют кормление грудью, хотя ими и нельзя возместить недостающее количество грудного молока. Ребенок может заболеть лишь в том случае, если ему дать слишком много овощей или фруктов или если овощи и фрукты плохо вымыты. Если ребенку нравятся овощи а фрукты, количество их надо постепенно увеличивать до 5—6 чайных ложек в день. Трехмесячному ребенку уже можно дать одно целое яблоко или помидор в день, разделив его на две равные части. Если ребенку не нравятся овощи или фрукты, не надо принуждать его есть. Можно попытаться слегка подсластить сахаром овощной или фруктовый сок. Обычно надо сделать перерыв на несколько дней, после которого дети, как правило, охотно принимают овощи или фрукты. Кашицу или сок из них также надо слегка подогреть. Любое дополнительное питание для грудного ребенка надо слегка подогревать. Этого правила надо строго придерживаться, в особенности зимой. Фруктовый (овощной) сок нужно подогревать не на открытом огне, а в бутылочке, помещенной в сосуд с теплой, но не слишком горячей водой. Надо следить и за чистотой сосуда с водой.


Едва грудному ребенку исполнится несколько месяцев, как некоторые матери начинают его кормить лишь слегка протертой пищей, приготовленной для взрослых членов семьи. Пища для взрослых может вызвать у грудного ребенка тяжелый понос. Дети, получающие такую пищу, одутловаты, бледны, вид их болезненный. Мать в недоумении, почему ребенок плохо развивается, ведь она дает ему «все, что нужно». Организм грудного ребенка очень плохо усваивает непротертую или недостаточно протертую пищу, и пища выделяется кишечником в непереваренном виде. Ребенок остается голодным. При приготовлении пищи для грудного ребенка надо особенно тщательно соблюдать чистоту, так как некоторые бактерии, являясь безвредными для взрослых, могут вызвать тяжелые заболевания у грудных детей. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду (кружку, миску, тарелку, ложку, ситечко, терку и т. д.); этой посудой ни коем случае не должны пользоваться взрослые члены семьи или остальные дети. Посуду грудного ребенка надо ежедневно кипятить. Детскую посуду надо мыть очень тщательно и отдельно от посуды, которой пользуются взрослые. Лучше всего, если для мытья детской посуды имеется отдельная миска. Детскую посуду после мытья нельзя вытирать; когда горячая вода стекла с посуды, ее следует завернуть в чистое кухонное полотенце (выделенное специально для этой дели) и непосредственно перед употреблением обдать ее кипятком. Сосуд с детским питанием нельзя ставить прямо на плиту, так как пища будет очень горячей или станет более густой, чем нужно. Миску или стакан с детским питанием надо поставить в кастрюлю с водой и после этого греть на плите. Нужно следить, чтобы вода из кастрюли не попала в сосуд с едой. Грудного ребенка лучше всего кормить с обычной чайной ложки, если ее края не острые, а кончик закругленной формы. Такой ложкой можно кормить как новорожденного, так и детей до 3-летнего возраста. Грудного ребенка легче приучить пить из стакана, если его верхний край слегка изогнут снаружи. Лучше пользоваться узким стаканом, так как жидкость из него поступает равномерной, тонкой струей. Ребенку трудно пить из широкого низкого стакана, в особенности если его верхний край вогнут внутрь. Надо следить, чтобы стеклянная посуда была без трещин и зазубрин. Дети обычно привыкают к определенной миске, кружке или стакану и иногда не хотят есть из другой посуды. Мать должна считаться с этой привычкой ребенка. Если не прибегать к принуждению, ребенка со временем можно легко приучить пользоваться и другой посудой. Но возможности не надо пользоваться металлической, алюминиевой, или эмалированной посудой. Такая посуда не бьется хорошо переносит кипячение, но ее очень трудно содержать в чистоте (на ее стенках не всегда видна грязь), ее края могут деформироваться, а пища в ней остывает быстро. С эмалированной посуды легко откалывается эмаль, стенка в этом месте ржавеет и в пищу ребенка могут попасть вредные, токсические вещества. Еще один недостаток «небьющейся» посуды именно в этом ее качестве. Ребенок привыкает бросать эту посуду, так как она не бьется. Ребенок должен усвоить — стакан или миску нельзя бросать, потому что посуда может разбиться.


Адаптированная молочная смесьДетские молочные смеси для искусственного вскармливания, которые выпускаются в продажу, всегда соответствуют требованиям ГОСТа и одобрены Институтом питания. Это относится к смесям и старого, и нового поколения. С другой стороны, меняются стандарты качества, совершенствуются технологии производства, поэтому современные смеси по своему составу лучше соответствуют физиологическим потребностям грудного ребенка, учитывают особенности пищеварения и обмена веществ. Наиболее часто смеси для искусственного вскармливания изготавливаются на основе коровьего или козьего молока, которые значительно отличаются от грудного молока. Современные технологии в детском питании позволяют приблизить формулу молочных смесей к составу женского молока по большинству компонентов: белковому, углеводному, жировому, витаминному, минеральному. Белок в современных адаптированных смесях приближается к таковому в грудном молоке (0,8-1,2 г/100 мл) и составляет 1,2-1,6 г/100 мл смеси, а его состав приближен к составу женского молока. Это позволяет избежать негативного влияния избытка белка на пищеварительный тракт и почки малыша. В смесях старого поколения белок составлял более 1,8 г/100 мл. Важным этапом адаптации молочных смесей к женскому молоку является оптимизация минерального состава и обогащение витаминами. Смеси старого поколения содержали минеральные вещества (натрий, кальций, магний, фосфор) в объеме, превышающем потребность детского организма. Оптимальная по составу минеральных веществ смесь нового поколения снижает нагрузку на почки, определяет правильное развитие костно-мышечной системы. В максимально адаптированных смесях добавлены нуклеотиды. Это вещества, являются материалом для построения РНК и ДНК клеток, они ускоряют рост и развитие органов и систем организма. Они способствуют росту нормальной микрофлоры кишечника, а также созреванию иммунной системы малышей. Для здорового развития малышам нужно много полиненасыщенных жирных кислот, которые играют важную роль в формировании головного мозга, сетчатки глаза и функционировании клеток. Они лучше всего усваиваются, если естественным образом содержатся в том молоке, на основе которого была создана молочная смесь. Если молоко было ими искусственно обогащено - усвоение идет хуже. Некоторые европейские производители детского питания считают, что молочные смеси лучше делать на основе экологически чистого молока. У него есть несколько важных преимуществ: такое молоко обладает сбалансированным от природы составом и содержит до 3-4 раз больше полиненасыщенных жирных кислот. Секрет экологически чистого молока прост: его дают коровы, которые 220 дней в году проводят на экологически чистых пастбищах, питаются травой и сеном, пьют чистую воду и дышат чистым воздухом. Такое молоко производится только на фермах, сертифицированных для производства экологически чистой продукции, под строгим контролем. Определить, является ли молочная смесь экологически чистой, поможет значок BIO на упаковке, гарантирующий мамам и малышам экологическую чистоту продукта. С целью улучшения углеводного компонента, в молочную смесь добавляют лактозу (молочный сахар), т.к. ее концентрация в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Лактоза необходима для улучшения процессов пищеварения, развития в пищеварительном тракте лакто- и бифидобактерий, усвоения минеральных веществ (магния, кальция) и пр. Допустима частичная замена лактозы декстринмальтозой (смесь различных моно-, ди- и полисахаридов, получаемая в результате расщепления крахмала), которая также хорошо усваивается организмом и оказывает положительное влияние на микрофлору кишечника. Другие углеводы - глюкоза, фруктоза, сахароза - нежелательны в качестве компонентов заменителей грудного молока для детей первого полугодия жизни (хотя и могут присутствовать в составе некоторых смесей), так как усиливают процессы брожения и газообразования в кишечнике, могут вызвать развитие аллергии, приучают малышей к более сладким продуктам, тем самым, нарушая регуляцию гормона инсулина. Не рекомендуется также добавление в молочную смесь для детей первого полугодия жизни собственно крахмала в качестве углеводного компонента, способствующего лучшей насыщаемости. Активность амилазы - фермента, расщепляющего крахмал, достигает значительного уровня только после трех-четырех месяцев жизни. Раннее введение смесей, содержащих крахмал, в рацион питания ребенка приведет к нежелательным явлениям со стороны желудочно-кишечного тракта (учащенный стул, повышенное газообразование и колики). Заменители женского молока могут быть сухие (требуют разведения перед употреблением) и жидкие (готовы к употреблению), в свою очередь, и сухие и жидкие смеси могут быть пресные и кисломолочые. В первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительно назначать пресную смесь, а в последующем можно сочетать пресные и кисломолочные смеси в равной пропорции. Правильное сочетание пресных и кисломолочных смесей в рационе ребенка может предотвратить функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. При выборе молочной смеси обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Учитывая возраст ребенка, индивидуальные особенности его организма, степень адаптированности смеси, специалист определит, в каком количестве и как часто надо давать смесь малышу. Молоко в принципе должно быть сбалансированным и иметь оптимальный состав для каждого возрастного этапа развития малыша. Молоко снабжает малыша кальцием, фосфором, витаминами А и В2, белком и целым рядом других полезных веществ. Но из-за обилия белка и минеральных веществ малышам до 1 года трудно его усваивать, к тому же оно часто вызывает аллергию. В первое полугодие жизни ребенку обычно прописывают высоко адаптированные молочные смеси. Это смеси так называемой первой степени адаптации. Существуют также и частично адаптированные смеси. В них отсутствует молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, а в качестве углеводного компонента используются наравне с лактозой сахароза и крахмал. Другая группа – это обладающие меньшей степенью адаптации казеиновые смеси. Они также изготовлены из коровьего молока, но основной белок в них - казеин. Смеси на казеиновой основе чаще всего предназначены для младенцев, склонных к срыгиванию. Со второго полугодия жизни малышам назначают так называемые последующие смеси, которые по своему питательному составу, более высокому содержанию белка, витаминов, минеральных солей и микроэлементов отвечают возросшим потребностям организма ребенка. Для здоровых детей с небольшими функциональными нарушениями пищеварительной системы выпускаются специальные смеси с загустителями. В качестве загустителей в них используется крахмал или камедь рожкового дерева. Такие смеси улучшают процесс пищеварения, помогают уменьшить срыгивания и избавиться от запоров. Особая группа детского питания - специализированные смеси лечебного назначения. Существуют заболевания, при которых полноценное питание малыша невозможно без применения смесей с лечебными свойствами. Лечебные смеси предназначены для недоношенных детей или с дефицитом веса, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих обильными срыгиваниями, болями в животе, постоянно неустойчивым стулом и т.д. Количество отдельных компонентов в таких смесях либо увеличено, либо уменьшено. К ним относятся, например, высокобелковые или высокожировые смеси, смеси с измененным жировым составом. Практический совет мамам: Чтобы избежать комочков при приготовлении молочной смеси нужно, чтобы вскипяченная вода остыла. Порошок смешивается с водой лучше и легче, если температура воды составляет примерно 50°C или немного меньше. Если смесь соединить со слишком горячей или холодной водой, она превратится в слипшуюся массу. 40°C-50°C – это оптимальная температура воды, при которой смесь получается без комочков, вы можете держать бутылочку в руке и она приятно теплая. Еремеева Алина Владимировна врач-педиатр, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, доцент ММА им. Сеченова, эксперт компании HiPP.


Кисло-молочные смеси приготавливают из коровьего молока с использованием чистых культур молочнокислых бактерий или «грибковой» закваски. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, створаживают белки молока Нежными хлопьями и тем самым улучшают процессы пищеварения. Кисло-молочные продукты полезны в питании детей раннего возраста, так как они усваиваются лучше, чем обычное коровье молоко. Ценным является свойство кисло-молочных продуктов уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять болезнетворные микробы. Вот почему эти смеси полезны детям с неустойчивым стулом. Недоношенные дети с первого месяца жизни нуждаются в некоторых пищевых добавках, содержащих витамины, минеральные соли, микроэлементы, органические кислоты и т. д. Это необходимо для профилактики рахита и малокровия, которые нередко развиваются у детей первых месяцев жизни при любых погрешностях в питании и режиме. В таких пищевых добавках особенно нуждаются дети, получающие донорское молоко, а также заменители грудного молока. С 3—4-недельного возраста недоношенным детям дают натуральные овощные и ягодные соки. Начиная с 3—5 капель, ежедневно увеличивают количество их до 1—2 чайных ложек, к двухмесячному возрасту ребенок должен получать 20 миллилитров сока, в 3—4 месяца — до 30 миллилитров и к концу первого полугодия жизни — 50 миллилитров. Соки дают после еды с питьем или в чистом виде. Перед едой соки давать не следует, так как содержащийся в них сахар может снизить аппетит. Прежде всего рекомендуется яблочный, вишневый и черносмородиновый сок, с 2 месяцев — сливовый, абрикосовый, свекольный, гранатовый, с 3 месяцев — томатный, малиновый, цитрусовые. Иногда при употреблении какого-либо сока у ребенка может появиться сыпь или участиться стул. В таких случаях нужно заменить сок другим. Чаще других побочное действие оказывают соки цитрусовых (лимонный, апельсиновый, мандариновый), а также клубничный. Виноградный сок нередко вызывает усиленное брожение в кишечнике, вздутие живота, поэтому детям до 1 года давать его не рекомендуется. Вишневый, гранатовый, черносмородиновый соки содержат дубильные вещества и действуют закрепляющее. Они полезны детям с неустойчивым стулом. Детям со склонностью к запорам рекомендуется давать сливовый, морковный и свекольный соки. В питании детей можно использовать и готовые консервированные соки, выпускаемые промышленностью для детского питания. В возрасте 3 месяцев детям дают яблочное пюре. Начинают с 7г чайной ложки, постепенно увеличивают порцию до 30 граммов в возрасте 5 месяцев и 50 граммов — во втором полугодии. Яблочное пюре содержит витамины, минеральные вещества, оказывает благоприятное действие на работу кишечника, приучает ребенка к густой пище. Можно делать пюре из других фруктов — вишни, груши, сливы. Детям, страдающим запорами, рекомендуется пюре из чернослива от 2 до 4 чайных ложек в зависимости от возраста ребенка. В питании детей можно использовать консервированные фруктовые торе, выпускаемые нашей промышленностью для детского питания.


Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Оно полностью удовлетворяет впервые 4—5 месяцев жизни его потребности в белках, жирах, углеводах и наиболее приспособлено к деятельности его пищеварительного тракта. Хотя количество белка в грудном молоке невелико, качественный состав его таков, что высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Расщепление жира происходит при участии специального фермента — липазы. Грудное молоко содержит довольно много жира, однако 50 % его подвергаются расщеплению в полости желудка за счет липазы самого молока и только половина полученного с молоком жира расщепляется в кишечнике ребенка под воздействием его собственной липазы. Вскармливание молоком матери называется естественным вскармливанием. Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов (стерильное) молоко. С грудным молоком, кроме питательных веществ, ребенок получает антитела и ферменты, поэтому ребенок, вскармливаемый молоком матери, значительно реже заболевает и легче переносит инфекционные болезни. В первые дни после рождения ребенка из груди матери выделяется так называемое молозиво. Состав молозива постепенно меняется и с 5—6-го дня начинает уже выделяться молоко обычного состава; примерно к этому же времени увеличивается и его количество.


Осторожно, ранний прикорм!Конечно, каждой маме хочется дать своему малышу все самое вкусное и полезное. Именно поэтому родители начинают потчевать своего кроху соками и разнообразными «пюрешками» чуть ли не с месяца. Но ранний прикорм таит в себе много опасностей для здоровья малыша. Природою создан уникальный продукт для вскармливания новорожденных детей - грудное молоко. Оно полностью удовлетворяет потребности новорожденных в питании. И что немаловажно, организм новорожденного очень хорошо приспособлен для усвоения грудного молока. Но ребенок растет и приходит момент, когда подросшему малышу уже нехватает питательных веществ грудного молока, и его уже нужно приобщать к пище "взрослых". Иными словами вводить прикорм - новые для грудного ребенка продукты, которые постепенно заменяют кормление грудным молоком или молочной смесью. Когда? Специалисты в области детского питания и педиатры считают, что прикорм нужно вводить в возрасте 4-6 месяцев. Многие научные исследования, а также большой практический опыт,накопленный к настоящему времени по вопросам детского питания, позволили достаточно четко обосновать эти рекомендации. Именно в этом возрасте питание только грудным молоком уже перестает полностью удовлетворять потребности ребенка, и, примерно, к этому возрасту начинают созревать многие функции организма, участвующие в усвоении новых продуктов питания. Так к 3-4 месяцам повышается выработка соляной кислоты в желудке, активизируются пищеварительные ферменты. В этом же возрасте уменьшается проницаемость слизистой кишечника для крупных молекул, которые могут вызывать аллергические реакции, увеличивается выработка местных иммунных факторов защиты. К 4-5 месяцам у ребенка появляется готовность к жевательным движениям и приему пищи с ложки, постепенно угасает рефлекс "выталкивания" густой пищи языком, созревают механизмы, обеспечивающие глотание густой пищи. В связи с этим ясно, что до 4-х месяцев организм ребенка просто не готов для усвоения другой пищи кроме грудного молока (или молочной смеси), да она ему, в большинстве случаев, и не нужна. Достаточно часто раннее введение прикорма (в 3-4 месяца) вызывает неблагоприятные реакции со стороны физиологически неготового организма ребенка. Наиболее часто наблюдаются дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Хорошо, если эти реакции будут кратковременными и нетяжелыми. Но бывают ситуации, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы, и тогда ребенку потребуется довольно длительное время для восстановления нарушенных функций, и необходимо будет лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма является возникновение аллергии. Ее развитию способствуют высокая проницаемость кишечной стенки для крупных молекул, незрелость пищеварительных ферментов и иммунной системы. В ряде случаев аллергическая реакция бывает нетяжелая и кратковременная в виде кожной сыпи. Но иногда раннее введение нового продукта провоцирует развитие длительно текущих и трудно поддающихся лечению аллергических заболеваний, например, атопического дерматита – хронического воспаления кожи аллергической природы, бронхиальной астмы и др. Аллергия вызывает целый комплекс текущих неблагоприятных процессов в организме ребенка. Особенно страдает незрелая иммунная система, имеющая очень важные функции в организме: она отличает свои клетки от чужих, формирует приспособление организма к пище и среде обитания, защищает организм от поврежденных и опухолевых клеток и от инфекций. При ранних аллергических реакциях нарушается правильное созревание иммунной системы, и в последствии возможны склонность к аллергическим заболеваниям и частые инфекции. Если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, то он можетей подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение малыша к кормлению, а также есть опасность вдыхания такой пищи. Раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту грудных кормлений, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания. Есть и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень и почки. И в будущем, когда малыш уже подрастет, эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям. Например, слабость желудочно-кишечного тракта может проявляться в дошкольном возрасте болями в животе, рвотами и расстройствами стула, а в школьном возрасте уже возможно развитие воспалительных процессов в желудке и кишечнике (гастродуодениты, колиты). Таким образом, первый прикорм нужно вводить в благоприятные для этого сроки. Индивидуальный подход И, конечно, очень важно для решения вопроса о сроках введения первого прикорма учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети рождаются разными (доношенные, недоношенные, с разной массой и ростом и т.д.), они очень по-разному растут и развиваются, имеют разное питание(грудное, искусственное, смешанное), также и состав грудного молока у женщин различается. Одному ребенку целесообразно вводить прикорм с 4-хмесяцев, а другому лучше подождать до 6-и. Например, если мама полноценно питается, а ребенок находится на грудном вскармливании и хорошо развивается, то прикорм можно ввести с 6-и месяцев. Также детям, имеющим наследственную отягощенность по аллергии, с введением прикорма торопиться не следует. В другом случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании и плохо прибавляет в массе, то прикорм можно ввести раньше -с 4-х месяцев. Конечно, всех индивидуальных случаев не перечислить, поэтому в каждой конкретной ситуации мама должна посоветоваться с врачом. Сок – в первую очередь? В нашей стране действуют методические рекомендации МЗ РФ от 1999 г., согласно которым первыми в рацион ребенка должны вводиться фруктовые соки с 3-х месячного возраста. Однако накопленный практический опыт за последние годы вносит свои коррективы по данному вопросу и не позволяет столь же однозначно высказываться в пользу такого раннего введения соков. Возможно, в будущем эти рекомендации будут пересмотрены. На практике раннее назначение соков часто вызывает нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. А если ребенок страдает от кишечных колик, имеет срыгивания или неустойчивый стул, то с введением соков вообще стоит подождать, их можно ввести и на 2-м полугодии жизни, после овощного пюре и каши. Так же раннее введение соков не рекомендуется детям со склонностью к аллергии, в том числе и с наследственной отягощенностью по аллергии. Грудничкам, которым прикорм вводится с 6-и месяцев лучше начинать не с соков, а с овощного пюре или каши - как более питательно ценных продуктов, которые, кроме того, способствуют развитию жевания и глотания густой пищи. Рекомендация по раннему введению соков, базируется на том основании, что соки легче принимаются детьми (можно дать через соску), подготавливают систему пищеварения к введению основного прикорма, содержат витамины и микроэлементы. Однако часто соки действуют раздражающе на незрелый желудочно-кишечный тракт ребенка. А то количество витаминов и микроэлементов, которое может усвоить ребенок из сока, достаточно мало. Таким образом, в большинстве случаев, большой ценности раннее (с 3-хмесяцев) назначение сока не имеет, зато часто может привести к срыву пищеварительной системы или аллергической реакции. Правила введения прикорма Прикорм вводят осторожно, начинают с ¼ чайной ложки, затем постепенно, в течение 7-10 дней увеличивают количество прикорма до возрастной нормы. В течение этих 7-10 дней больше никаких новых продуктов малышу не дают. Начинают введение прикорма с монокомпонентных продуктов. Марина Нароган педиатр, канд. мед. наук, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН


Нередко из одинаково воспитанных детей в одной и той же семье один ребенок ест с удовольствием то, что другие дети в семье не любят. Новое питание вначале надо давать в качестве добавки. Ребенок получает свою привычную пищу, а затем только одну ложку нового питания. Таким образом, ребенок не останется голодным, если новая пища ему не поправится. Такой способ питания надо продолжать до тех пор, пока ребенок не начнет съедать с аппетитом одну ложку новой пищи. Новое блюдо всегда надо давать непосредственно до или после, кормления, а не между двумя кормлениями, чтобы не нарушить установленного порядка кормления. Многие матери не дают ребенку новое питание непосредственно до или после кормления, считая некоторые виды питания несовместимыми (например, молоко и фрукты). Грудные дети очень любят фруктовый сок как дополнение к молочному питанию. В первый раз ребенку надо дать половину чайной ложки или одну ложку новой пищи, так как, невзирая на ее хорошее качество и пользу, неизвестно, понравится она ребенку или нет. Если новая пища с первого раза поправилась ребенку, ее все же не следует давать в первый раз более одной ложки. Если ребенок не хочет в первый день есть повое блюдо, то надо дать ему то же самое на следующий день. При этом мать должна быть терпеливой и последовательной, но не надо при одном кормлении настаивать на том, чтобы ребенок обязательно съел новое блюдо. Если и на следующий день ребенок не захочет съесть новое блюдо, то не надо спешить, надо выждать некоторое время, а потом попробовать снова. Если этого правила не придерживаться, то ребенок будет еще больше сопротивляться при введении новых видов питания. При знакомстве ребенка с новыми вкусовыми ощущениями, с новыми видами питания наибольшие трудности возникают в связи с введением кашицеобразной пищи. Чтобы приучить ребенка к ней, иногда требуется 3—4 недели. Когда ребенок охотно съедает 1—2 ложки кашицеобразной пищи, переход на новое питание уже не представляет трудности. Но и в этом случае нужно постепенно увеличивать количество новой пищи. Ребенок должен постепенно привыкнуть, что чем больше он получает нового питания, тем меньше количество прежней, привычной для него пищи. Позднее ребенок полностью переходит на новое питание. При правильном введении новой пищи ребенок никогда не останется голодным, потому что из обоих видов питания получит в сумме привычное количество пищи. Например, в день ребенок получает 50 г тертого яблока, которое ему собираются заменить соком из смородины. Когда ребенок уже охотно выпивает 1—2 чайные ложки смородинного сока, ребенку можно дать 40 г яблока и 10 г смородинного сока, на следующий день 30 г яблок и 20 г сока и т. д. Таким образом постепенно увеличивают количество смородинного сока, которым полностью заменяют яблоко. Но если мать заметит, что ребенок неохотно съедает 30 г смородинного сока или стул стал более жидким, то надо давать в течение нескольких дней меньше смородины (30 г яблок и 20 г смородины). С введением нового питания нельзя спешить; нужно определенное время, чтобы ребенок привык к новой пище и полюбил ее. Важно также, чтобы всегда новым для ребенка был только один вид питания. Если ребенок еще не получал коровьего молока, моркови и сливочного масла, ему надо вначале давать только вареную морковь, а когда ребенок уже привыкнет к пой, дать морковь с коровьим молоком, а в последующем морковь со сливочным маслом. При таком режиме питания матери легче проследить за стулом ребенка и, если у него вдруг появится многократный жидкий стул, можно установит, какое питание ребенок плохо переносит. Обеспечивая полноценное питание ребенку, не следует забывать и о том, что Ваш малыш пьет. Так, многие врачи советуют мамам и папам приобретать различные бутылированные воды для детей. Мол, они не содержат никаких вредных компонентов, благоприятно сказываются на обмене веществ... Впринципе, если Вы обеспокоины тем, как укрепить иммунитет, и хотите подобрать оптимальную воду для питья ребенком - не покупайте эти разрекламированные напитки. Покупая их, Вы платите, в большинстве своем, за бренд. Специалисты советуют - берите годами проверенные напитки. Вода Q, Мирогородская, боржоми - они так точно не навредят Вашему малышу


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика