Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Педагогический прикорм"Прикорм" – слово, которое тем чаще слышит кормящая мама, чем старше ее ребенок. Все начинается с бабушки, которая настоятельно советует сначала поить соками, а в 4 месяца уже давать творожок ("я с вами так делала и вы замечательно росли!"), и продолжается в поликлинике, где медсестра настоятельно советует вам начинать давать ребенку перетертые овощи. После того, как молодая мама торжественно перетерла в блендере 2 морковки и один кабачок, усадила ребенка в новом фартучке и протянула ложку к его ротику, зачастую содержимое ложки летит сразу на пол, ребенок плюется так, как будто ему предложили яд, а мама чувствует себя полной неумехой. Как же, вон у соседки малыш старше всего на месяц, а уже так здорово уплетает яблочное пюре! Давайте же наведем хотя бы некоторый порядок во всем, что касается прикорма. Начнем с того, что время начала прикорма сугубо индивидуально. Есть детки, готовые к прикорму уже в 5 с половиной месяцев, а есть и такие, которые в годик только-только начинают вырабатывать необходимые для переваривания твердой пищи ферменты. Как же узнать, готов ли уже мой младенец к получению прикорма? 1. Институт Питания РАМН не рекомендует начинать прикорм раньше 6 месяцев. До тех пор ребенок должен питаться только грудным молоком (или смесью). ВОЗ считает, что до года материнское молоко обеспечивает ребенку все, что ему необходимо для правильного развития. Иными словами, прикорм следует вводить где-то между 6 и 12 месяцами. 2. Ребенок сам покажет вам, что он уже готов к взрослой пище: он начнет сидеть(с опорой), и тянуться к вашей тарелке или стакану с явным намерением чем-нибудь поживиться. 3. Дополнительными признаками является наличие зубов, умение не выталкивать языком твердую пищу, а глотать ее, и повышенное слюноотделение. Когда ваш малыш уже безусловно готов к тому, чтобы получать "взрослую" еду, встает вопрос, что же ему давать. Конвенциональный метод прикорма рекомендует прибавлять каждую неделю только один вид пищи, начинать с вареных овощей, затем каш, курицы, а затем переходить и на фрукты. Соки не рекомендуются: в них много сахара и они не учат ребенка ничему новому. Проблема с этим методом – его трудоемкость для матери и слишком медленное обучение ребенка (который далеко не всегда желает целую неделю есть перетертую вареную морковь и теряет интерес ко всему этому делу, иногда надолго). Есть и другой подход, называемый "педагогическим прикормом". Это означает, что ребенку дают попробовать всю еду, которая подается к взрослому столу, вначале "микроскопическими" дозами размером с зерно риса, и постепенно увеличивают порции. Но дело в том, что Минздрав не рекомендует давать ребенку до 12 месяцев определенные виды пищи, являющиеся сильными аллергенами: молочные продукты, тропические фрукты, мед, соевое молоко, шоколад и какао и т.д. Поэтому даже если вы предпочитаете начать кормить ребенка с взрослого стола (что особенно удобно если у него уже есть зубы и ему не 6, а 8-9 месяцев), обратите внимание на то, что в вашей еде нет сильных аллергенов. Вообще стоит обращать внимание на реакцию ребенка на любой новый продукт. Не всегда аллергия проявляется в виде сыпи. Заложенный нос и сильная возбужденность могут также быть признаками аллергии. Большинство детей предпочитает вначале играть с едой, мусолить ее в ручке, пробовать на вкус и так далее. Позвольте ребенку есть именно так. Это поддержит в нем интерес к еде. Далеко не все дети предпочитают перетертые пюре и каши. Зачастую им нравится держать еду в ручке и откусывать от овоща или от хлеба, например! Не надо объяснять, что консервированные пюре в баночках стоит использовать только в редких случаях, как, например, поездки. Всегда можно потушить грушу с яблоком в небольшом количестве воды до размягчения, порезать на кусочки или размять вилкой, и положить в маленькую пластмассовую коробочку. Ее содержимое можно дать дома, а можно и взять с собой на детскую площадку. Многие мамы замечают, что свежий воздух пробуждает в детках аппетит. Что делать, если ваш малыш уже почти годовалый, но не проявляет никакого интереса к взрослой еде, предпочитая только грудь? Возможно, стоит прислушаться к нему – бывает, что так себя ведут дети-аллергики. Иногда помогает оставить ребенка с другим взрослым. Если в поле зрения нет "сиси", возможно, малыш обратит более благосклонное внимание на курицу в тарелке. Сажайте ребенка вместе с вами за общий стол и не предлагайте ему еды, пока он не потянется к ней. Давайте ему очень маленькие порции, размером с грецкий орех – лучше дать два раза добавку чем напугать грудничка огромной тарелкой пюре. Если вы хотите чтобы что-то "попало в рот", а не только "текло по усам", дайте ребенку одну ложку для игры, а себе возьмите вторую. Главное – помнить что до года прикорм это лишь при-корм. Он практически не заменяет ГВ . Большинство грудничков "запивают" взрослую еду грудью. Дело в том, что в овощах, нежирной курице и фруктах, и даже кашах, не так-то много калорий. Ребенок, не получающий достаточно калорий, будет стараться добрать их с помощью маминого молока. Это совершенно нормально, но можно и добавить калорий и особенно жиров в еду малыша, который слишком медленно прибавляет в весе: оливковое масло, бобовые и макароны или рис в суп, халву во фрукты, авокадо к хлебу... Старайтесь чтобы до года в сутки было не менее четырех кормлений грудью, даже если вам повезло и ваш малыш просто обожает покушать суп и кашу. Молоко матери содержит все необходимое для ребенка, и даже если у него вдруг пропал на время аппетит (такое бывает практически у всех малышей!), кормящая мама может всегда быть спокойна – ее ребенку достанется достаточно жиров, белков и углеводов, а также витаминов и минералов, если он сосет материнское молоко. Наслаждайтесь вашими малышами!


Некоторым матерям хочется, чтобы их ребенок ел столько, сколько в этом возрасте ел его старший брат или соседский ребенок. Успокаиваются некоторые матери лишь тогда, когда заставят ребенка съесть столько, сколько съедает взрослый человек, и не без гордости сообщают, что их годовалый ребенок съедает больше, чем некоторые 10-летние дети. Им кажется, что чем больше ребенок съедает, тем лучше будет развиваться. Встречаются и такие матери, которые считают обильную пищу залогом «силы» и «здоровья», хотя общеизвестно, что если ребенок потребляет больше пищи, чем в ней нуждается, то он этим перегружает организм и развивается хуже, чем если бы немного недоедал. Очень часто грудного или маленького ребенка заставляют есть больше из-за неудовлетворительного развития или плохого аппетита. Ребенок с плохим аппетитом отличается от ребенка, который мало ест. Ребенок с плохим аппетитом ест меньше собственной привычной нормы, а ребенок, который мало ест, ест меньше своих сверстников. Плохой аппетит или плохое развитие всегда имеет какую-то причину, которую по возможности надо выяснить. Не исключено, что ребенок, кажущийся на вид здоровым, страдает каким-нибудь скрыто протекающим заболеванием. Отсутствие аппетита и плохое развитие могут быть обусловлены рядом других причин. Если удается выявить причину и устранить ее, аппетит улучшится и ребенок будет развиваться хорошо. Больного ребенка кормят больше, чем ему хочется есть, опасаясь, что ребенок сильно похудеет во время болезни. «Если будет больше есть, скорее выздоровеет»,— рассуждает мать. Однако надо помнить, что принуждение к еде вредно для большинства детей, а в грудном возрасте представляет прямую угрозу для жизни ребенка. Сопротивляемость больного грудного ребенка и так понижена, а если его еще принуждать есть больше, к основному заболеванию добавится еще и понос. У детей через 10—14 дней после болезни обычно быстро восстанавливается аппетит и они снова едят хорошо. Однако аппетит у ребенка улучшится лишь в том случае, если его во время болезни не принуждали к еде. Необходимо помнить, что дети даже во время болезни охотно употребляют фрукты и подслащенную жидкость и что эти продукты удовлетворяют минимальную потребность организма в пище. Больному ребенку, вполне естественно, можно давать пищу, которую разрешил врач. Пищу надо готовить вкусно и давать ее ребенку небольшими порциями. Лучше предложить ребенку есть понемногу, но чаще, чем заставлять его съесть сразу больше. Мать должна предпринять все, что от нее зависит, чтобы ребенок ел, но ни в коем случае нельзя заставлять его есть через силу; это излишне и вредно. Хорошо развивающемуся, но худому ребенку дают есть больше, чем ему хочется. Это обычно остается без результата, и ребенок остается худым. В подобных случаях нельзя «помочь», но в этом и нет надобности. Мать часто заставляет ребенка есть некоторые виды пищи, которые взрослые считают полезными для ребенка, невзирая на то, что они ребенку не правятся (шпинат, манная каша, мясо и т. д.). Однако ни шпинат, ни манная каша, ни мясо не являются незаменимой пищей. Их успешно можно заменить чем-нибудь другим, что больше нравится ребенку, и эта замена не скажется отрицательно на его развитии. Нужно помнить, что принуждать ребенка к еде всегда вредно, невзирая па причину принуждения. Ребенка нельзя заставлять есть, но нужно заботиться о его питании. Мать должна следить, что и сколько ест ребенок, прибавляет он в весе или нет. Грудному ребенку надо создать такие жизненные условия, чтобы он мог хорошо развиваться. Нужно добиваться, чтобы ребенок съедал пищу, необходимую для развития. Если ребенок не прибавляет в весе, к этому надо отнестись серьезно, так как такой ребенок постепенно слабеет, его сопротивляемость понижается, он может заболеть любой болезнью. Но сопротивляемость нельзя усилить принуждением к еде; это скорее приводит к обратному аффекту. Перекормленные дети обладают весьма низкой сопротивляемостью, часто болеют, у них быстро происходит значительная потеря веса; эти дети медленно восстанавливают силы и вес и раньше или позже отстают в развитии. Некоторые грудные дети, страдающие атрофией, раньше были толстыми, перекормленными. Мать должна постоянно заботиться о равномерном развитии ребенка, а не о том, чтобы он был толстым. Нужно постоянно следить, как, что и сколько съедает ребенок; это в равной мере относится как к грудному ребенку, так и. к детям младшего возраста. Если у ребенка нет аппетита и он ест неохотно, мать должна предпринять все меры, чтобы ребенок стал есть лучше; возможно, надо перестроить образ жизни ребенка, но принуждать его к еде не следует.


Первая ложка Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищиОлежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки. Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это? Современное введение прикорма Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса. Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей искусственников. Вернемся к истокам К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей. Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье! Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам. Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду. Естественный прикорм Данная система учитывает, что ребенок до года не насыщается новыми продуктами — он их просто пробует, как бы создает для себя банк новых вкусов тех продуктов, которые принято кушать в его семье, а основной его пищей продолжает оставаться грудное молоко. Эта система основана на природном интересе ребенка к новой пище, на подражании малыша взрослым — он стремится брать ручкой ту же еду и так же отправлять ее в ротик как мама или папа, на постепенной адаптации организма крохи к новой пище. Если малышу уже исполнилось 6 месяцев и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с семейным меню, правда, только в том случае, если это здоровое питание. То есть в семье кушают много овощей, фруктов, злаков и круп, а также молочные продукты, умеренно мясо (не обязательно каждый день), рыбу. Как можно меньше жирного, жареного, совсем нет или минимум всяких сосисок, колбас, пирожных, конфет, газировок... В случае, если малыш проявляет интерес к пище мамы раньше полу года — не стоит торопиться. Лучше начать прикармливать детку позже на пару недель, чем раньше 6-ти месяцев. Пищеварительная система может быть еще не готова к приему новой пищи и, начав ранний прикорм, вы можете нарушить естественное ее созревание. Описываемый способ введения прикорма может быть использован только в том случае, если ребенок находится на естественным образом организованном грудном вскармливании: прикладывается по требованию, не допаивается чем-либо, не сосет пустышку. В случае неправильно организованного грудного вскармливания, например, кормление по режиму через определенные промежутки времени, прежде чем вводить прикорм, необходимо изменить способ вскармливания ребенка на естественный. Применяем на практике Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей. Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко. Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает. Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время. Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку). За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин. Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки. Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое. Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах. Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком. И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом. Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания. А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть. Самостоятельный стол крохи Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень! Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика. Дети-аллергики Введение прикорма для деток, страдающих пищевой аллергией — вопрос очень тонкий. Действовать надо осторожно, внимательно отслеживая процесс, по принципу «тише едешь, дальше будешь». Поскольку сама мама должна придерживаться гипоаллергенной диеты, то и кроха начинает знакомиться с пищей, не вызывающей аллергии. Например, фрукты и овощи — не оранжевые и не красные, ему пока не надо пробовать коровьего молока, а знакомство с мясом начинайте с индейки, потом можно пробовать телятину и так далее. В один день дайте ребенку один продукт, следующие 2-3 дня наблюдайте: аллергическая реакция может проявиться не от первой, а от 2-3 пробы. Получается, что следующий новый продукт мама сможет дать крохе только через 3-4 дня. Не забудьте, что у такого малыша проба новых продуктов должна заканчиваться прикладыванием к груди. Ребенку-аллергику нужна особенно мягкая и постепенная адаптация к пище взрослых, так как его желудочно-кишечный тракт и ферментативная система особенно чувствительны. Надо также иметь в виду, что витамины и прочие полезные вещества ребенок начинает полноценно усваивать из другой пищи только после года, а до этого все это поставляет крохе мамино молоко, поэтому можно не спешить с прикормом. Продолжаем пробовать еду взрослых Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!». После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте. Как кушаем после года После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет. Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик. В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко. Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше. Авторы: Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог. Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации. Статья была опубликована в журнале "Мой ребенок", 2003г.


Материнское молоко незаменимо, так как в нем содержатся вещества, необходимые для развития грудного ребенка. Грудное молоко отличается от коровьего, овечьего или козьего по своему составу (например, в грудном молоке содержатся совсем иные жиры, чем в коровьем или в других видах молока). Кроме того, те или иные вещества содержатся в молоке животных в большем количестве, чем в грудном молоке, поэтому грудному ребенку нельзя давать неразбавленное коровье молоко; однако в коровьем молоке по сравнению с грудным содержится меньше других веществ и в него надо добавлять сахар, рисовую муку и др. В грудном молоке содержатся защитные вещества. Оно предохраняет ребенка от некоторых инфекционных заболеваний, например от кори, если мать уже болела ею и у нее выработался иммунитет. В грудном молоке содержатся и такие вещества, которые помогают грудному ребенку легче перенести многие заболевания. У детей, питающихся материнским молоком, заболевания обычно протекают легче, реже возникают осложнения. Дети, вскармливаемые грудью, реже болеют и быстрее выздоравливают, чем дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Дети, питающиеся грудным молоком, лучше обеспечены витаминами, необходимыми для развития грудного ребенка. Организм ребенка нуждается в весьма небольшом количестве витаминов, но в случае их дефицита ребенок заболевает. Большое значение имеет не только состав грудного молока, важно и то, чтобы ребенок сосал грудь. Ребенок, сосущий грудь, развивается лучше ребенка, получающего сцеженное грудное молоко. Сосание способствует улучшению пищеварения. Грудное молоко, высосанное ребенком, совершенно чистое (стерильное), свежее и соответствующей температуры. В процессе кормления грудью значительно раньше устанавливается прочная, близкая связь, которая является основой взаимоотношений между матерью и ребенком и которая в последующем играет весьма важную роль во всестороннем развитии ребенка. Кормление грудью доставляет радость матери, избавляет ее от приобретения и приготовления питания для ребенка. Гигиена вскармливания грудью. Идеальная чистота является основным условием вскармливания. Кормящая мать, осин это возможно, должна ежедневно принимать ванну. Перед каждым кормлением и после него необходимо хорошо вымыть руки.


Представляет собой некоторое набухание у ребенка грудных желез. Можно обнаружить такое набухание в течение первого месяца после рождения. Этиология и патогенез. Такое состояние грудных желез новорожденного — следствие воздействия на его организм гормонов матери в последние месяцы беременности. На ощупь грудь твердая; ребенок реагирует на нажатие беспокойством или криком, что говорит о болезненности. Из набухших желез могут проступать капельки молока. Лечение грудных желез Никаких особенных мероприятий при воспалении грудных желез у ребенка не требуется, следует только соблюдать чистоту при уходе за малышом. Ни в коем случае нельзя выдавливать из груди ребенка эти капельки молока, нельзя массировать ребенку грудь! Этим можно только нанести вред, особенно — если будет внесена инфекция. Если воспаление грудных желез усилилось (присоединилась инфекция) и беспокоит ребенка, то можно сделать компрессы на грудные железы — сначала с камфарным маслом, а с течением времени, когда процесс пойдет на спад и уплотнения начнут рассасываться, с пищевой содой. В любом случае необходимо проконсультироваться - с участковым педиатром.


Коровье молоко вредно детям до 1 годаС точки зрения обеспечения рационального питания, желательно отложить включение в рацион цельного молока до того времени, когда ребенку исполнится один год. Регулярное употребление в пищу коровьего молока предрасполагает ребенка к обезвоживанию и аллергии к молочному белку. Установлено, что раннее включение в диету цельного коровьего молока, может привести к железодефицитной анемии. Кроме того, возрастает риск заболеть сахарным диабетом первого типа (наиболее тяжелым видом диабета). В связи с этим, не рекомендуется включать в рацион детей из семей больных инсулинозависимым сахарным диабетом продукты, содержащие нативный (неадаптированный) белок коровьего молока. Таким образом, до 1 года оптимальный продукт питания – исключительно материнское молоко. Авторы считают, что если молоко матери недоступно, необходимо ограничиться смесями для искусственного вскармливания обогащенными железом.


Новорожденного в первый раз прикладывают к груди матери через 8—12 часов после рождения. Перед кормлением мать моет руки над тазом. Сестра обтирает соски матери раствором борной кислоты. После этого на одеяле кровати матери расстилают чистую пеленку, на которую кладут завернутого ребенка. При раздаче детей матерям для кормления сестра должна внимательно следить, чтобы номер на руке ребенка совпадал с номером на материнской кровати. После окончания кормления необходимо тщательно осушить соски чистой салфеткой; полезно оставлять грудь некоторое время непокрытой для просушивания па воздухе. Если по окончании кормления в груди остается молоко, его необходимо сцедить. Если ребенок высасывает недостаточное количество молока, его докармливают сцеженным молоком матери или другой женщины. В особых условиях приобретает значение. Наличие большого количества сцеженного грудного молока, так как у некоторых матерей оно может отсутствовать, другие по состоянию своего здоровья не смогут кормить детей. Поэтому следует обязывать всех женщин, кормящих своих детей, сцеживать грудное молоко после каждого кормления. Сцеженное молоко надо хранить в холодном месте и употреблять после пастеризации или стерилизации.


Грудного ребенка надо терпеливо и постепенно приучать пользоваться ложкой и стаканом. Лучше всего начать это обучение с самого раннего возраста. Многие считают, что грудной ребенок еще очень несмышлен и неловок и его надо кормить из соски, а не с ложки или из стакана. Это неверно. Чем меньше ребенок, тем легче приучить его к чему-нибудь. Ребенок постарше труднее поддается обучению, так как у него уже выработались определенные привычки. Чем старше грудной ребенок, тем больше нужно проявлять терпения, чтобы привить ему новые навыки; это часто связано с трудностями, но мать должна быть очень терпелива и ни в коем случае не должна грубо обращаться с ним. Когда мать приучает ребенка есть с ложки, многое зависит от того, как держать ребенка. Во время кормления с ложки ребенка надо брать на руки точно так же, как и при кормлении из бутылочки с соской, только туловище ребенка должно находиться несколько выше и почти в вертикальном положении: так ребенку удобнее глотать. В таком положении следует кормить ребенка до тех пор, пока он не начнет садиться. Кормить ребенка в положении сидя разрешается лишь тогда, когда ребенок уже садится самостоятельно. Грудного ребенка нельзя кормить, положив его на спину, так как в этом случае пища легко может попасть в дыхательные пути и вызвать воспаление легких или даже удушье. Во время кормления нельзя зажимать руки ребенка. Это довольно распространенная ошибка. Руки у ребенка должны быть свободными. С самого начала не нужно забывать, что ребенку придется учиться есть самостоятельно, и чем раньше он привыкнет к самостоятельности, тем лучше и для него и для матери. Но как яге он научится есть самостоятельно, если ему не дают пользоваться руками при приеме пищи. Возможно, что в первые месяцы это очень удобно для матери, и ребенок не очень сопротивляется, если прижать ему руки, но в конечном итоге, когда приходит время ребенку есть самостоятельно, он оказывается настолько не подготовленным к самостоятельности, что даже не делает попыток взять ложку в руки и, более того, отталкивает мать, подающую ему ложку. Кормить с ложки надо осторожно. Если быстро ввести ложку в рот, у ребенка начнутся рвотные движения и на некоторое время придется прекратить кормление с ложки, так как ребенок будет отталкивать ее, как только увидит, что ложку подносят ко рту. С ложки можно давать только кашицеобразную пищу, ко вкусу которой ребенок привык и которую принимает охотно. Когда ребенок уже начал следить взором за различными предметами, надо показать ему пищу и произнести не только ее название, но и название сосуда и ложки, привлекая внимание ребенка словами: «Вот мисочка с яблочком», «Сейчас принесу ложку» и т. д. Во время кормления не надо поворачивать голову ребенка в сторону ложки с пищей, а если ребенок отворачивается от пищи, не нужно вкладывать ему пищу в рот. Надо уговорить его повернуть голову в нужном направлении. Если ребенок не понимает или не выполняет просьбы матери, надо поднести ложку так, чтобы она попала в поле зрения ребенка, С тех пор как ребенок начал обращать внимание на окружающие предметы и следить за их передвижением, надо давать ему ложку с пищей только тогда, когда он следит за ней и тянется к ней. Если таким образом приучать ребенка, то он очень быстро усвоит, что ему надо раскрыть рот при виде ложки с пищей. Как только ребенок усвоит это, ему уже нельзя пытаться давать пищу до того, как он сам откоет рот. Соблюдая это правило, матери легче заметить, нравится ли ребенку данная пища или нет, хочется ему еще есть или оп уже сыт.


На сайте вы найдете рекомендации, как отучить ребенка от груди. Здесь можно узнать много полезной информации о здоровье ребенка, а также о пихологии, моде, красоте и многом другом. Врачи рекомендуют постепенно уменьшать количество кормлений. Кроме этого, многими используется схема питания, на которую переводят ребенка при отлучении от грудного молока. В рацион питания ребенка можно включить молочные смеси, которые могут быть рекомендованы медиками и соответствовать возрасту малышей. При отлучении ребенка от груди следует начать кормить ребенка из поильника. Многие матери используют различные подходы для правильного кормления детей. Для малыша в первые месяцы жизненно необходимо материнское молоко. Грудное молоко относят к полезным компонентам здорового питания. Малыша рекомендуется кормить до полугода, затем заменяя его новыми продуктами. По словам специалистов, грудное молоко полезнее, чем искусственно приготовленная молочная смесь. Для младенца грудное молоко является единственным полноценным источником питания. Если молодая мать решила отлучить малыша от груди, то ей следует до конца идти к намеченной цели. При этом ей необходимо достичь положительного результата. Малыш должен привыкнуть засыпать под песенку матери. После полугода малыша рекомендуется кормить другой не менее полезной пищей, которую можно покупать в отделах детского питания.


Детям необходимо с раннего детства научиться плавать. Детей учить плаванию можно с детства, так как плавание укрепляет здоровье детей. Дети растут крепкими и здоровыми. Одним из эффективных способов достичь физического здоровья является плавание. Кроме этого, у детей развивается выносливость и гибкость при плавании. Во время роста детский организм получает комплексные физические нагрузки. О фигуре детей необходимо заботиться с раннего детства. Для детей необходимы регулярные занятия по плаванию. Дети становятся крепкими, легко перенося нагрузки. Главное вовремя начать обучать детей плаванию. Кроме этого, занятия плаванием укрепляют нервную систему детей. Дети перестают жаловаться на усталость. Для детей создаются различные секции, которые они постоянно посещают. Многим детям нравиться заниматься плаванием, играя с мячами в воде. Дети редко болеют, так как закаливают организм, плавая в воде. Для детей необходимо закаливать организм с раннего детства. Плавание является эффективным способом закаливать организм. Для детей открыты детские школы для плавания, в которых занятия могут посещать дети дошкольного возраста. Это положительно сказывается на здоровье маленьких детей. Они могут быстро научиться плавать. Стоматологическая поликлиника в Москве предлагает лечение зубов под наркозом. Профессиональные стоматологи поликлиники предлагают эффективное лечение зубов без боли. Пациентам предоставляется безболезненное лечение под наркозом.


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика