Главная Обратная связь Добавить в закладки Сделать стартовой
Жевательная резинка для детейСогласно рекламе по телевидению, жевательная резинка защищает зубы малыша и взрослого от кариеса, а так ли оно на самом деле? В отличие от взрослых, к детским жевательным резинкам предъявляют ряд более строгих требований, которым эти жвачки должны соответствовать. Одним из самых главных требований является отсутствие сахара в составе жевательной резинки и ее оболочки. Уже ни для кого не секрет, что именно сахар является одним из самых главных пусковых механизмов кариеса у всего населения, а у детей является ведущим, ведь детская эмаль не способна также эффективно противостоять кариесу, как эмаль взрослого человека. Сахар расщепляется в полости рта до кислот, которые образуют плотный налет на поверхности зуба, который плохо удаляется слюной. Именно на эту пленку из налета оседают микроорганизмы, так как эта пленка является для них отличной питательной средой. Через некоторое время налет твердеет и образуется бляшка. Под этой бляшкой и начинается процесс кариеса. Именно поэтому в составе любой жевательной резинки не должно быть сахара. Плюсы Часто в составе жевательной резинки можно увидеть вещество под названием «ксилит». Ксилит часто используется в пищевой промышленности как заменитель сахара. Он показан людям с сахарным диабетом, находящимся на низкоуглеводной диете и страдающим ожирением. Помимо своих «сладких» свойств, ксилит обладает антибактериальным действием и способствует снижению количества микроорганизмов в полости рта при частом его применении. Кислоты, которые образуются после приема пищи, ни как не могут воздействовать на ксилит, и его долгое присутствие в полости рта действительно обеспечивает противокариозное действие. В составе жевательной резинки помимо ксилита часто присутствует манит, этот компонент оказывает дополнительное стимулирующее действие на слюнные железы. Выработка слюны в противостоянии кариесу очень важна, так именно она уравновешивает и стимулирует систему профилактики кариеса. Микроорганизмы вызывающие кариес размножаются и живут только в кислой среде, а вот щелочная среда для них губительна. После приема пищи, в полости рта начинаются процессы пищеварения, и среда в полости рта становится кислой. Но одновременно с приемом пищи начинает усиливаться выработка слюны, которая участвует в пищеварении, и постепенно среда в полости рта становится щелочная. После такой смены рН микроорганизмы начинают активно погибать. Угроза возникновения кариеса уменьшается. Но поддерживать такое равновесие стоит достаточное время, и поэтому нужно постоянно вырабатывать достаточно слюны. Это и осуществляет жевательная резинка. Слюна не только помогает в восстановлении равновесия, но и выполняет функцию очистки зубов. Слюна омывает зубы, тем самым, освобождая их от остатков пищи. Полное вмывание остатков пищи в норме должно происходить в течение часа. При нарушении состава и свойств слюнной жидкости, или снижении ее количества, риск возникновения кариеса увеличивается, а слюна теряет свои защитные свойства. Поэтому, для правильной работы слюнные железы требуют дополнительной стимуляции в выработке слюны. Дополнительной стимуляцией может являться несколько факторов, на которые в той или иной степени может повлиять жвачка. К таким факторам относятся всяческие вкусовые добавки, например, фруктовые экстракты и мята. Присутствие в жевательных резинках вкусовых добавок стимулируют интерес ребенка, и ребенок от употребления жевательной резинки получает только положительные эмоции. Многие жевательные резинки по вкусовым качествам напоминают зубные пасты. У ребенка после употребления жевательной резинки остаются приятные впечатления, и малыш с большим удовольствием начинает относиться к гигиене полости рта. В некоторых жвачках присутствует ментол, но детям такие жевательные резинки противопоказаны. Кроме того, детские жвачки не должны содержать искусственных красителей и консервантов. Вкусовые добавки не только стимулируют интерес к чистке зубов у малыша, но и дополнительно вырабатывают слюну. Приятный вкус и запах возбуждает вкусовые и обонятельные рецепторы, и начинается дополнительная выработка слюны. Каждый замечал, что при приятном запахе пищи «текут слюнки». Вот такой же процесс происходит при употреблении жевательной резинки. Выработка слюны происходит и еще по одной причине, а именно вследствие монотонного движения нижней челюсти. При жевательных движениях нижней челюсти срабатывает жевательный рефлекс, который запускает механизм слюноотделения. Слюна начинает вырабатываться в большем количестве, так, как это происходит при приеме пищи. Минусы В связи с таким механизмом действия у жевательных резинок имеются противопоказания. А именно, до еды, голодному малышу ни в коем случае не стоит употреблять жевательную резинку. При включении жевательного рефлекса происходит не только стимуляция слюноотделения, но и выработка и активация желудочного сока. Если не дать желудку пищу для переваривания, в последствие это может привести к развитию гастрита. Кроме того, жевательные резинки запрещены у детей с заболеваниями желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы, у малышей с нарушениями обмена веществ и пищевой аллергией следует аккуратно выбирать жевательные резинки с ароматами. Психологи и неврологи утверждают, что если ребенок и его рот постоянно заняты процессом жевания жевательной резинки, ребенок обычно плохо разговаривает и выговаривает слова, сложно различить, что он хочет сказать. В более взрослом возрасте могут сформироваться проблемы с разговорной речью, проблемы русского языка. Кроме того, постоянное нахождение во рту и жевание жевательной резинки может резко снижать тонус жевательных мышц, что может вызвать бруксизм – скрип зубами во время сна, формируется нарушение сна и нервозность. Правила употребления Существуют и определенные правила жевания жевательной резинки. Употреблять ее могут только дети старше трех лет, ранее применять жевательную резинку не рекомендуется – дети могут проглотить ее или по неосторожности она может попасть в дыхательные пути. Употребляется резинка только после еды, если нет возможности почистить зубы, под рукой нет щетки и зубной пасты. Жевать ее можно не более 10-15 минут, после этого жевательная резинка должна быть выкинута в мусорный контейнер. Недопустимо надувание пузырей и вынимание жвачки изо рта руками, это способствует развитию инфекций полости рта.


На правах рекламы Здоровые зубкиОб этом знают и взрослые, и дети: для того, чтобы долго сохранять зубки здоровыми, нужно после каждого приема пищи обязательно чистить зубы. Исключение составляют маленькие счастливчики, питающиеся грудным молоком. Содержащиеся в грудном молоке ферменты способствуют расщеплению зубного налета, повышают иммунитет полости рта и защищают детский организм. Как только в рационе малыша появляется обычная, «человеческая» еда, правило «чистить зубы после еды» становится обязательными и для них! Еще одно важное замечание: помните о том, что кариес – это вирусное заболевание! Поэтому очень важно ни в коем случае не облизывать предметы ребенка (например, пробуя кашу или кефир). И, пожалуйста, постарайтесь не целовать малыша в губы, тем самым вы убережете его от риска возникновения кариеса. Но этим правила ухода за зубками, конечно, не ограничиваются. У мам есть много вопросов, а у нас – ответы. 1. Надо ли и как ухаживать за полостью рта младенца до появления зубов? Сейчас в продаже есть много разных средств ухода за полостью рта малышей. Обратите внимание на специальные чаи, содержащие травы специально для предотвращения раннего кариеса. Параллельно мы советуем использовать и традиционные методы чистки зубов. Тогда ребенок с самого раннего детства привыкнет к этой гигиенической процедуре. В самом начале используйте латексную щетку-напальчник. Она мягкая и безопасная для малыша и удобная для использования родителями. Здоровые зубкиОбратите особое внимание на выбор зубной пасты для самых маленьких. Она должна быть максимально натуральной по составу, без сильных и тем более вредных ароматизаторов. Наша рекомендация: Зубная паста от 0 до 4 SPLAT Junior. Органический гель Алое Вера укрепляет десны. Активный кальций помогает в формировании прочной эмали детских зубов. Омега-3 жирные кислоты – источник витамина D3 – способствует лучшему усвоению кальция и минеральных веществ. А комплекс молочных ферментов повышает собственный местный иммунитет и защитные свойства слюны Вашего малыша. Паста имеет нежный йогуртовый вкус, а ее натуральный состав делает пасту безопасной даже при случайно глотании. в качестве подарка – та самая латексная щеточка – напальчник для чистки зубов самым маленьким. 2. Как должна выглядеть первая зубная щетка? Из каких материалов сделана? Она должна иметь очень маленькую головку и большую ручку. Маленькая головка детской щетки легко поместится во рту ребенка, а большая ручка нужна, чтобы ею легче было манипулировать родителям. Щетина должна быть мягкой или очень мягкой. В большинстве случаев используют нейлоновую щетину. Главное, чтобы у щетинок были закруглены кончики, чтобы они не травмировали десну. 3. На что обращать внимание, выбирая детскую зубную пасту? Соблюдайте три простых правила. Правило первое: активные ингредиенты. Они должны иметь не только очищающие, но и защитные функции. В детских пастах SPLAT junior содержится активный кальций, полученный из яичной скорлупы. Он отлично усваивается и помогает в формировании крепкой эмали. Олафлюр в сочетании с маннитом и активными компонентами японского лакричника защищает зубы от кариеса на 98%. Правило второе: простота использования в сочетании с эффективностью. Рекомендуйте средство, которое сможет удалить налет с зубов, даже если ребенок недостаточно тщательно почистил зубы. Зубные пасты SPLAT junior содержат молочные ферменты, которые самостоятельно расщепляют налет даже в труднодоступных местах. Правило третье: безопасность. Проследите, чтобы в детской пасте не было триклозана, сахара. Эксперты сходятся во мнении, что использование в пастах лаурил сульфата также крайне вредно для малышей, при глотании лаурил сульфат раздражает желудок, поэтому постарайтесь найти пасту без него. Пасты SPLAT junior полностью лишены этих ингредиентов, а значит, они не просто полезны для зубов, но и безопасны для всего детского организма. 4. Как приучить ребенка регулярно чистить зубы? Чем старше он становится, тем неохотнее идет в ванную. Постарайтесь придумать игровые элементы. Сделайте зубную щетку «говорящей», спрашивайте от ее имени, как дела и что нового произошло у ребенка за день. Хорошо, если упаковка пасты будет яркой и тоже сможет «поболтать» с малышом. Хороший пример: зубные пасты SPLAT Junior для детей от 3 до 8 лет. Во-первых, сразу привлекает внимание необычная упаковка зубной пасты — треугольная коробочка. Для детей от 3 до 8 лет разработано четыре вида зубных паст: «Север» со вкусом черники, цитрусовая «Юг», персиковая «Запад» и «Восток» с аппетитным малиновым вкусом. Вкусные и при этом абсолютно безопасные при случайном глотании. На упаковке зубных паст нарисованы яркие картинки зверюшек, представляющих различные континенты мира - пингвины, черепашка, коала и лемур. А рядом с их изображениями – вопросительный знак: о чем они мечтают??? И три наклейки. Чтобы ребенок сам решил, о чем сегодня грустит коала, и чему радуется пингвиненок. Когда ребенок сам творит пасту, делает свой собственный продукт, он по-другому относится и к процессу чистки зубов. Поэтому не удивляйтесь, если теперь малыш сам будет бежать в ванную, чтобы почистить зубы. Ведь он вложил в зубную пасту частичку своей души. 5. Я слышала, что появились специальные пенки для очищения зубов? Как и с какого возраста их можно применять. Не вредные ли они для малыша? Наряду с детскими зубными пастами теперь появились еще и детские пенки, которые позволяют сделать гигиенический уход за детскими зубами еще более удобным и простым. Это своеобразная альтернатива и пасте, и ополаскивателю. На данный момент выпускаются пенки только SPLAT Junior. Они не требуют споласкивания и при полоскании расщепляют зубной налет. Все компоненты, используемые в пенках SPLAT Junior, разрешены Роспотребнадзором РФ для использования в данных видах продукции и это подразумевает безопасность пенки при случайном глотании. Дети в разном возрасте заглатывают от 20 до 70% пасты, нанесенной на щетку. Так что подобные вещи известны и учитываются производителем. Основные активные компоненты серии SPLAT Junior привозятся из Японии, а в качестве главных действующих веществ в пастах и пенках используются молочные ферменты, кальций из яичной скорлупы и органическая форма фтора – OLAFLUR. Это, пожалуй, единственные средства с таким сложным и разнообразным составом, которые учитывают возрастные потребности ребенка.


Влияние физических упражнений на органы дыхания у детейПродолжаем тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний. В этот раз мы рассмотрим особенности строения органов дыхания у детей и поговорим о влиянии физических упражнений на органы дыхания. Известно, что дети гораздо чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями бронхов и легких. Это обусловлено многими причинами, но основные — неспособность противостоять инфекциям и особенное строение бронхолегочной системы у детей. Чтобы лучше понять цели и задачи физических упражнений в лечении и предупреждении бронхолегочных заболеваний у детей, необходимо иметь представление об особенностях строения и функции детских органов дыхания. Органы дыхания расположены в грудной клетке и состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта, околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых cерозной оболочкой (плеврой). Грудную клетку образуют грудной отдел позвоночника с двенадцатью парами ребер и их хрящевыми продолжениями и грудина. В верхнее отверстие грудины заходят верхушки легких, через него проходят область шеи, артерии, вены, лимфатические сосуды, нервы, трахея и пищевод. Нижнее отверстие грудной клетки закрыто мощной мышцей — диафрагмой. Межреберные промежутки заполнены межреберными мышцами. При спокойном дыхании происходит поднимание ребер кверху благодаря сокращению наружных и внутренних межреберных мышц. При усиленном или затрудненном вдохе в действие вступает ряд вспомогательных мышц. Форма грудной клетки имеет вид неправильного усеченного конуса. Изменения формы грудной клетки могут возникнуть вследствие искривления позвоночника. При искривлении позвоночника в сторону формируется сколиотическая, а при искривлении назад — кифотическая форма грудной клетки. Асимметрическая форма нередко наблюдается при заболеваниях легких и плевры. Органы дыхания у ребенка имеют такое же строение, как и у взрослого человека, но при этом отличаются рядом особенностей. В чем же состоят особенности строения и функции органов дыхания у детей? Нос у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узки, что предрасполагает к частым насморкам (ринитам). Слизистая оболочка носа имеет очень нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в связи с чем, даже небольшой воспалительный процесс ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов. Это затрудняет у ребенка дыхание через нос. Малыш часто дышит ртом, что приводит к проникновению инфекции и холодного воздуха непосредственно в бронхи и легкие. Не случайно многие заболевания легких у детей начинаются именно с, казалось бы «безобидного», насморка. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос. Глотка продолжает полость носа. У ребенка первых лет жизни она относительно короткая и узкая. В ней имеется важное образование — глоточное лимфатическое кольцо. У детей раннего возраста лимфатическое кольцо развито недостаточно, что способствует развитию ангин. Гортань ребенка расположена в передней верхней части шеи. Это очень важная часть дыхательного аппарата. Гортань у детей, по сравнению с взрослыми, относительно короткая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Слизистая оболочка гортани у детей нежная, рыхлая, богата кровеносными сосудами и нервными веточками. В стенке гортани содержится большое количество лимфоидной ткани, поэтому даже при слабо выраженном воспалительном процессе у малышей гортань суживается, что вызывает затрудненное дыхание. Продолжением гортани являются трахея и бронхи. Просвет трахеи в раннем возрасте имеет эллипсообразную форму, а у детей постарше приближается к форме круга. Слизистая оболочка её нежная, богатая кровеносными сосудами, в ней относительно много слизистых желез. Трахея у детей мягкая, легко сдавливается и смещается. Из области шеи она входит в грудную клетку и делится на два крупных бронха. Место разделения трахеи на бронхи называется бифуркацией. У детей раннего возраста бифуркация находится на уровне 3-го, а у старших детей — на уровне 5-го грудного позвонка. Бронхи являются самым обширным участком воздухопроводящих путей, по которым в легкие поступает атмосферный воздух, богатый кислородом, а из легких выводится отработанный воздух, бедный кислородом и богатый углекислотой. Внешне бронхи напоминают ветвистое дерево, перевернутое кроной вниз. Мельчайшие веточки — бронхиолы — заканчиваются маленькими пузырьками — альвеолами, которые составляют непосредственно легочную ткань (легкие). В альвеолах происходит важнейший для организма жизненный процесс — обмен газов. Густая сеть мельчайших кровеносных сосудов (капилляров), оплетающая каждую альвеолу, производит непрерывное всасывание одних газов и выделение других. Углекислый газ из крови переходит в просвет альвеол и через бронхи выделяется во внешнюю среду. В то же время кислород, необходимый для жизнедеятельности организма, из атмосферы поступает в альвеолы и из альвеол — в кровь. Газообмен в легких идет очень интенсивно. Малейшее его нарушение из-за воспалительных процессов приводит к дыхательной недостаточности. Размер бронхов у малышей относительно невелик, поэтому при заболеваниях бронхитом происходит частичная закупорка просвета бронхов слизью. Бронхи ребенка очень чувствительны к воздействию вредных факторов внешней среды. Чрезмерно холодный или горячий воздух, повышенная влажность, загазованность, дым или пыль экологически вредных предприятий, вызывает застой слизи в бронхах и способствует возникновению бронхита. Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 2 — в 10. Повышенное или пониженное давление в легких создается мышечным усилием. Грудная клетка со всех сторон оплетена мышцами. Самые главные из них, обеспечивающие акт дыхания, — это межреберные мышцы и диафрагма. При вдохе сокращение межреберных мышц и мышц диафрагмы приводит к расправлению легких, увеличению их объема. Давление находящегося в легких воздуха падает, становится ниже атмосферного — и легкие как бы засасывают воздух извне. Выдох осуществляется пассивнее, без особых мышечных усилий. При этом мышцы, обеспечивающие своим сокращением вдох, расслабляются. Объем грудной клетки и легких уменьшается, и воздух выжимается наружу. Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у детей 5-6 лет — около 25, а у детей -10-15 лет — 18-20. При заболевании легких картина резко меняется: нарушаются частота и ритм дыхания, оно нередко становится тяжелым и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ребенку ценой больших усилий. Почему так происходит? Болезнь изменяет условия дыхания: нарушаются нормальные условия прохождения воздуха по воздухоносным путям. В большинстве случаев происходит их сужение. К этому предрасполагает и само строение органов дыхания у детей. Во время насморка набухает слизистая оболочка носа. Это набухание может быть настолько сильным, что носовые ходы, и без того довольно узкие, почти полностью закрываются, а слизь, вырабатываемая слизистыми оболочками, окончательно преграждает прохождение воздуха через носовые ходы. Вследствие этого ребенок начинает дышать ртом, нарушается нормальная вентиляция легких. Ещё тяжелее дышать малышу при сужении нижних отделов дыхательного тракта — гортани, трахеи, бронхов. В этом случае доступ воздуха в легкие резко сокращается. Ребенок жалуется на нехватку воздуха, одышку, каждый вдох дается ему с большим трудом. При заболеваниях бронхов и легких у детей возникает расстройство дыхания, нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма. Кроме того, болезнь резко ограничивает двигательную активность малыша. Ребенок щадит себя, старается мало двигаться. Да и сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. И это неверно. Родители должны знать, что даже во время болезни двигательная активность для ребенка необходима. Недостаток движений губительно сказывается как на общем состоянии больного малыша, так и на течении воспалительного процесса в органах дыхания, еще больше нарушая их функцию. Поэтому лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом комплексного лечения больного малыша. ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами. В крови ребенка увеличивается содержание красных кровяных шариков (эритроцитов). ЛФК активизирует выработку биологически активных веществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно уменьшают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов. Таким образом, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания. О том, какие упражнения следует выполнять, вы узнаете из следующей публикации.


Правильное питание школьника1 сентября с радостным нетерпением ждут даже самые закоренелые двоечники. По школе (пусть это чувство уйдёт на первом же уроке) соскучилась вся ребятня. Нам же, родителям, следует понимать главное - в погоне за знаниями наши любимые чада часто теряют здоровье. И только от нас зависит, насколько процесс учёбы пройдёт безболезненно для растущего организма. Как поешь — так и поучишься «Пустое брюхо к ученью глухо», гласит народная мудрость. Чем и как нужно кормить ребёнка, чтобы он учился лучше? Сладкий йод Два «рецепта для ума» знают все родители. Первый — сладкий: сахар и глюкоза. Они стимулируют мышление. Второй рецепт — продукты с йодом. Глюкоза нужна для работы мозга, однако потреблять её или сахар специально для стимуляции умственной работы не нужно, — объясняет Михаил Богомолов, врач-психоэндокринолог и президент Российской диабетической ассоциации. — При нормальном содержании глюкозы в крови в мозг её поступает вполне достаточно. Нашим школьникам нужны овощи и фрукты, а не сладости. Они и так получают их в избытке. Об этом свидетельствует небывалый рост сахарного диабета 2-го типа среди детей. Это взрослая форма болезни, и у детей её никогда раньше не было. Здоровым детям лучше принимать йод с пищей, а не в виде таблеток. Для этого достаточно использовать йодированную соль. Покупая её, внимательно читайте информацию на упаковке: выбирайте соль не с йодитом калия, а с йодатом (KIO3). Он более устойчив и не разрушается при готовке. Кроме соли йодом богаты морская рыба и прочие морепродукты. Вариант «Омега» Школьника нужно кормить рыбой не менее 2-3 раз в неделю. И дело не только в йоде, с морской рыбой ребёнок также получит достаточное количество хороших белков и омега-3 жирных кислот. От них зависит степень концентрации внимания и способность к обучению. Особенно омега-3 кислот много в лососе, тунце, макрели, сардинах и прочей жирной рыбе. Но почти весь лосось, продающийся у нас (мы его чаще называем сёмгой), выращивают на фермах, и в нём гораздо меньше омега-3 жирных кислот, чем в лососе диком. К счастью, омега-3 кислоты есть не только в дарах моря. Их много в грецких и миндальных орехах, а также в рапсовом и льняном масле, купить эти продукты сегодня несложно. Приличные дозы омега-3 можно почерпнуть и в зелёных салатах, капустах, а также в кабачках и тыкве. Каждому школьнику — по бутылке Несколько лет назад в английских школах детей начали учить пить… воду. Каждый ученик должен был иметь собственную бутылочку, к которой можно было прикладываться прямо на уроке. Почему? В мозге 80% воды, и он очень чувствителен к её недостатку. Даже небольшой дефицит воды способен вызвать быструю усталость и головные боли. Это научные факты. Дети, имевшие доступ к воде в течение всего школьного дня, гораздо лучше справлялись с тестами, оценивающими их мыслительные способности. Так что, собирая ребёнка в школу, не забудьте положить ему в ранец или портфель бутылочку с водой. Первоклашкам нужно не менее 1,5 литра воды в день, десятилеткам — 1,75 литра, а подросткам, как и взрослым, — 2 литра живительной влаги. Газировки воду не заменят. В них куча сахара, а в «колах» ещё и кофеин. Да, он может сделать мозги более ясными, но ненадолго. Кроме того, кофеин, как и всякий допинг, «насилует» мозг, истощая ресурсы нейромедиатров. Эти вещества передают сигналы от одной нервной клетки к другой, и от них зависит не только наше мышление но и настроение. Когда их становится мало, возникают проблемы (см. таблицу). К счастью, сбалансировать количество нейромедиатров нетрудно. Достаточно давать на завтрак яйца, рыбу, постное мясо и птицу, особенно индейку, ягоды, фрукты, натуральные соки с мякотью. Не забывайте — завтрак должен быть обильным, дабы с утра «подзарядить» мозг для учёбы. Советы для родителей, как приготовить полезный завтрак для школьника, читайте ЗДЕСЬ. Болезни из ранца По данным Института возрастной физиологии РАО, у 90% школьников есть отклонения в психическом или физическом здоровье. Какие же болезни ребёнок зарабатывает вместе с аттестатом зрелости? 1. Нарушения осанки Статистика: по данным Российского НИИ детской ортопедии, нарушения осанки выявляются у 40-80% школьников. Причины возникновения: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец. Как проявляется: при сутулости — грудной отдел позвоночника выступает вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе — боковое искривление позвоночника. Профилактика: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребёнка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание. 2. Гастрит Статистика: К окончанию школы число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, увеличивается в 2 раза. Причины возникновения: еда всухомятку, большие перерывы между приёмами пищи, отсутствие в рационе горячих блюд. Как проявляется: периодические ноющие боли в верхней части живота, изжога. Профилактика: дробное питание (5-6 раз в сутки), полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов. 3. Близорукость Статистика: количество близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в 5 раз. Причины возникновения: недостаточная освещённость рабочего места, длительное перенапряжение глаз. Как проявляется: падение остроты зрения — постепенное или резкое. Профилактика: обеспечьте рабочее место ребёнка достаточным освещением — 40-60 ватт на квадратный метр. Оптимальные условия (мягкий рассеянный свет, отсутствие теней) даёт люминесцентная лампа. Следите, чтобы расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью было не менее 30-35 см, а расстояние от телевизора — в 5 раз больше, чем диагональ экрана. Длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20-40 минут. 4. Невроз Статистика: Различными формами неврозовстрадают до 50% школьников. Причины возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание. (Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов — 1,5 — 2 часа в день.) Как проявляется: чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности в себе, беспокойный сон. Профилактика: не грузите детей сверх меры домашними и дополнительными занятиями, не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня. Кстати Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные — 3 часа. После 30-45 минут занятий необходим перерыв, минимум 10 минут. Начало занятий — не ранее 8 утра, окончание — не позднее 8 вечера.


Выравниваем зубы без брекетовУ вашего ребенка начали меняться зубы? Вот только один прорезался не совсем на своем месте, другой слегка развёрнут… Хорошо бы показать малыша ортодонту, но перед школой столько забот! Однако именно в младших классах у ребёнка «просыпаются» такие вредные привычки, как покусывание губ, сосание карандаша, которые ведут к деформации зубных рядов: верхние резцы наклоняются вперед, а нижние растут неровно. Кроме того, многие дети, поступив в школу, начинают чаще болеть. Но не все родители знают, что ротовое дыхание, закрепившееся в результате частых простуд у ребёнка в качестве вредной привычки, чревато серьёзными нарушениям: не только рост челюстных костей, но и общее развитие ребёнка значительно замедляется, кровь хуже насыщается кислородом. При дыхании ртом слабо развиваются гайморовы пазухи, овал лица удлиняется, переносица расширяется. При этом верхняя челюсть сужается, нижняя – обычно отстаёт в росте, а значит, не всем постоянным зубам хватит места в ряду, поскольку они всегда значительно крупнее молочных.
Выравниваем зубы без брекетовНеправильный прикус — это не только эстетическая проблема. Он может быть причиной серьезных заболеваний. Патология прикуса провоцирует развитие кариеса. 80 процентов взрослых пациентов от 30 лет и старше имеют заболевания пародонта, что приводит к ранней потере зубов. Мы рекомендуем показать малыша детскому стоматологу уже в год, когда прорежутся первые зубки. Только стоматолог может заметить скрытую от глаз родителей патологию и вовремя назначить лечение.
В детской стоматологии ведущее место занимает профилактика, которая, как известно, обходится дешевле. Грамотный специалист научит ребенка правильно пользоваться зубной щеткой, ухаживать за ротовой полостью. Он же примет меры для укрепления эмали. А регулярные профилактические походы в клинику приучат маленького пациента не бояться человека в белом халате. Сейчас используются цветные пломбы, и ребенок может активно принимать участие в лечении, сам выбрать пломбу любого цвета. Так что визит к стоматологу может быть приятным и интересным.
Выравниваем зубы без брекетовВ 5-7 лет, при смене молочных зубов на постоянные, нужно обязательно побывать у врача-ортодонта. В ранней ортодонтической коррекции сегодня используются такие аппараты, как трейнеры. Они способствуют выравниванию зубного ряда, стимулируют развитие различных челюстных отделов и «учат» мышцы лица и языка правильно работать. У детей 6-12 лет со сменным прикусом после ношения трейнеров обычно не возникает необходимости в других видах ортодонтического лечения, поскольку эти аппараты устраняют саму причину неправильного роста зубов – неправильную функцию мышц, окружающих зубные ряды.
Выравниваем зубы без брекетовВ шесть лет у ребенка начинается активный рост челюстных костей, который происходит одновременно со сменой зубов, и продолжается до 12 лет. В раннем сменном прикусе (6-9 лет) прорезываются первые большие коренные зубы и меняются передние. В этот период аномалии прикуса и развития зубных рядов становятся уже заметными даже родителям. Сегодня более 78% юных москвичей школьного возраста нуждаются в исправлении прикуса. Известно, что аномалии прикуса провоцируют кариес и болезни пародонта. Но лечение у ортодонта – длительный и сложный процесс, занимающий 2-3 года, требующий терпения и дисциплины и со стороны ребенка, и со стороны его родителей. Помочь ребёнку предотвратить формирование серьёзной аномалии прикуса теперь можно с помощью стандартных ортодонтических аппаратов серии «Миобрэйс», разработанных специально для ранней коррекции в сменном прикусе. Эта система стала прекрасной альтернативой традиционным брекетам и ортодонтическим дугам, поскольку не ранит нежную зубную эмаль - у детей до 16 лет она ещё очень уязвима.
Трейнеры «Миобрэйс» по виду напоминают двучелюстные боксерские каппы. Они сделаны из упругого силикона и имеют встроенную расширяющую дугу, которая выравнивает зубные ряды, нигде при этом с ними не соприкасаясь - гибкая оболочка из силикона аппарата обеспечивает максимальный комфорт. Система «Миобрэйс» для школьников постарше имеет специальные эластичные ячейки, задающие правильное положение каждому прорезывающемуся зубу, и если он стоит неровно, то упругие клинышки ячеек разворачивают его в правильное положение. Размер «Миобрэйс» ортодонт подбирает индивидуально, и даже слепки при этом делать не нужно – врач просто измеряет ширину передних резцов специальной линейкой. Ребёнок носит такой позиционер всего 1-2 часа днём и ночью во время сна, т.е. коррекция происходит незаметно для окружающих, что для ребёнка немаловажно, да и родителям такой режим легко контролировать.
Выравниваем зубы без брекетовДетям с ротовым дыханием использование «Миобрэйс» помогает восстановить носовое дыхание, даже если у ребёнка аденоиды. Параллельно школьник расстаётся и с многими вредными привычками – специальный «язычок» аппарата вырабатывает у ребёнка правильное положение языка, которое способствует естественному расширению свода верхней челюсти, улучшению формы нёба, фонации и коррекции речевых проблем. Конструкция «Миобрэйс», сочетая метод функциональной коррекции с механическим выравниванием, обеспечивает стабильность результатов лечения и значительно сокращает его сроки. Кроме того трейнеры «Миобрэйс» не ранят слизистые ткани рта и твёрдые ткани зуба и сохраняют эмаль зубов крепкой и здоровой.
Все средства миофункциональной коррекции - и вестибулярные пластинки, и трейнеры, и «Миобрейс» рекомендуется носить около 1-го часа днём плюс надевать на всю ночь. Таким образом, тренировка происходит преимущественно дома, под присмотром родителей и процесс коррекции протекает незаметно для окружающих - уже через пару месяцев заметно улучшается профиль и даже осанка ребёнка, поскольку все системы в организме развиваются во взаимном влиянии и посадка головы часто зависит от челюстно-лицевого развития.

Лечение с использованием трейнеров и других средств миофункциональной коррекции предполагает не только регулярный контроль врачом их правильного использования, но и выполнение ребёнком под контролем консультанта центра различных игровых упражнений, значительно повышающих эффективность коррекции, которая в целом занимает не более 6 -8 месяцев, а стоит в несколько раз ниже традиционных брекетов. При этом вы сохраните зубы ребёнка здоровыми, а улыбку красивой.


Соки повреждают детские зубыДетские зубы серьезно страдают то соков, которые условно относятся к категории «здоровых» продуктов, предупреждают ученые. По словам стоматологов, натуральный сок в смеси с чистым сахаром – самая худшая смесь для ткани зубов. Большинство родителей не знают, что соки, которые продаются в розничной сети, содержат столько же сахара, сколько обычная газировка. По словам эксперта стоматологии, Филиппа Стемера, дети должны быть ограничены одним стаканом сока в день. По его словам, воздействие кислоты разрушает всю поверхность зуба, но больше всего страдает жевательная поверхность. Даже диетические продукты без сахара, из-за их высокой кислотности, могут повредить зуб. Чтобы избежать этого, время приема соков и газировки следует подбирать так, чтобы оно совпадало с основными приемами пищи. Второй совет стоматолога – пить соки нужно только через соломинку.


Питание во время простудного заболевания Питание ребенка во время болезниКаждый раз, когда ваш ребенок болеет, врач подробно расскажет, каким должно быть его питание, принимая во внимание характер болезни и вкусы ребенка. Питание во время простуды без температуры может быть обычным. Однако аппетит ребенка может уменьшиться даже при легкой простуде, потому что он не гуляет, меньше двигается, потому что он неважно себя чувствует и потому, что он глотает слизь. Не заставляйте ребенка есть больше, чем он хочет. Если он есть меньше, чем обычно, предлагайте ему питье между кормлениями. Пусть он пьет все, что ему хочется. Некоторые родители думают, что во время простуды нужно очень много пить. В действительности излишнее потребление жидкости принесет не больше пользы, чем умеренное. Питание при повышенной температуре Если у ребенка температура 39° или выше при простуде, гриппе, ангине или другом инфекционном заболевании, они обычно почти теряют аппетит, особенно к твердой пище. В первый день или два вообще не предлагайте ребенку твердой пищи, а жидкость давайте каждые полчаса или час, пока он не спит. Обычно больные дети охотно пьют апельсиновый сок и другие соки и воду. Не забывайте про воду. В ней нет питательных веществ, но в данное время это не имеет значения. Именно поэтому во время болезни дети особенно охотно пьют воду. Что касается остальных напитков, то это зависит от вкусов ребенка и характера его болезни. Относительно молока трудно сказать что-нибудь определенное. Больные маленькие дети обычно выпивают очень много молока. Если у них при этом нет рвоты, значит молоко - как раз то, что им нужно. Ребенок постарше может отказаться от молока или его вырвет молоком. Во всяком случае, предложите ему молока. При температуре свыше 39° лучше усваивается снятое молоко (слейте верхний слой сливок). Жир - самая трудно усвояемая часть молока. Если температура не снижается, несмотря на это, через 2 дня ребенок может почувствовать голод. Дайте ему простую легкую еду, например, сухое печенье, гренки, кашу, творожную массу, мороженое, желе, яблочное пюре, яйцо, сваренное в мешочек. Такие продукты, как овощи (вареные и сырые), мясо, рыба, птица, жиры (масло, маргарин, сливки), обычно плохо усваиваются при высокой температуре и дети от них отказываются. Однако эксперименты доктора Клары Дэвис показали, что в период выздоровления, когда температура спадет, дети с жадностью едят мясо и овощи и хорошо их усваивают. Самое главное правило: никогда не заставляйте есть то, что ему не хочется, если только у врача нет особых оснований заставить ребенка что-то съесть. Если вы его заставите, то можете вызвать рвоту. Если у ребенка рвота Рвотой сопровождаются очень многие заболевания, особенно вначале, пока держится высокая температура. Питание в это время определяется многими факторами и установить его может только врач. Однако, если у вас нет возможности немедленно посоветоваться с врачом, следуйте предложениям настоящего раздела. Рвота происходит потому, что болезнь выводит из строя желудок, который оказывается не в состоянии удержать пищу. Хорошо дать желудку возможность полностью отдохнуть по меньшей мере 2 часа после приема пищи. Затем, если ребенок попросит, дайте ему глоток воды, сначала не больше 10-15 г. Если вода останется в желудке и ребенок попросит еще, дайте ему немного воды через 15-20 минут. Если ребенку очень хочется пить, давайте ему постепенно все больше воды, но не более чем полстакана. В первый день не давайте больше, чем полстакана жидкости в один прием. Если после воды рвота не возобновится, попробуйте дать немного апельсинового сока и газированного напитка. Если после рвоты благополучно прошло несколько часов и ребенок просит есть, дайте ему что-нибудь легкое, например, столовое печенье, столовую ложку каши или яблочное пюре. Если он хочет молока, снимите с него сливки, прежде чем дать ребенку. Если рвота возобновится, будьте неумолимее. Ничего не давайте в течение 2 часов, а затем начните с чайной ложки воды или раскрошенного льда. Через 20 минут дайте ребенку еще 2 чайные ложки воды. Увеличивайте количество воды очень осторожно. Если ребенок, у которого была рвота, не хочет пить даже несколько часов спустя, не предлагайте ему ничего - его почти наверняка стошнит снова. Такая осторожность объясняется тем, что с каждой рвотой ребенок теряет больше, чем он выпил. Рвота, которая была вызвана болезнью с высокой температурой, бывает чаще всего в первый день и потом обычно больше не повторяется, несмотря на то, что температура остается высокой. Иногда в рвоте могут быть маленькие пятна или жилки крови, если ребенок сильно тужился. Это само по себе не опасно. Не перекармливайте ребенка в конце болезни Если у ребенка в течение нескольких дней была высокая температура и он ничего не ел, он, естественно, похудеет. Когда с ребенком это случится впервые, мать очень тревожится. Когда температура спадает и врач разрешает постепенно перейти к нормальному питанию, матери не терпится накормить ребенка посытнее. Но часто после болезни он сначала отказывается от пищи. Если мать каждый раз, день за днем настаивает, аппетит к ребенку может никогда не вернуться. Этот ребенок не забыл, как он ел раньше, и не настолько ослабел, чтобы не быть в состоянии есть. К тому времени, когда у него спадет температура, в организме останется еще достаточно инфекции, которая поражает его желудок и кишечник. Как только ребенок увидел пищу, его желудок и кишечник сразу же предупреждают его, что они еще не готовы ее принять. Если вы пичкаете ребенка пищей и заставляете его есть в то время, как он чувствует легкую тошноту из-за болезни, отвращение к пище укореняется у него быстрее, чем у здорового ребенка. За несколько дней вы можете надолго отбить у него аппетит. Как только желудок и кишечник оправятся от болезни и снова смогут переваривать пищу, к ребенку возвращается сильное чувство голода. В первую неделю или две после болезни он ест много и с жадностью, чтобы компенсировать упущенное. Иногда он может захныкать, прося еще поесть спустя 2 часа после сытного обеда. Трехлетний ребенок потребует определенных видов пищи, которые особенно нужны его истощенному организму. В период выздоровления родителям следует давать ребенку только ту еду и питье, которые ему хочется, без всяких настояний и терпеливо, но с уверенностью ждать признаков готовности к прибавке питания. Если через неделю аппетит к ребенку не вернулся, посоветуйтесь с врачом.


На правах рекламы Грипп у детейЗима и осень – время холодной и сырой погоды, нагрузок на организм становится все больше, а витаминов все меньше. Известно, что это является благодатной почвой для развития инфекционных заболеваний, в том числе и гриппа. Нам помогла разобраться в этом врач-педиатр с 33-летней практикой, специалист по лечению инфекционных заболеваний у детей, Валентина Ивановна Ролина. Чем опасен грипп? Грипп – наиболее тяжелое и широко распространенное заболевание, вызываемое вирусами, которые поражают верхние дыхательные пути. Поскольку вирус гриппа легко передается воздушно-капельным путем, он быстро распространяется и в течение одного сезона охватывает практически все регионы страны. В России ежегодно регистрируется от 27 до 41 миллиона случаев заболеваний гриппом и ОРВИ. Нередко грипп заканчивается смертельным исходом. Начинается грипп, как и большинство вирусных инфекций, с недомогания. Затем состояние быстро ухудшается: начинаются головные боли, боли в мышцах и суставах, повышается температура тела, появляется общая слабость организма, зачастую наблюдаются рвота и расстройство стула. Как отмечает Валентина Ивановна, грипп особенно опасен для детей до 4-5 лет. Это связано с незрелостью иммунной системы, а также с далеко не всегда правильным и сбалансированным питанием. При этих условиях организм страдает от нехватки витаминов и подвержен вирусным заболеваниям. Ослабляет иммунитет ребенка и неправильный прием лекарственных препаратов, например, антибиотиков и иммуномодулирующих препаратов, принимаемых без назначения врача. Поскольку вирус распространяется очень быстро, особое внимание стоит уделять профилактике в организованных коллективах – детских садах и школах. Еще одна опасность гриппа – это осложнения, которые могут протекать в средней и тяжелой степени тяжести. Осложнения бывают в виде бронхитов, отитов, пневмонии, поражения мочевых путей. Тяжелые формы – поражение головного мозга, неврит, энцефалит, серозный менингит. Самым распространенным осложнением является пневмония, вызванная, как правило, вторичной бактериальной инфекцией. Истинная первичная гриппозная пневмония встречается редко, она может возникнуть, прежде всего, у больных, страдающих хроническими заболеваниями сердца и легких, которые сопровождаются застойными явлениями в легких. После гриппа часто наблюдается обострение хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания почек и др. У детей, чаще до 7-ми лет, может возникнуть осложнение в виде синдрома Рея (в основном после заболевания гриппом «В» и употребления салицилатов), который проявляется энцефалопатией и поражением печени. Каждую эпидемию гриппа сопровождает повышенная смертность. Наибольшее количество летальных исходов зарегистрировано у детей в возрасте до 4 лет и у пожилых людей (старше 65 лет). Госпитализации подлежат до 500 детей на 100 000 человек населения. Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. Грипп у ребенкаПрофилактика гриппа Грипп опасен не только своими осложнениями, но и угрозой ослабления здоровья детей вследствие неправильного лечения. Поэтому так важно правильно укреплять иммунитет ребенка. Грипп вызывается не бактериями, а вирусом, поэтому антибиотики в борьбе с ним бессильны. С вирусами должна бороться защитная система организма. В организме вырабатываются интерфероны, которые меняют работу клеток так, что те не воспринимают вирус и не дают ему размножаться. Когда защитных сил организма недостаточно, требуется назначение препаратов-интерферонов, которые стимулируют выработку собственных интерферонов организма и обеспечивают невосприимчивость к повторному заражению вирусами. Существуют специальные варианты вакцин для иммунизации детей. Прививки против гриппа проводят ежегодно осенью (октябрь-ноябрь) в предэпидемический по гриппу период. Живые гриппозные вакцины воспроизводят в организме ослабленную естественную инфекцию, благодаря чему в организме вырабатывается иммунитет к вирусу. Иммунитет носит кратковременный характер, поэтому требуется ежегодное проведение прививок. Не стоит пренебрегать советами врачей в разгар эпидемии – всегда надевать специальные маски, выходя на улицу и в места скопления людей. Также рекомендуется часто проветривать помещения. Это поможет снизить риск заражения, поскольку создаст барьер для вирусов, передающихся воздушно-капельным путем. Лечение гриппаЛечение гриппа Если все же ребенок заболел, важно своевременно начать симптоматическое лечение для улучшения его состояния. Известно, что высокую (выше 38,5 градусов) температуру нужно снижать, давая ребенку жаропонижающие препараты. Но этого недостаточно. Симптомы, с которыми также нужно бороться – это озноб, боль в мышцах, насморк и затрудненное дыхание (оно может являться признаком отека дыхательных путей). Все эти симптомы не только утяжеляют общее самочувствие ребенка, но и серьезно увеличивают нагрузку на его организм. Поэтому, в первую очередь, для снятия симптомов требуются: парацетамол для снижения температуры, антигистаминное средство для снятия отечности и облегчения носового дыхания, а также витамин С, который повышает сопротивляемость организма. Эти лекарства можно купить в аптеке по отдельности, но также существуют комплексные препараты, включающие в себя все необходимые компоненты, с дозировкой, разрешенной для детей. Например, «АнтиГриппин для детей» (Natur Produkt). Он разработан со специальной «детской формулой», которая рассчитана на детей в возрасте от трех лет. Он выпускается в виде шипучих водорастворимых таблеток, а именно эта форма выпуска имеет свои преимущества перед другими формами лекарств, потому что не оказывает повреждающего действия на слизистую оболочку желудка, а действующие вещества всасываются быстрее. Так что эффект наступает сразу же после приема препарата. При выборе лекарств для ребенка, Валентина Ивановна рекомендует обращать особое внимание на то, что детям запрещено давать ацетилсалициловую кислоту (аспирин), так как он раздражает слизистую оболочку желудка. Поэтому внимательно изучайте состав комплексного лекарства от гриппа для детей при его покупке. Обязательно нужно следить, чтобы лекарственные препараты были хорошего качества и от проверенного производителя. Например, европейские производители следуют требованиям международного фармацевтического стандарта GMP, который гарантирует пациенту эффективность и безопасность препарата. Доступность лекарственных препаратов и безрецептурный отпуск антибиотиков нередко приводят к их неправильному применению и появлению осложнений после лечения. Как известно, антибиотик чаще всего убивает не только вредные бактерии, но и полезные (которые необходимы организму для усвоения полезных веществ из пищи), что вызывает дисбактериоз. Поэтому прием антибиотиков должен быть оправданным, чтобы не нанести вред детскому организму и не ослабить его иммунитет. Не следует безответственно давать ребенку лекарственные препараты, их должны назначать только специалисты. Кроме того, необходимо придерживаться следующих правил лечения, вне зависимости от степени тяжести заболевания, – соблюдать постельный режим для ребенка, давать ему обильное теплое питье и легкую пищу, богатую свежими овощами и фруктами. И обязательно надо вызвать врача! Лечение гриппа у детей должно быть правильным!


Очень часто обеспокоенные родители обращаются к врачу по поводу появления на коже малыша различных образований, в народе именуемых бородавками. Врачи называют их папилломами – доброкачественными опухолями или разрастаниями кожи. Однако, это не единое заболевание, а целая группа проблем, в основном вирусного происхождения. Самыми частыми у детей считаются контагиозный моллюск и вирусная папиллома (ВПЧ). О них поговорим подробно. Контагиозный или инфекционный моллюск Это кожная опухоль вирусной природы, доброкачественная по своему характеру. Обычно вирусы поражают клетки верхнего слоя кожи – кератиноциты, в результате утрачивается контроль над делением клетки и разрастается определенный участок кожи. Кроме того, вирусы блокируют иммунные клетки, которые осуществляют контроль за делением, поэтому моллюски чаще возникают у тех, кто имеет проблемы с иммунной системой. А так как у малышей дошкольного возраста иммунная система работает еще несовершенно, поэтому они чаще других подвержены этой болезни. Эта болезнь чисто человеческая, поэтому при контакте с животными (например, домашними или уличными) ею заболеть нельзя. Она заразна. Поэтому могут болеть и несколько детей в семье, и даже взрослые, хотя это и редко, но бывает. Основные пути передачи от больного малыша к здоровому, при непосредственных тесных контактах. Вторым вариантом заражения может быть пользование общими предметами гигиены, ношение одежды больного ребенка, его мягкие игрушки. Больше вероятности заболеть имеют дети с кожными проблемами, когда есть участки повреждений – ссадины, царапины, дерматит – тогда вирусу проще проникнуть в толщу кожи. Исходя из способа передачи, чаще всего он встречается в организованных детских коллективах – садиках, интернатах, лагерях. Другим отличным местом для того, чтоб подцепить данный вирус являются общественные бани или бассейны – влажный воздух, кожные контакты и большое число народа способствуют этому. Не все одинаково восприимчивы к вирусу – обычно чаще страдают дети из группы часто болеющих, аллергиков, имеющих проблемы с пищеварением. Период инкубации обычно длится от 2-3 недель до двух месяцев, причем могут быть первичное поражение и дальнейшие отсевы с него. Как же его узнать? Высыпания могут появиться на любом участке тела – лице, руках, шее, ногах, плечах, животе и даже половых органах – не может их быть только на ладонях и подошвах, чем они существенно отличаются от папиллом. Поэтому, если вы обнаружили моллюск у кого-то из детей, тщательному осмотру надо подвергнуть всю семью и все части тела каждого ее члена. Обычно появляется один или несколько элементов, похожих на узелки в толще кожи, они имеют телесный или розовый цвет, иногда описываются как «жемчугоподобные» уплотнения. В центре этих уплотнений обычно есть «пупкообразное» вдавление или углубление. Они не бывают больших размеров, обычно от 1 до 15 мм в диаметре, если сливаются, могут образовывать достаточно обширные участки. Никаких других проявлений обычно не бывает – не температуры, ни недомогания, редко малыши могут чувствовать легкий зуд, расчесывать их и присоединяется воспаление. Тогда элементы могут покраснеть. Характерным симптомом, отличающим моллюск от всех кожных инфекций и поражений является то, что при надавливании на него пинцетом, выделяются творогообразные крошки. Они содержат внутри себя много вируса. Поэтому трогать и давить это руками не стоит – можно разнести инфекцию. Обычно они не осложняются – но если ребенок их расковыряет или расчешет, могут присоединиться микробы и возникнет ранка. Ее нужно только обрабатывать антисептиками, чтобы не допустить развития нагноения. Диагностика и лечение моллюска Конечно, в случае типичного течения и проявления у нескольких детей сомнений нет, но, иногда моллюск сложен для распознавания. Поэтому пусть точным диагнозом и лечением займется врач-дерматолог. У взрослых моллюск может пройти и сам, но из-за своей потенциальной заразности детям обычно рекомендуется удалить моллюска сразу, как он обнаружен. После того, как врач отметит все элементы, их количество и расположение, он предложит на выбор несколько методов. Обычно каждый узелок либо выдавливают, либо выскабливают специальным инструментом – острой ложечкой Фолькманна. После этого, место где был моллюск обрабатывают антисептиками (йод, фукорцин или другие), чтоб образовалась корка. Процедура немного болезненна. Но обычно малыши ее переносят достаточно хорошо, но если ребенка это волнует – врач сделает местную анестезию особым кремом или раствором. Можно прижечь прыщик лазером или жидким азотом, если это совсем малыши, которые не смогут терпеливо высидеть на процедуре. После любого из этих воздействий корочку два-три раза в день обрабатывают антисептиками, но не дают ей сдираться, чтоб не разносить оставшиеся еще в ней моллюски. Корка должна отпасть сама. Иногда рекомендуется наносить вокруг ранок еще особый гель, он будет препятствовать отсеву из ранки новых элементов и не даст возможности повториться развитию моллюска. Кроме местного лечения, при обильных высыпаниях назначается иммунотерапия вифероном или его аналогами. Что еще нужно знать о моллюске? Во время лечения надо особое внимание обратить и на вещи ребенка – все белье, постель и всю одежду ребенка стирают на 90 градусах и тщательно проглаживают, тщательно стирают и моют все его игрушки. Чтобы предупредить развитие инфекции хорошо бы оградить ребенка от детей в садике, уведомить воспитателя, чтобы были осмотрены и остальные дети в группе. Карантин при этом заболевании не накладывается, но лечение требуется всем детям. Чтобы не заболеть этим неприятным заболевание требуется соблюдение гигиены – и личной, и гигиены жилища. Стоит выделить ребенку отдельное полотенце, мочалку и мыло, регулярно проводить осмотр тела малыша на предмет высыпаний. А что такое бородавки? Бородавки (папилломы) – это разнообразные разрастания кожи, вызываемые группой вирусов, объединяемых общим названием «вирус папилломы человека» или ВПЧ. На сегодня учеными выявлено около 70 видов ВПЧ, которые могут вызывать папилломы кожи у детей и взрослых. У детей развитие бородавок связано с физиологически незрелой иммунной системой, чаще возникают при повреждении кожи, тогда вирусу проще проникнуть в кожные покровы. Порой их локализация настолько неудобна, что существенно затрудняет возможность их удаления. Вирус достаточно распространен в природе, ребенок инфицируется при контакте с человеком или животным, страдающим одной из форм ВПЧ. Отмечается длительное сохранение вирусов и на поверхностях вещей, он устойчив к воздействию холода и высыханию. Особенно легко заражение происходит при наличии повреждений кожи – ссадин, трещин, воспаления, дерматита. Отмечается возможность заражения при купании в общественных бассейнах – хлор делает кожу рыхлой. Вирус не очень заразен, но при прямом и длительном контакте передача его очень вероятна, заразными могут быть предметы общего пользования в садиках, игрушки, общая ванная или душ. Бородавки, локализованные в одном месте, при снижении иммунитета и благоприятных условиях могут распространяться на другие области. Однако, с момента заражения до первых проявлений может пройти от нескольких недель до года. Считается, что до 10% населения, в том числе и дети, заражены ВПЧ, причем в последнее десятилетие заболеваемость выросла вдвое. Чаще всего бородавки возникают у детей школьного возраста примерно до 13-15 лет. Какие виды бывают у детей? У детей встречаются обычные или вульгарные бородавки, которые чаще всего локализуются на кистях рук. На втором месте стоят плоские бородавки, располагающиеся на лице и руках, на третьем подошвенные. Очень редко у детей бывают папилломы внутренних органов и аногенитальные (на половых органах). Мы уже говорили, что вирусы папилломы множественны, но обычно они располагаются на конечностях, ладонях и подошвах (в отличие от моллюска), а кроме того, на волосистой части головы и даже слизистых. В самом начале своего возникновения они имеют телесный цвет, локализуясь на лице или ладони, растут и не меняют своей окраски. Иногда на одном месте могут образоваться сразу несколько бородавок – это могут быть округлые образования на тонкой ножке, которые в дальнейшем по прошествии времени могут потемнеть и приобрети причудливые формы. Сами по себе они не болезненные и кроме не очень эстетичного внешнего вида никаких неприятностей не доставляют. Другое дело бородавки подошвенные – они могут доставлять неприятности при ходьбе и травмироваться обувью. Ножки у них не бывает – они обычно бывают плоскими, имеют грубые ороговевшие поверхности, темного цвета. Внутри бородавки могут возникать темные точки. Это участки кровоизлияний сосудов, травмированных папилломой. Кроме того, они обычно залегают в глубине кожи и их очень сложно лечить и удалять, так как просто вырезать их невозможно без рубца и сильного травмирования, а прикладывать специальные мази не очень удобно. Вдобавок, такие виды бородавок очень часто появляются повторно – так как кода ног обычно влажная, теплая и создает комфортную среду для папиллом. Если папилломы располагаются в местах повышенного трения или травмирования, они имеют склонность к разрастанию и отсеву. Поэтому, если они никак не беспокоят малыша, лучше всего их не трогать совсем. Диагностика и способы лечения Конечно, при типичной локализации и внешнем виде диагноз становится ясен уже при осмотре, но если есть сомнения, врач-дерматолог порекомендует гистологическое исследование. С папилломы возьмут малюсенький кусочек и исследуют под электронным микроскопом и выявят вирусы. Лечение папиллом разнообразное и, к сожалению, не всегда 100% эффективное. Чаще всего папилломы произвольно исчезают сами через 1-2 года или даже ранее, иммунная система справляется сама. Поэтому, если локализация ее не мешает жизни и ребенок нормально переносит ее наличие, лучше ничего не трогать. Но, если же папилломы расположены на стопах или причиняют ребенку неудобство. Дерматолог порекомендует методы их удаления. Методы борьбы. Плюсы и минусы Первыми в арсенале дерматологии и косметологии стоят физические воздействия – это высокие или низкие температуры, воздействие волновых токов. Лазер и замораживание жидким азотом применяют часто. Но не для всех локализаций это подходит – могут оставаться шрамы и рубцы. Поэтому – если это папиллома на ножке и расположена на руке – возможно, вам пойдет этот метод. А вот для лечения подошвенных и плоских папиллом эти методы неприменимы. Кроме того, все эти воздействия требуют местного обезболивания, поэтому в основном применяют у детей старше 4-5 лет. Если было выбрано замораживание жидким азотом (криотерапия), потребуется несколько аппликаций по 15-30 секунд, раз в три-четыре недели. Дома в интервалах между прижиганиями необходимо обрабатывать корочку растворами антисептиков – йода, зеленки, фукорцина. Если все идет по плану, обычно через 2-4 месяца полностью вылечиваются все папилломы. Врач может предложить в тех местах, где невозможно или неудобно удалить лазером или азотом, так называемые кератолитики, кремы или мази, то есть вещества, обладающие прижигающим и отшелушивающим эффектом. У детей применяют только с 10-12 лет и только вещества на базе салициловой или молочной кислоты. Этот метод не очень удобен тем, что страдает кожа и вокруг папилломы. Поэтому окружающую здоровую кожу надо будет защищать специальными мазями или гелями. Профилактику бородавок проводить нелегко. Ведь контакт малышей между собой очень сложно предотвратить, да и инкубационный период у папиллом длительный – сложно будет установить источник. Часто в бассейны и бани ограничивают доступ малышам с подошвенными бородавками или другими кожными проблемами, но это не гарантия от заражения. И напоследок Папилломы и контагиозный моллюск являются доброкачественными образованиями кожи и имеют инфекционное происхождение. Чаще всего, они не требуют вмешательства и иммунитет справляется с ними сам. Но с точки зрения эстетики, особенно при расположении на лице, особенно у девочек и подростков, они вызывают большие проблемы в общении, стеснение и стыд. Поэтому, частыми показаниями для лечения являются именно желание ребенка и родителей. На сегодня лечить их можно, лечатся они достаточно эффективно и при правильном выполнении рекомендаций исчезнут навсегда. Ребенка с папилломами или моллюсками нельзя ограничивать в общении, из школы или садика их не изолируют, однако, надо знать о соблюдении элементарных мер гигиены - все-таки эти образования заразны.


Плохой аппетитВы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят, грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки не хотят есть. Родители же стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку..." до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом... - Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова. Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки... Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть. Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом". Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых. Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле. Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми. Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, скорее всего невольно начинаете себя успокаивать: ну, у нас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра... Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело. Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах. Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена. Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации. Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть - вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций? Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во-первых, очень живуч в нашем народе стереотип "сытость, упитанность - это здоровье". Особенно у людей старшего поколения, переживших войну, разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что - плохо. Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны дать своему ребенку достаточно внимания, понимания, ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании. Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка. Взрослые, которые считают важным поступать "как положено", "как должно", находятся под гнетом стереотипа "ребенок должен питаться". Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности. Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке - он слишком худой, слишком слабый, слишком часто болеет, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия. Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию. Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд. У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, - не самое лучшее, что мы можем ему дать. - А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение? - спрашиваю у Елены Анатольевны. - Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще одни блинчик, еще одну котлетку. В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение: иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье. И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного насильного кормления возникло очень неприятное нарушение - энкопорез (недержание кала). Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией. После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела - перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму. - Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать? - Начать нужно с осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях. Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных - полезные. А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступать. - Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое... И они не выдерживают, снова заставляют его есть. - Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет. Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак - не надо. До обеда - никаких перекусов. Не захотел обедать - ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется. Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогает им успокоиться и сосредоточиться. Ну, а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего "руководства", поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети - какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему. Журнал "Наш малыш" №09, 2001


Реклама на сайте
Реклама
По вопросам размещения на сайте обращайтесь к администратору. Почта toritskaya@yandex.ru
Copyright © 2012-17 Здоровье и воспитание детей
  Яндекс.Метрика